Уроки фотомастерства – композиция, экспозиция, построение кадра и другое.
Бесценный урок фотографии для новичков: как тренировать способность видения кадра
Вы видите картинку будущей фотографии до того, как поднесли видоискатель фотоаппарата к глазам? Лично я, когда приходится много снимать (например, в отпуске), могу представить фото в голове заранее. И, насколько я понял после прочтения различных статей и книг, профессиональные фотографы обладают таким даром. Недавно мне попались на глаза философские рассуждения одного англоговорящего специалиста, в котором он дает совет, как можно развить в себе этот навык. Меня фотоурок настолько впечатлил, что я незамедлительно опробовал полученные рекомендации на практике. Давайте расскажу и покажу, что из этого получилось. Может и вы заинтересуетесь.
Как-то один мой друг рассказывал историю о том, как он вместе со знакомым фотографом шел через луг. Казалось, ничего впечатляющего вокруг не было заметно. Но тут фотолюбитель сказал: «Вот он!» — встал и сделал потрясающий кадр. «Представляешь!» — говорил мне друг: «Там просто поле и пару кустиков. Я бы в жизни не поверил, что можно снять такое красивое фото. А он видит…»
Когда у меня между съемками случаются большие перерывы, я перестаю видеть кадр. Смотрю в видоискатель, но не могу скомпоновать фотографию. Если вы читали мои отчеты о самостоятельных путешествиях, наверняка заметили, что к концу отпуска фотки получаются более красивые, чем в самом начале. Почему? Да потому, что в каждой поездке мы снимаем, в среднем, 1’500 кадров. При чем, каждый вечер мы копируем снимки на ноутбук и просматриваем, анализируем что не так, как данное фото можно было бы улучшить. И постепенно появляется способность: я точно знаю, как будет вышлядеть снимок еще до того, как достал фотоаппарат из фоторюкзака.
Мне нравится читать статьи и книги на английском языке. Все-таки, в иностранном сегменте Интернета гораздо шире выбор качественной литературы о том, как научиться красиво фотографировать. Так, мне стретилась статья, на которую я ссылался в начале данного фотоурока. Фотограф Рик Келлер (Rick Keller) рассказал об очень эффективном способе, как развивать чувство кадра, навыки построения композиции, используя «рамку кадрирования». Привожу фрагмент его урока фотографии, в моем переводе на русский язык:
Я пришел к выводу, что я не мог ясно написать просто статью, в которой рассказал про мои работы, снятые на пленку, без того, чтобы не описать сначала мой основной подход к фотографии – подход, лежащий в основе классического обучения, формирующий мой созерцательный процесс, объясняющий, как и почему я выбираю ту или иную композицию на снимке и, в конечном счете, определяющий последующий процесс печати фото. Тогда, и только тогда я мог бы чувствовать себя комфортно, посвятив себя написанию статьи о моих пленочных фотографиях. В данном эссе я кратко расскажу историю фундаментальных основ, до сих пор слегка недооцененную, концепцию выбора инструмента.
Сначала позвольте мне окунуться в небольшое философское обсуждение процесса, который многие фотографы в прошлом, настоящем и, надеюсь, будущем рассматривают, как критический шаг в построении снимка, называемый визуализация. Визуализация – не является новой концепцией или технологией фотографии. Фотографы (начинающие, любители и профессионалы) используют ее каждый день, чтобы понимать свою работу и делать ее реальностью, использовать в соответствии с их собственным стилем, того, как они смотрят и интерпретируют мир.
Что такое визуализация фотографии?
Думаю, нет лучшего способа ответить на данный вопрос, чем поделиться серией цитат от, возможно, величайшего мастера фотографии всех времен Ансела Адамса.
«Визуализация – это сознательный процесс проектирования конечного фотографического снимка в голове фотографа перед тем, как сделать первый шаг, фотографируя объект наяву».
«Термин «визуализация» отправляет к целостному эмоционально-ментальному процессу создания фотографии, и она является самой важной концепцией в фотографии».
«Визуализировать изображение (в целом или его часть) означает увидеть его четко в голове перед тем, как нажать кнопку пуск, постоянное воображение от композиции снимка до конечного отпечатка». Визуализация более точно рассматривается, как подход на пути к фотографии…»
«Первый шаг на пути к визуализации и, отсюда, на пути к выразительной интерпретации – это обратить внимание на мир вокруг нас в терминах фотографического изображения. Мы должны исследовать, что лежит перед нашим взглядом, чтобы понять его значимость, сущность, форму, текстуру и взаимосвязь уровней тонов. Мы должны натренировать наши глаза быть более восприимчивыми».
«Я уверен, что лучшие фотографы всех эстетических взглядов «видят» их окончательный снимок каким-то образом перед тем, как снять его, может благодаря сознательной визуализации, а может – благодаря похожему интуитивному опыту».
Дорогие друзья-фотографы, по моему скромному мнению, данные утверждения кратко отражают суть одной из важнейших философий в теории фотографии. Господин Ансел Адамс описал и подробно проинструктировал процесс визуализации. Он считал ее сознательным, интуитивным и эмоциональным процессом, который начинается, как построение художественного образа в голове фотографа, преднамеренно и физически переводит в визуальное и материальное выражение такой конструкции. Несомненно, Адамс, вместе с движением, называемым Группа f/64, сделали многое для превращения фотографии из живописного содержания объекта на фотографической бумаге в модернистскую форму фотографического искусства, характеризуемого подчеркиванием композиции, детализацией, формы и текстуры.
