Уроки композиции – Основы композиции в дизайне | Журнал Ярмарки Мастеров
Нестандартный урок по ИЗО «Композиция. Основные законы композиции»
Тема: Композиция. Основные законы композиции.
Учитель ИЗО и черчения: Болтовская Наталья Александровна
Цели урока:
Образовательные:
расширить знания учащихся о приемах, средствах композиции,
познакомить учащихся с основами композиционного построения.
формировать умение выполнять тематическую композицию,
Развивающие:
развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету; внимание, трудолюбие, аккуратность.
Тип урока: урок обобщение
Методы: объяснение с демонстрацией, самостоятельная групповая работа, опрос.
Оборудование: Презентация на тему «Композиция».
План урока
Организационный момент
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Повторение пройденного материала.
Объявление темы урока.
Повторение материала, закрепление.
3. Практическая работа
4. Завершение урока
Выставка и анализ работ.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Повторение пройденного материала.
Объявление темы урока.
Сегодня на уроке мы вспомним, какими композиционными приемами пользуются художники при создании своих произведений.
Повторение материала, закрепление.
На предыдущих уроках мы с вами говорили о законах композиции. Сегодня нам предстоит обобщить наши знания, научиться использовать законы композиции на практике.
Для этого мы с вами отправимся в путешествие в страну «Рисованию». Сделаем остановку в увлекательном городе «Композиция», осмотрим достопримечательности этого города, изучим основные законы и правила жителей этого городка. Жители города Композиция очень любят рисовать и украшать свои дома и предметы быта. Но делают они это, строго соблюдая необходимые правила, поэтому, созданные ими композиции выглядят потрясающе.
Итак, что же это за город «Композиция»?
Композиция (от лат.compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. (Слайд №2)
Работа художника над произведением начинается с замысла. Путь от замысла до его воплощения часто очень долог, иногда он занимает годы и десятилетия. Художник ищет форму, которая лучше всего выражала бы его идею. Делается немало набросков, в которых осуществляется поиск точки зрения, высоты горизонта, размещения предметов, смыслового центра картины. Вот мы с вами и подошли к одной из достопримечательностей нашего городка —
Композиционный центр – главный ведущий элемент композиции, организующий все ее части. Обычно он является и смысловым центром картины, рисунка и выделяется с помощью различных средств: размером, цветом, освещением, местоположением. (Слайд №3)
Законы композиции применяются для всех художественных произведений искусства. Если нарушается один из законов — нарушается гармония. В нашем городе существуют три основных закона композиции: закон целостности, равновесия, соподчинения. (Слайд № 4)
Закон целостности: объединение элементов, частей в единое целое. Цельное произведение – это законченное произведение, в нем ни хочется ничего добавить и убрать.
Закон соподчинения: подчинение всех элементов изображения доминанте (главному элементу в композиции).
Закон равновесия: такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой.
Теперь я предлагаю познакомиться с правилами и приемами нашего города «Композиция».
Правила и приемы композиции (Слайд №5):
Симметрия — равномерное размещение элементов по оси, делящее пространство на равные части.
В симметричной композиции расположение элементов относительно оси должно быть одинаковое. (Слайд №6)
— Симметрично построенная композиция встречается во многих произведениях, назовем наиболее известные: “Тайная вечеря”, “Мадонна в гроте” Леонардо да Винчи, “Сикстинская мадонна” Рафаэль, в русском искусстве – “Богатыри” Виктора Васнецова. (Слайд №7)
Асимметрия — неравномерное размещение элементов при сохранении общего равновесия.
— В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины неуравновешенны.
Динамичная композиция — композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.(Слайд №8)
Ощущение движения /динамику/ можно усилить резкой сменой направления форм, линий, пятен – от горизонтальных, вертикальных к диагональным и даже спиральным. (Слайд №9)
Динамика встречается в произведениях изобразительного искусства в пейзаже, анималистическом жанре. (Слайд №10)
Статичная композиция(статика в композиции) — создает впечатление неподвижности, покоя.
— Статику можно встретить в произведениях искусства в таких как пейзаж, портрет, натюрморт. (Слайд № 11)
— Как правило, статика и динамика неразрывно взаимосвязаны, дополняют, или усиливают друг друга, в результате работа в целом выигрывает.
Ритм — это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. (Слайд №12)
Ритм окружает нас повсюду: в природе это – смена временен года, смена дня и ночи. Так и в композиции всегда существует определенный ритм. Он может быть упорядоченным и хаотичным, но всегда присутствует в композиции. (Слайд №13)
Контраст (фр. ) — противопоставление в композиции (по цвету, фактуре, по форме, по размеру и т. д). (Слайд №14)
Противопоставление маленького большому, темного – светлому, теплого – холодному, и т.д. и т.п..
Контраст – очень выразительное средство композиции. Контрастные фигуры обычно усиливают друг друга. Прием контраста довольно часто используется в композиции.(Слайд № 15)
Самый простой пример контраста – это черный и белый цвет.
Мы с вами вспомнили основные правила и законы города «Композиция».
Дальше вам, ребята, предстоит создать свою декоративную композицию.
Последовательность создания декоративной композиции(Слайд №16):
1 этап
Замысел
Поиски композиционного решения
Цветовое решение
2 этап
Разработка элементов.
3 этап
Выполнение основной работы.
Если мы внимательно посмотрим на произведение искусства, то можем увидеть, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, круг, овал и т.д.
Мы начнем изучение закономерностей композиции с расположения простейших элементов на плоскости.
Физминутка (Слайд № 17)
На сегодняшнем уроке мы попробуем создать декоративные композиции из цветной бумаги, соблюдая законы и приемы, изученные на уроке. Работать вы будете небольшими группами. Нам нужно создать 5 команд. Каждой команде я выдам конверт с заданием. Вы должны за определенное время выполнить композицию. Заранее определите, кто из вашей группы будет работать устно – это будут капитаны команд, а кто практически. По окончанию урока, вы презентуете свои работы с кратким описанием приемов композиции.
3. Практическая работа(Слайд № 18)
Создание декоративной композиции из цветной бумаги.
Ритм
Симметрия
Асимметрия
Динамика
Статика
Приступайте к практической работе. Капитаны команд, внимание на доску!
Езли вы знаете ответ, поднимайте руку – после ответа получаете определенное количество баллов.
Назовите основные приемы композиции, которые использует художник для достижения образной выразительности, коротко их охарактеризуйте. (Слайд №19)
Найдите среди представленных репродукций картин ту, в которой наиболее ярко используется контраст, расскажите о возможностях этого средства. (Слайд №20)
Найдите среди представленных репродукций картин ту, в которой наиболее ярко используется ритм, расскажите о возможностях этого средства. (Слайд № 21)
Найдите среди представленных репродукций картин ту, в которой наиболее ярко используется динамика, расскажите о возможностях этого средства. (Слайд №22)
Найдите среди представленных репродукций картин ту, в которой наиболее ярко используется статика, расскажите о возможностях этого средства. (Слайд № 23)
Найдите среди представленных репродукций картин ту, в которой наиболее ярко используется симметрия, расскажите о возможностях этого средства. (Слайд № 24)
Найдите среди представленных репродукций картин ту, в которой наиболее ярко используется асимметрия, расскажите о возможностях этого средства. (Слайд №25)
Внимательно рассмотрите репродукции картин Рафаэля «Обручение Марии», К. Петрова-Водкина «Купание красного коня», К. Коровина «Зимой», Н. Ге «Тайная вечеря» и назовите, с помощью каких средств художники выделяют сюжетно-композиционный центр. (Слайд № 26)
4. Завершение урока
Выставка и анализ работ.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
С какими основными понятиями мы сегодня познакомились?