Конечно, в своих книгах Адамс пишет намного больше о том, что такое визуализация и серьезно концентрируется на оценке структуры, формы, и также о технических манипуляциях инструментами печати, конечного продукта визуализации. Уже десятилетия, с тех пор как Адамс положил основу своей философии и помог фундаментально превратить фотографию в настоящее, уважаемое искусство, фотографы продолжают использовать этот подход в соответствии с их системой убеждений, многие даже на осознают, что используют данный метод. Другие, увлеченные фотографы, без сомнений, сопротивляются этому процессу, особенно, делая первые осознанные и осязаемые шаги в переводе изображения из головы на матрицу фотоаппарата, называемый формированием комопзиции.
Как объясняет Адамс в своих книгах, процесс визуализации может даваться легко и непринужденно одним фотолюбителям, а другим, наоборот, потребуются годы тренировок и практики, перед тем, как они смогут им совладть и контролировать его. Процесс осознания и видения изображения в мозгу, распознования и ощущения его физического и/или эмоционального значения, манипулирование физичискими инструментами в процессе достижения фотографом формирования окончательной картинки, представляет собой крайне важный художественный и технический аспект, пронизывающий уроки Адамса и удерживающий историческое и практическое значение в течение 30 лет со дня его смерти.
Как многие из нас уже поняли и согласились, Ансел Адамс был несравненным фотографом-пейзажистом, страстным любителем природы и чемпионом системы национальных парков США. Также он выполнял некоторые превосходные работы в стиле натюрморт и портрет. Данный интерес Адамса к фотографии, его стиль и подходы, процесс визуализации ясно представляют его самого, как страстного фотографа, одного из тех, кто получал удовольствие в стремлении за неторопливым подходом формирования изображения в голове, переводя его в видимое изображение, и далее на печать.
Все это доказывает, что фотограф обладал двумя качествами: видением и чувством кадра. Для тех фотолюбителей, кто не снимает пейзажи, архитектуру, натюрморт или портреты, чей интерес заключается в съемке подвижных объектов, когда нет времени остановиться и задуматься, я аргументирую тем, что чистая концепция визуализации остается релевантной и для ваших случаев, как и для любого другого жанра фотографии.
С тех пор, как 80 лет назад Адамс отправился в свое долгое путешествие в фотографию, в мире произошли значительные социоэкономические и технологические изменния, полностью поменявшие его. По отношению к преимуществам, появившимся в фотографии, Адамс комментировал некоторые из этих изменений и благосклонно о них отзывался, например, об уровне автоматизации камер, о ранних стадиях изобретения цифровых фотоаппаратов, он проявлял интерес и говорил, что за такими нововведениями большое будущее.
За последние 30 лет фотографическая техника совершила большой скачок вперед. Камеры умеют многое. Но, к сожалению, забылись некоторые важные аспекты обучения искусству фотографии. И сейчас, в 2015 году, процесс визуализации снимка играет не меньшую роль, чем во времена пленочного фото. Без навыков перевода своего видения в снимок, создания и анализа композиции, построение осмысленной фотографии невозможно. Надеюсь, что большинство моих товарищей по увлечению, молодых и старых, любителей и профессионалов, приверженцев аналоговой и цифровой техники, согласятся со мною.
В наши дни интересные и впечатляющие преимущества современных фотоаппаратов, технологий производства объективов, могут, как это ни парадоксально, иметь и обратный, негативный эффект на визуализацию. Например, автоматизация (фокусировка, экспозамер, возможность увидеть готовое фото незамедлительно) определенно имеет свои преимущества и применения. Но я рассматриваю ее, как один из примеров случаев, когда «лучшее – враг хорошего» в фотографии (это – тема для другой статьи).
Автоматизация потенциально может блокировать субъективный и креативный психологический настрой и неблагоприятно воздействовать на процесс оценки композиции и создания кадра в голове. Растущая, волнующая тенденция любителей и профессиональных фотографов тратить их ментальную энергию (не говоря уже о с трудом заработанных денежных средствах и накоплениях) на граничащее с безумием обсуждение технических характеристик, как например, скорость автофокуса и его точность, скорость работы микропроцессора, емкость буфера, количество линий на дюйм, MTF-графики, шумы матрицы, пикселизация (список видится бесконечным) выглядит контрпродуктивно, они отвлекают от того, что делает фотографию шедевром.
Сейчас, следуя на поводу у общественности, наметилась тенденция меньше тратить времени, или, что значительно хуже, меньшего интереса к созерцанию, к созданию осмысленной композиции. В наши дни, откроете ли вы фотографический журнал, учебник, посмотрите ли передачу или почитаете специализированные форумы, вы увидите, что почти не обсуждается, о чем думал фотограф, выстраивая свою фотографию, какие законы заставляют работать ту или иную композицию в кадре, как ее можно было бы улучшить. И даже, если такие комментарии встречаются, то очень быстро они скатываются к обсуждению технических настроек при съемке.
Еще раз, я не говорю, что соверменные фотографы не компетентны или они не используют визуализацию повседневно. Опытные, талантливые фотолюбители применяют этот прием каждый день. Проблема, на мой взгляд, в том, что обсуждение любого впечатляющего фото быстро переходит к деталям камеры, которой оно было снято, объектива, примененного при съемке. Но не нужно забывать и о художественном видении кадра, и о влиянии креативности фотографа, навыков композиции, манипуляции светом.
Без понимания фундаментальных основ создания сильной, взаимосвязанной композиции (внутренне распознаваемые формы, их комбинации, порядок расположения, кадрирование, взаимосвязь), фотограф не сможет достичь его целей. И неважно, насколько дорогой и продвинутой камерой он владеет. Перекос в сторону техники наносит ущерб визуализации и тормозит рост навыков фотолюбителя.
Я утверждаю, что самое большое пространство для улучшения качества фотографий лежит в области тренировки видения фото, умения составить композицию. Признаюсь, я сам, в начале своей карьеры, стал жертвой этой «черной дыры», но мне посчастливилось из нее выбраться…
Что же, с таким введением в историю концепции визуализации и кратким обсуждением современных проблем, стоящих перед начинающими фотографами, давайте приступим к обсуждению очень простого, недооценненного и, возможно, забытого инструмента для облегчения визализации, который улучшит ваши навыки композиции. За годы своего увлечения фотографией я пришел к выводу, что выдающийся снимок можно получить, соединив три составляющие: художественное видение, свет и навыки фотографа. Главным образом, я пришел к такому выводу через множество попыток и анализ своих работ, опыт, изучение классических техник, анализирование работ великих мастеров.
Как я попробовал на практике научиться применять визуализацию фотоснимка
Меня статья, примеры снимков так впечатлили, что я сразу же решил поробовать на себе, приемы в ней описанные. Сначала сделал рамку из плотной черной бумаги.
На дворе – 2-е мая 2015 года. Прогуляемся по центру Екатеринбурга с нашим «бумажным фотоаппаратом». Уже с первых кадров мне удалось почувствать всю мощь предлагаемой техники визуализации.
Фото 1. Уроки фотографии для начинающих. Как увидеть красивый кадр
Обычно мы идем, смотрим по сторонам, видим красоту окружающего мира, но передать ее на снимке не так-то просто. И не сразу понятно, что войдет в кадр, будет ли правильной композиция.
Теперь же, я просто вытягиваю вперед руку и вожу рамкой до тех пор, пока не увижу красивый кадр.
Фотография 1а. Рамка визуализации позволяет рассмотреть снимок, выстроить композицию
Вот пейзаж Верх-Исетского пруда в центре Екатеринбурга.
Фото 2. Как научиться фотографировать красиво? Нужно тренировать видение кадра
А вот – способ кадрирования рамкой визуализации.
Фото 2а. Урок фотографии по использовании рамки кадрирования
Поскольку на ветру бумага изнибается, пришлось вернуться домой и усовершенствовать конструкцию. Теперь я взял лист плотного картона (с обложки старой книги) и обмотал его черной изолентой. К слову, размеры моего приспособления: отверстие 11*17 см пропорционально полнокадровой матрице 36*24 мм, ширина рамки – 4 см. Можно использовать белый цвет, но автор статьи советует чёрный, чтобы не отвлекаться от объекта съемки.
Фотография 3. Если вы можете видеть кадр, не используя рамку или пальцы, могу вам позавидовать
Фото 3а. Построение композиции. Визуализация
У подземного перехода на Плотинке, как всегда, старики играют в шахматы.
Фотография 4. Шахматисты у Плотинки. Как научиться фотографировать
Фото 4а. Наверное, предыдущий вариант, все таки, смотрится лучше, поскольку там на снимке передана атмосфера: старики играют в шахматы на воле.
Вот памятник писателю П.П. Бажову, автору сказок про Хозяйку медной горы.
Фото 5. Уроки фотографии для начинающих. Учимся видеть кадр. Памятник Бажову
Фотография 5а. Пример кадрирования
На центральной площади уже поставили кресла для зрителей Парада Победы. Здесь – тот случай, когда оригинал смотрится явно лучше, чем кадрированный вариант. Но ведь так и в обычной жизни фотографа!
6. Ритм в фотографии. Тренируемся видеть кадр.
6а
Сколько себя помню, на площади 1905-го года под памятником Ленину собираются коммунисты. Мечтают вернуть былое.
Фото 7. Компартия. Нужно уметь вычленить главное.
7а
На улице Вайнера можно снять стандартный кадр с витринным персонажем. Жаль, смартфон мой тормозил и не получилось скомпоновать композицию, когда мужчина – слева, модель на весь экран – справа. Я сделал около 20-ти кадров, но так и не попал. Но, задумку вы поняли…
Фотография 8. Курсы фотографов. Рамка визализации позволит выбрать лучший кадр
8а
Вот еще один пример съемки витрины с использованием рамки визуализации.
9. Видите фотографию на этом кадре?
9а. Так кадрировать лучше?
9б
Вообще, пешеходная улица – рай для стрит-фотографии.
10. Стрит-фото на Вайнера
Вы видите кадр на следующем снимке? Я нет…
Фото 11. Уроки фотографии для новичков. Иногда заметить хороший кадр бывает трудно.
Теперь включаем наш картонный фотоаппарат и кадр вырисовывается сам собой.
Фото 11а. Но если потренироваться, то будет легче искать красивые виды для фотографии
Еще одна фотография. Сначала в ней нет никакого смысла.
Фотография 12. Слишком много всего в кадре. Не видна суть…
Но, как только включаем видение кадра, получаем небольшую историю в одном снимке: «Помощь зависимым жертвам полиции».
Фото 12а. Уроки фотографии для новичков. Такой вариант, мне кажется, становится историей в кадре и смотрится интереснее.
Эх, нужно было еще дождаться, когда гаишники остановят этого мотоциклиста.
Как и во многих странах мира, в Екатеринбурге мосты подверглись нападению не совсем нормальных людей.
13. Уроки фотографии для начинающих. Как тренировать видение кадра
13а. Вычленим детали.
А вот, как тренировка видения кадра помогает снять историю соседства старины и модерна.
Фото 14. Если тренировать видение кадра, построение композиции каждый день, результаты не заставят себя ждать.
Фотография 14а. Вариант построения фотокомпозиции
Попробуем усложнить задачу построения снимка. Видите кадр в этом хаосе?
15. Трудно выделить что-то на этом снимке?
Может так?
15а
А если перевести изображение в черно-белый режим?
15б
Не идеал, в данном случае, но ход мыслей, думаю, понятен.
Самое высокое сооружение в Екатеринбурге – недостроенная телебашня высотой 219,25 метра.
16
16а
17
17а
На Плотинке можно покататься на лошадях.
18
18а
Или сфотографировать графичный минимализм с голубями.
19
19а
С помощью рамки кадрирования можно увидеть неплохой кадр даже в рекламном плакате.