Кому сегодня понравился наш урок. А чем именно? Что нового вы узнали на нашем уроке? Кто доволен своей работой?
Закончите фразы: (Слайд №27)
у меня получилось …
я смог…
меня удивило…
мне захотелось…
infourok.ru
1. Основы композиции. Вводная творческая работа (тестирование). — База знаний
Курс дизайна в Юниум. Длительность — 2 полугодия (1 год).
Курс дизайна в Ю — это второй этап в траектории развития творческого направления в Юниум, а для кого-то может стать отправной точкой в творческом развитии.Тем, кто только собирается учиться рисовать, стоит начинать именно отсюда. На занятиях можно ознакомиться с популярными художественными приемами, изучить законы построения изображения и освоить базовые законы рисования, при этом протестировав разные материалы и техники, определиться с дальнейшими творческими планами. Но задания будут полезны и тем, кто уже имеет опыт создания рисунков — курс позволит обновить базовые знания и отработать все необходимые навыки на разнообразных упражнениях.
Нас будут ждать новые интересные темы, разные задания, работа в группах, небольшие проекты в завершении учебного года. Не обойтись и без творческих работ и небольших тестирований для понимания уровня развития в рамках курса и возможности его скорректировать.
Цель сегодняшнего занятия: За занятие изучить основные законы композиции и применить их на практике, создав творческую работу на формате А4.
Что нас ждет сегодня:
- Входная творческая работа (упражнение №2)
- Небольшое творческое тестирование.
Для того, чтобы понять, кто на каком уровне пришел на занятия в Юниум и составить индивидуальную траекторию развития внутри нашего курса.
Основы композиции.
Композиция — это расположение предметов в листе: какие предметы будут в работе, каких размеров, как они расположены друг относительно друга, и на каком формате. «Форматом» в живописи называют размеры и пропорции сторон того листа, холста и другой основы, на которой вы будете писать.
Композиция далеко не всегда символический, литературный рассказ. Она и не должна обязательно быть таковым. Часто композиция создана просто для удовольствия. Художнику может приносить удовольствие смотреть на ту композицию, что он создал. Он может создавать композицию только ради этого. Это похоже на музыку: иногда голосом пропевают слова, стараясь донести какой-то смысл, идею, а иногда — просто поют без слов, ради музыки. Если Вы научитесь чувствовать «музыку» картины, не ища в ней литературу, Вы откроете для себя живопись с новой стороны.
Умение составлять композиции- это тоже искусство. И также для овладения искусством компоновки- как способа создавать композицию, потребуется развитие композиционного видения, чутья, развитие чувства прекрасного. А основа прекрасного- это как вы думаете что? Конечно, вы уже поняли, это- гармония.
Как создать композицию?
- Определить задачи и цели
- Изучить натурную постановку и определить точку зрения
- Определить масштаб и характер предмета и правильно расположить лист бумаги
- Разместить и уравновесить предметы на плоскости листа
- Определить центр композиции . Вводим два понятия в рисунке- композиционный центр и зрительный центр: Зрительный центр — центр картинной плоскости. Композиционный центр это какой- либо основной главный предмет, вокруг которого располагаются второстепенные или вспомогательные предметы. В зависимости от характера объекта изображения композиционный и зрительный центры должны быть или на незначительном расстоянии друг от друга, или совмещаться. Так достигается композиционная целостность. Именно по этому нужно выбирать правильно точку зрения, потому как главный предмет будет перемещаться относительно второстепенных при обзоре. Что касается предметов с падающими тенями, то композиционный центр в этом случае располагается примерно посередине, между предметом и тенью, в зависимости от освещенности предмета, контраста, и направления самой тени. При компоновке отдельных предметов с незначительными падающими тенями композиционный центр попадает на середину предмета.
- Построить предметы с учетом перспективы, пропорции и передача характера
- Выявление объема предметов
Завершение и обобщение работы над рисунком Задание №1
Составление небольших композиций в 6-ти квадратах размеров 10*10 см. Используется при этом геометрические фигуры трех цветов (штриховка).