20
20а. Тренируемся видеть кадр и вычленять главное.
Давайте еще посмотрим пример, как рамка визуализации позволяет вычленить объект в кадре.
21. Как можно скомпоновать фотографию?
21а
В черно белом варианте легче рассмотреть абстрактный рисунок, образованный сучьями на дереве.
21б
В 2014 году президент России натворил дел и теперь страна шаг за шагом идет к международной изоляции, стремясь занять место Ирана. Проход в цивилизованный мир запрещен…
22
22б
Если почитать советы по съемке портретов, можно встретить рекомендацию не всегда стараться поместить в кадр лицо фотомодели полностью. Иногда, можно еще плотнее кадрировать снимок. Вот мои пробы.
23
23а
23б
Конечно, в настоящей жизни мы видим картинку иначе, чем в рамках видоискателя фотоаппарата.
24
24а
Мне, кстати, нравится фото, в котором в кадре присутсвуют люди. Она содержит что-то в контексте.
24б
Используя рамку визуализации, легче вытделить важную часть.
25
25а. Визуализация в фотографии.
Храм на крови уже появлялся в моем уроке фотографии для начинающих фотографов. Там, где мы учились выбирать правильно выдержку, диафрагму и светочувствительность. Пусть еще раз послужит благородному делу.
26
26а
27
27а. Тренируемся делать акцент на главном в фотографии. Уроки для новичков.
28
28а
Развив видение кадра, мы можем снять настоящую картину из простого лопуха.
29
29а
Ну, портреты мне никогда не давались.
30
30а
А в данном случае еще за спиной стояла очередь из желающих сфотографироваться на стулике.
Вот дверь в кладовку Папы Карло из сказки про Буратино.
31
31а
И, наконец, еще один вид на Верх-Исетский пруд в Екатери
photo-and-travels.ru
Уроки фотографии для начинающих — Photostudy.me
Как сказал небезызвестный американский деятель Бенджамин Франклин, «инвестиции в знания всегда приносят наибольший доход», и с этим тяжело поспорить. Каждый человек стремится усовершенствовать не только свой жизненный опыт, но и повышать уровень своего профессионализма, независимо от сферы деятельности.
Если говорить о фотоискусстве и фотобизнесе в целом, то дорогой камеры недостаточно для того, чтобы стать настоящим фотографом, вопреки заблуждениям большинства. И без специальных знаний и навыков конкурировать в этом направлении достаточно сложно. Поэтому, уроки фотографии для начинающих с зеркальной фотокамерой стали столь популярны. Информационный прорыв и массовая доступность любых материалов предоставляет возможность получения знаний практически во всех возможных направлениях. И это весьма удобно, в частности для тех, кто по каким-то причинам не имеет возможности посещать тематические мастер-классы. К сожалению, формат самообразования подходит далеко не всем. Да и достоверность информации не всегда соответствует действительности.
Что же делать в такой ситуации? Выход конечно же есть. На помощь приходят уроки фотографии для начинающих с зеркалкой от современных специализированных фотошкол, например наша фотошкола Киев. В отличие от сухих данных, подобные уроки приносят массу практических навыков. Под руководством профессионала изучение основ фотографии проходит максимально эффективно, и увидеть качественный результат можно уже спустя несколько занятий.
Уроки фотографии зеркальным фотоаппаратом для начинающих помогут разобраться новичкам со всеми настройками фотоаппарата и необходимостью их применения в той или иной ситуации, научат правильно выстаивать кадр и расставлять объекты, рисовать при помощи света и многое другое. Без основополагающих азов стать хорошим фотографом невозможно, поэтому грамотно заложенный фундамент – это наиболее важная составляющая часть всего процесса обучения, который, к тому же, является непрерывным на протяжении всего периода профессиональной деятельности.
Изучив основные принципы фотосъемки, можно существенно повысить уровень своего мастерства. Но, вместе с тем, не стоит ожидать от себя моментальных шедевров, хотя и это не исключено. Чаще всего, для того, чтобы получить поистине профессиональное фото, необходимо долго и упорно учиться, а также ежедневно практиковаться, с каждым разом усовершенствуя все новые и новые ступени своего саморазвития. Все великие фотографы тоже неоднократно сталкивались с неудачами, но большое желание, терпение и любовь к фотографии не остановили их на пути к всемирному признанию.
Уроки фотографии для начинающих с беззеркальной фотокамерой, которые сейчас активно усовершенствуются и набирают популярность, или же обучающие занятия по любому другому фотоаппарату – это все лишь первый шаг профессионального роста. При большом желании и тяге к фотоискусству, разница между платными уроками и самообучением при помощи материалов из свободного доступа может заключаться только во временном отрезке. Поэтому, если вы цените свое время и готовы всерьез отнестись к предстоящей учебе, возьмите несколько практических уроков от профессионала, которые станут самым бесценным опытом и весомым вложением для достижения собственных целей и карьерного роста.
www.photostudy.me
Мастер-класс по основам фотографии
План мастер-класса
Преподаватель: Игнатьева Л.П.
Тема: Основы композиции в фотографии.
Группа: 4р1 и все желающие
Цели:
Дидактическая: — сформировать у слушателей представления о композиции фотографии;
Развивающая: — сформировать навыки творческого мышления;
Воспитательная: — воспитание культуры подачи фотографии;
Задачи:
Знакомство с понятием «композиция»;
Знакомство с основными законами композиции;
Демонстрация применения законов композиции в фотографии;
Передача преподавателем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм технологии композиции фотографии;
Средства обучения:
Компьютер
Проектор
Методы обучения: беседа
Структура мастер-класса:
Организационный момент – постановка цели и задач мастер-класса
Показ слайдов с комментариями автора.
Обсуждение темы, обмен опытом
Ход мастер-класса
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему одни фотографии притягивают взгляд зрителя, а другие оставляют его равнодушным? Почему одни фотографы становятся победителями конкурсов, а другие так никогда и не обретут известность?
Одной из причин, по которой одни снимки выделяются на фоне других – мастерское владение искусством композиции кадра.
Вы, наверное, уже догадались о чем сегодня пойдет речь?
Основы композиции в фотографии – тема нашего с вами разговора, Всем известная крылатая фраза гласит:
Правила созданы для того, чтобы их нарушать.
Но не зная правил построения кадра — мы не знаем, что нарушим, и к чему все это приведет.
Давайте уже приступим.
Начать, думаю, стоит с определения.
Композиция – гармоничное сочетание и взаимодействие объектов в поле кадра. С латыни «compositio» переводится как «соединение» или приведение в порядок.
Мне же нравится другое определение:
Композиция в фотографии подобна композиции в живописи — призвана подчеркивать красоту, необычность или другие важные особенности сюжета. Цель композиции — создать картину, которая понравится и вам, и зрителям, которые будут её рассматривать.
Совет №1 — Используйте правило золотого сечения и правило третей.
Правило третей
Делим кадр на три равные части по горизонтали и по вертикали. Получилась сетка, которую вы видите на изображении. Правило основано на том, что объекты, расположенные в местах пересечения линий, соответствуют наилучшему зрительному восприятию. Таким образом, значимо важный объект съемки следует располагать или вдоль линий или в точках пересечений этих линий:
При съемке природных пейзажей наиболее интересными получаются те фотографии, на которых горизонт расположен по правилу третей. На какой из линий расположить горизонт? Это зависит от того, на чем вы хотите сконцентрировать внимание зрителя. В первом случае это красивый пейзаж на земле. Во втором случае делаем акцент на интересном, выразительном небе:
Правило золотого сечения
На протяжении многих веков, для построения гармоничных композиций художники пользуются понятием «Золотого сечения». Обнаружено, что определенные точки в картинной композиции автоматически привлекают внимание зрителя. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Нарисовав сетку, мы получили данные точки в местах пересечения линий. Человек всегда акцентирует свое внимание на этих точках, независимо от формата кадра или картины.
Кадр нужно разбить на восемь частей по горизонтали и вертикали. Затем, если провести справа слева и снизу сверху линии на расстоянии 3/8, на пересечении этих линий будут находится точки золотого сечения.
Совет №2 — Геометрическая композиция.
Все объекты нашего мира можно подогнать под простые геометрические формы – линия, треугольник, квадрат, эллипс, круг.
Каждая из этих форм будет вызывать определенные эмоции.
Если долго смотреть на квадрат или прямоугольник возникает ощущение стабильности.
Треугольник, стоящий на основании смотрится устойчивым, а если его поставить на вершину? От устойчивости не останется и следа, кажется, что он вот вот упадет.
Круг ассоциируется с уютом, спокойствием.
Совет №3 – перспектива, выделение пространством.
Человек смотрит на мир двумя глазами, и за счет этого все объекты мы видим объемно. Современный фотоаппарат пока еще передает двухмерную плоскую картинку. Для того, чтобы передать объем на фотографии (глубину пространства или перспективу другими словами) нужно использовать передний, средний и задний план.
Например: вы фотографируете пейзаж. На передний план можно поставить камни, на средний — деревья, на задний — горы.
Еще один способ передать объем на фотографии – главный объект ставится на передний план, а фон размывается. Один из способов размытия фона — использование максимально открытой диафрагмы.
Совет №4 — Тональная перспектива.
Ощущение объема также можно передать и с помощью цвета.
Темные предметы кажутся нам более близкими, светлые – удаленными. Если передний план будет темнее заднего, то ощущение глубины усилиться.
Совет №5 – Цветовая композиция.
Каждый цвет имеет свое эмоциональное воздействие на человека.
Теплые цвета – оранжевый, желтый, красный напоминают нам лето, солнце, тепло. Такие же ассоциации возникают при просмотре фотографий, выполненных в этих цветах.
Холодные цвета – синий, розовый, фиолетовый – отдаляют объект от зрителя и ассоциируются с холодом, зимой, водой.
Насыщенность цвета также влияет на эмоции зрителя.
Мягкие тона создают ощущение покоя и ностальгии.
Яркие краски используются для привлечения внимания, напористости, чувственности, поэтому их зачастую используют в рекламной фотографии.
Следует осторожно относиться к подбору цветов в кадре, иначе может получиться несуразица – композиция будет попросту разваливаться.
Избегайте ярких цветовых пятен в стороне от главного объекта съемки, иначе это будет отвлекать зрителя.
Говоря о цвете, выделяют три основные категории: цветность, насыщенность и яркость. Цветность, или цветовой тон – основной признак, по которому различаются цветовые лучи света: красный – от синего, зеленый – от желтого и т.д.
Насыщенность – это видимая яркость, или интенсивность цвета.
Яркость – степень отражения световых лучей.
Колорит
Колорит (от итал. colorito, от лат. color – цвет), система цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства. Другими словами, колорит – это композиция цвета, одно из важнейших средств эмоциональной выразительности. Знание психологии цвета важно для фотографа, который предпочитает делать цветные снимки.
Колорит может быть теплым – преимущественно красные, желтые, оранжевые тона; холодным – преимущественно синие, зеленые, фиолетовые цвета; спокойным или напряженным; ярким или блеклым; основанным на локальных цветах или на использовании тональных соотношений, рефлекса, валера*.
• Чем интенсивнее цвета соперничают между собой, тем они больше заслоняют форму и лишают изображение перспективы, делая его более плоским.
• В психологическом плане цвета можно разделить на сильные и слабые, успокаивающие и возбуждающие, тяжелые и легкие, теплые и холодные.
• На белом фоне цвета кажутся гуще, а на черном – ярче.
Если в одной части кадра присутствует пятно цвета, то в другой должно быть что-то, что привлечет внимание зрителя. Это может быть другим цветовым пятном или, например, действием в кадре.
Совет №6 – Черно-белая фотография.
Поклонники черно-белой фотографии знают, что белый цвет кажется объемней черного.
На черно белом снимке глаз в первую очередь схватывает самые светлые пятна и только потом переходит к темным.
На этом эффекте основана следующая иллюзия:
На листе в ровную черно-белую полоску будет казаться, что белые полоски шире.
Ярко белый предмет будь он на переднем или заднем плане обязательно покажется в этой композиции главным.
Когда мы говорим: «Портрет сделан в темной тональности», – это означает, что в нем преобладают темные тона, и серая шкала смещена вправо.
Если мы говорим, что снимок снят в светлой тональности, это значит, что в нем преобладают светлые тона, и, соответственно, серая шкала смещена влево.
Чем больше переходов от белого к черному цвету, т.е. чем больше градаций серого тона присутствует в снимке, тем богаче черно-белая палитра фотографа.
Совет №7 – Используйте правило диагоналей.
В идеале мы с вами должны научиться управлять взглядом зрителя: мы должны взять зрителя за руки и привести к главному объекту кадра.
Как это сделать, спросите вы?
Для этого нужно использовать различные линии – дорога, провода, линия берега, рельсы, в общем все, что вашей душе угодно (даже линию взгляда). Линии не обязательно должны быть прямыми.
Согласно правилу диагонали, важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий, показанных на примерах. Диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали.
Линейные элементы, например, дороги, водные пути, и ограждения, установленные по диагонали, обычно делают пейзаж более динамичным, чем те, которые расположены горизонтально:
Правило диагонального золотого сечения
Еще одно применение правила «золотого сечения». Наложим диагональную сетку на изображение таким образом, как показано на фотографии ниже. Главные объекты изображения должны быть расположены в полученных секциях.
Не стоит располагать дерево или столб в центре – такое расположение разделяет поле кадра на две независимые части, и запутывает зрителя – он не может определить какая часть кадра важнее.
В данном случае кадр очень удачно дополняет собака. Без нее фотография выглядела бы очень пустой.
Снимая движущийся объект (автомобиль, велосипедиста), всегда оставляйте свободное пространство впереди объекта. Проще говоря, располагайте объект так, как будто он только “вошёл” в кадр, а не “выходит” из него.
Совет № 8 – Используйте законы «композиции»
Контраст и аналогии
Еще один эмоционально-психологический инструмент фотографии.
Смещение тонов в темную, либо в светлую область серой шкалы непосредственно влияет на восприятие изображения, внося в одном случае драматическое напряжение, а в другом, напротив, делая его более спокойным и мажорным.
Еще одной из основ композиционного построения является контраст. Контраст усиливает эмоциональное звучание фото, делает его более выразительным. Контраст может быть построен на соотношениях черного и белого (или других цветов), на противопоставлении четким линиям изломанных, на съемке динамичных объектов среди статичных. К примеру, для придания эмоционального содержания снимку более светлый предмет нужно расположить на темном фоне и наоборот, темный – на светлом.
Противоположным контрасту выразительным приемом является аналогия, основанная на чередовании в определенном порядке одинаковых элементов. В фотографии зачастую используют сочетание этих принципов, выбирая один как несущий смысловую нагрузку, а другой – дополняющим контекст сюжета. К примеру, цветовой контраст может быть усилен аналогией форм, окрашенных в контрастные цвета.
Как привлечь внимание зрителя к вашей фотографии? В кадре должен быть контраст:
Более светлый предмет снимают на тёмном фоне, а тёмный на светлом.
Не фотографировать людей на жёлтом или коричневом фоне, цвет фото будет неестественным.
Не снимайте людей на пёстром фоне, такой фон отвлекает внимание зрителя от модели.
Ритм
Визуальный ритм является одним из важнейших инструментов композиции. В его основе лежит повторяемость элементов. Ритм в изображении может строиться по объемным формам, пятнам света или тени, а также линиям.
Добавить динамизма вашему снимку поможет «визуальный ритм», то есть повторение форм и линий для создания интереса.
Множество вертикальных линий фотографии выше работают вместе и усиливают фото. Простая коричневая кора контрастирует с белым снегом и бесцветным небом, подчёркивая повторяющийся паттерн данного снимка.
Ещё один пример ритма из повторяющихся арок показан на снимке ниже.
Симметрия
Как частный случай ритма, симметрия создает баланс в изображении, но и он может быть динамичным и напряженным или спокойно-уравновешенным.
Правило равновесия
Одним из требований к фотокомпозиции является гармония. Это может быть гармония горизонтальных и вертикальных линий, дополняющих друг друга, гармония цветов, света и тени и т.д. Но гармоническое единство невозможно без уравновешенности в кадре. То есть элементы изображения должны быть связаны друг с другом по объему, размеру, тону или смысловой окраске. К примеру, композицию, построенную на одних горизонталях, во избежание однообразия рекомендуют оживить каким-либо вертикальным акцентом или усложнить диагональными линиями. Равновесие также может быть достигнуто в результате симметричного построения фотоснимка, в случае же асимметрии не рекомендуют перегружать правый нижний угол по сравнению с левым, а также сильно загружать всю верхнюю область кадра. Как исключение, иногда, для усиления динамичности и психологического напряжения в снимке намеренно нарушают равновесие.
Объекты, расположенные в разных частях кадра, должны соответствовать друг другу по объему, размеру и тону.
Совет № 8 Использование линий и форм для усиления снимка.
Далее мы рассмотрим способы использования линий и форм для усиления снимка.
Треугольник
Когда вы снимаете прямоугольный кадр и располагаете композицию в треугольнике, который одним углом находится в каком-то угле кадра, а двумя другими — на противоположных сторонах кадра, то вы усиливаете ваш снимок. Посмотрите например:
Пальма, шезлонги и часть острова на горизонте образуют треугольник.
Другой способ использования треугольника — это расположение в соответствии с золотым сечением следующим образом: мысленно нарисуйте диагональ вашего кадра от одного угла к другому. Вторую линию проведите из какого-нибудь»неиспользованного» угла кадра так, что бы она пересекала первую диагональ под прямым углом.
Фотография выше разделена на три секции по только что предложенной схеме. Эта композиция совсем не выглядит на первый взгляд, как треугольная. Но, тем не менее, она является таковой.
Обрамление кадра
Одним из средств усиления пейзажей является использование подручных средств на переднем плане около двух и более сторон кадра в качестве «рамки».Например, это могут быть ветки деревьев, как на снимке ниже. Иногда нагромождения валунов образуют дырки, фотографируя сквозь которые можно также получить эффект рамки, каменной. Интересный эффект достигается при фотографировании улицы из окна дома. Это же касается арок и дверей. Старайтесь в данном случае обрамлять «рамкой» все стороны кадра. В противном случае композиция чаще всего будет лишена баланса.
Фотография ниже — пример использования архитектурных деталей в качестве рамки кадра. Снимок привлекает к себе внимание, потому что, несмотря на контровой свет и тонирование, всё ещё остаются видны детали за окном, на которые любопытно посмотреть.
Направляющие линии
Дороги и тротуары — отличный пример направляющих линий, которые проведут взгляд зрителя вглубь снимка. На фотографии выше тропинка представляет собой вьющуюся кривую, которая, при наличии деревьев на переднем плане, создающих эффект присутствия, приглашает зрителя войти в кадр и прогуляться по парку. Любой тип дороги, дорожки и тропинки может использоваться для создания подобного эффекта. Посмотрите ещё один пример и т.д .
Посмотрите, как дорожная разметка ведёт ваш взгляд вплоть до горизонта, который находится на верхней линии третей. Обратите внимание на глубину резкости данного снимка. Фокус на переднем плане, на части дороги, городской пейзаж вне фокуса. Данный эффект даёт зрителю ощущение присутствия на данной дороге ,ведущей куда-то.
Направляющие линии создаются не только дорогами и тропинками. Угол лепестков маргаритки может привести взгляд зрителя к центру цветка. Ряд деревьев или светофоров, пропадающих в перспективе, может также уводить взгляд зрителя.
Наш мозг привык читать слева направо, так же мы оцениваем и снимок. Поэтому смысловой центр лучше располагать в правой части кадра. Таким образом взгляд и объект съёмки как бы движутся навстречу друг другу.
При построении композиции всегда учитывайте этот момент.
Круг
После долгого обсуждения золотого сечения и правила третей, я покажу вам пример, когда эти правила можно нарушить. В частности, для композиции кадра может быть использован круг, если выбрать правильный объект съёмки и т.д.
Внешний круг удерживает взгляд зрителя на кадре, не позволяет ему уйти заграницы кадра. Сегменты ведут взгляд к центру снимка. Все вместе, эти элементы создают сильную композицию, даже если она нарушает классические правила.
Отрицательное пространство
Отрицательное пространство — это термин дизайна, который обозначает пустое пространство или пространство, лишь малая часть которого занята некими объектами или элементами. Отрицательное пространство используется, чтобы показать малость объекта по сравнению с окружением.
На фотографии выше главный объект — группа из трёх игроков в красной униформе. Но поскольку они находятся в контексте массива ярко-зелёного негативного пространства, то создаётся ощущение, что игроки находятся на огромном поле (что так и есть). Впечатляющий эффект производится за счёт контрастных ярких цветов и композиции: игроки смотрят на огромное поле. Фантастика!
Есть такие понятия в фотографии, как негативное и позитивное пространства.
Ту часть фотографии, которое занимает основной объект съемки называют позитивным пространством, остальную часть — негативным. Обе эти части активно взаимодействуют друг с другом и, негативное пространство, часто выступающее в роли фона, дополняет общую композицию фотографии.
Так вот, не всегда старайтесь заполнить кадр как можно большим количеством объектов. Не стоит перенасыщать композицию и пытаться ухватить в одном фото все сразу. Негативное пространство может быть удачно использовано, чтобы получить хорошую фотографию. И помните, фон фотографии очень важен, так же, как цветовые профили при печати. Он должен не отвлекать внимания от объекта съемки, а наоборот, подчеркивать его.
Масштабность и перспектива. Точка съемки
В большинстве случаев, глядя на фотографию, мы имеем довольно точное представление о размерах объекта, представленного на снимке, хотя изображение во много раз меньше оригинала. Эта закономерность объясняется тем, что для соблюдения масштаба в кадр вводятся знакомые предметы для сопоставления размеров. Масштаб же, в свою очередь, находится в полной зависимости от перспективы. Размеры, очертания, форма, окраска меняются по мере изменения положения в пространстве относительно глаза наблюдающего человека. Уменьшение масштабов изображаемых предметов будет пропорционально их отдаленности от объектива камеры. Это и есть свойство линейной перспективы, которое также является сильным инструментом среди выразительных средств фотографии. Также существует понятие тональной перспективы – изменение четкости и яркости очертаний, а также цветов и тонов между фотоаппаратом и объектом съемки, обусловленное толщиной воздушного слоя. Линейная и тональная перспектива существую в природе и фиксируются объективом независимо от воли снимающего. Но есть возможность управлять этими свойствами в своих целях, усиливая или ослабляя тот или иной эффект. Используя короткофокусный объектив, можно значительно расширить пространство, а, применяя телеобъектив, перспективу можно сократить. К примеру, многие наверное замечали, что при съемке высотных зданий с ближнего расстояния с нижней точки кажется что строение сужается кверху и как будто заваливается назад – этот эффект усиливается с уменьшением фокусного расстояния, приближением к объекту съемки и увеличением угла наклона оптической оси фотоаппарата. В связи со свойствами перспективы наибольшее распространение в большинстве случаев получила фотосъемка под углом к объекту – она дает представление об объемных характеристиках предмета. Можно заметно усилить линейную перспективу, если показать на снимке точку схода линий, уходящих вдаль.
Есть такая штука — называется ракурс. Идея в том, что с разных сторон вид на объект разный. В связи с этим какие-то детали объекта оказываются видимыми или, наоборот, скрытыми. К примеру, Баба-Яга с огромным носом может иметь очень стройную и симпатичную шейку. Которую можно и запечатлеть на фото. Короче говоря меняя ракурс (т.е. точку съемки) можно полностью изменить весь вид, дух и идею сюжета.
От точки съемки зависит эмоциональное и размерное восприятие сюжета. В большинстве случаев фотографируют с высоты человеческого роста – именно такие снимки дают наиболее верное и полное представление об объекте. При нижней точке объекты получаются преувеличенными и монументальными, при этом неся большую эмоциональную нагрузку и давление, а верхняя точка, напротив, уменьшает значимость и размеры предметов, иногда предоставляя при этом интересные ракурсы. При выборе точки съемки следует помнить, что линия горизонта, если она присутствует в кадре, не должна проходить через центр снимка, иначе она разобьет кадр пополам, затруднив выбор – на чем сосредоточить внимание. То же самое относится к строгим вертикальным линиям, которые, так же как и линию горизонта, лучше располагать по схеме «золотого сечения».
Выбор точки съемки прямым образом влияет на эмоциональное восприятие снимка. Запомним несколько простых правил:
Для портрета лучшая точка на уровне глаз.
Для портрета в полный рост – на уровне пояса.
Старайтесь кадрировать кадр так, чтобы линия горизонта не разделяла фотографию пополам. Иначе зрителю будет сложно сфокусировать внимание на объектах в кадре.
Держите камеру на уровне объекта съемки, иначе вы рискуете получить искажённые пропорции.
Объект, снятый сверху, кажется меньше, чем есть на самом деле. Так, снимая человека с верхней точки, на фотографии вы получите человка маленького роста.
Фотографируя детей или животных, опуститесь до уровня их глаз.
Формат кадра
Выбор ориентации снимка обусловлен преобладанием в кадре вертикальных или горизонтальных линий. Зачастую мы, не задумываясь, переворачиваем фотоаппарат на 90 градусов, всего лишь исходя из потребности захватить в кадр нужные элементы изображения, хотя от геометрической ориентации зависит очень многое в восприятии кадра. Классическими соотношениями считаются 4:3 или 3:2, но в зависимости от ситуации и задач фотографа кадры могут быть и с другими соотношениями сторон, включая квадратные форматы и даже круглые (для них нужны специальные фотокамеры).
Также для достижения определенных эффектов фотокамеру иногда отклоняют на несколько градусов от горизонтального или вертикального положений. Стоит добавить, что в случае, когда сюжет съемки не диктует определенной ориентации кадра, целесообразней сделать горизонтальный снимок ввиду более легкого восприятия такой ориентации кадра.
Учитывая в зависимости от условий и целей съемки вышеописанные моменты, а также экспериментируя в их модификациях и отклонениях от четких рамок, можно сформировать некоторые штрихи своего собственного оригинального стиля, не нарушая при этом общих законов композиции. Ведь именно художественное построение кадра является одной из главных творческих составляющих в увлекательном деле создания фотографии.
Если в кадре преобладают вертикальные объекты — снимайте вертикальные кадры. Если фотографируете пейзаж — снимайте горизонтальные кадры.
Пейзаж коровой не испортишь
Шутливое название этого правила скрывает под собой достаточно важный элемент композиции фотографии. Смысл его довольно прост:
Во-первых, живое существо здорово оживит Вашу фотографию, простите за тафтологию. Ну, а вторых, если вы снимаете, скажем, большое и красивое дерево, то это прекрасно, если возле него есть какое-либо животное, корова, лошадь, белка, не важно.
infourok.ru
26 уроков и мастер-классов по фотосъёмке
Быть фотографом очень сложно, и не только потому, что нужно очень много практиковаться, но и потому, что требуется бесконечное количество разнообразной техники и оптики.
Сегондя мы подобрали почти 3 десятка уроков, которые помогут решить все проблемы, связанные с практикой — уроки охватывают множество тематик: от портретов в квартире до спортивной фотосъемки.
Также в конце статьи вы найдете 7 мастер-классов от практикующих фотографов, которые расскажут о своих техниках фотографии, используемых объективах и настройках освещения.
10 ошибок со светом
Портрет со светом от окна
Съемка портретов с освещением от окна
Знакомство со студийным светом
Как работать со студийным светом
Съемка в контровом свете
Объем в фотографии за счет трех источников света
Профессиональные приёмы съёмки портрета
Студийная Съемка Портрета
Съемка портрета на улице
Съемка классического портрета
Портрет с мягким освещением
Секреты качественной портретной фотографии
Портретная съемка
Портретная съемка. Руки в кадре
Съемка портрета в голливудском стиле
Студийная съемка портрета с двумя источниками контрового света
Свадебная и портретная фотография
Мастер-класс: Портретная фотосъемка
Мастер-класс: Детская фотосъемка
Моя фототехника: Рустам Хаджибаев | Свадебная фотосъемка
Мастер-класс: Рустам Хаджибаев | Свадебная фотосъемка
Мастер-класс: Кирилл Умрихин | Cпортивная фотосъёмка
Мастер-класс: Даниил Коржонов | Пейзажная фотография
Мастер-класс: Александр Железняк | Анималистика
Фото на обложке: ShutterStock
infogra.ru