Законы композиции.
Закон целостности.
Целостность как явление, объединяющее элементы, части в единое целое, проявляется везде в природе и обществе и выступает как диалектический закон. Благодаря соблюдению первого закона композиции — закона целостности — произведение искусства воспринимается как единое и неделимое целое.
Сущность закона можно раскрыть, проанализировав основные его черты или свойства. Главная черта закона целостности — неделимость композиции означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей. Неделимость закладывается в композиции через нахождение художником так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения.
Закон контрастов.
Закон контрастов — один из основных законов композиции. Термин «контраст» обозначает резкую разницу, противоположность сторон.
Если не будет противоположностей, не будет контрастов, то не будет их борьбы и единства. Таким образом, без контрастов не может быть борьбы, а стало быть, и движения, изменения, развития. Значит, контрасты в глобальном значении этого понятия — это одно из главных, неотъемлемых условий зарождения, существования, развития материи, а значит, самой жизни.
Поскольку действие контрастов проявляется в законах и природы, и общества, то, безусловно, и во всех областях общественного сознания. В искусстве (в том числе и изобразительном), как одной из форм общественного сознания, также находит свое отражение действие контрастов.
Основными контрастами в изобразительном искусстве являются тоновой (светлотный) и цветовой природные контрасты. На их основе возникают и действуют другие виды контрастов — контрасты линий, форм, размеров, характеров, состояний, а также контрасты, связанные с идеями (контрасты идей, положений), контрасты в построении сюжета (контрасты в нахождении конструктивной идеи) и т. д. Контрасты являются законом композиции, они выражают собой борьбу противоположностей.Без контрастов нельзя создать не только произведения искусства, но даже простое. изображение. Без контрастов изображение сольется с фоном.Контрасты создают выразительность произведения искусства и поэтому выступают воздействующей силой композиции.Контрасты в композиции выступают как композиционная сила не только с точки зрения «механики» построения, т. е. построения композиции как какой-то структуры, но и с точки зрения творческого процесса создания художественных образов: большая часть творческого процесса создания художником произведения связана с определением характера контрастов.
Закон подчинённости
Закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу обязывает художника создавать свое произведение цельным по замыслу и воздействию на зрителя. В работе над произведением художник через композицию выражает то, что его заинтересовало, увлекло, показывает свое отношение к изображаемому, его понимание, т. е. дает нравственную и эстетическую оценку. Таким образом, все, что изображает художник, в особенности по воображению, становится художественным явлением лишь тогда, когда оно одухотворено идейным замыслом, реализованным через композицию. В противном случае это будет ремесленное, фотографическое копирование объектов реальной действительности. Этот закон требует учета соотношения объемов, цвета, света, тона и формы, а также передачи ритма и пластики, движения или состояния относительного покоя, симметрии или асимметрии.
Закон воздействия
Полностью закон формулируется как закон воздействия «рамы» на композицию изображения на плоскости. Предмет, изображенный на однородном поле близко к «раме», в результате привычки у зрителя к ощущению глубины картины (антиципации), вызванной наличием «рамы», воспринимается лежащим близко к плоскости «рамы» или даже частично слитым с ней. Предмет, расположенный не близко к «раме», и особенно в центральной зоне картины, воспринимается лежащим в глубине. Ровное плоское поле благодаря наличию «рамы» становится пространством, перспективно и метрически еще совершенно неопределенной.
Упражнение №2.
На формате А4 создать иллюстрацию. Эта работа должна иллюстрировать определенный момент фильма/кино/сериала/ТВ-передачи.
Этапы выполнения задания:
- Мозговой штурм (определяемся с идеей)
- Эскизирование (разработка 3 — 5 идей на небольших форматах)
- Промежуточный просмотр, советы от ребят и преподавателя
- Корректировка и работа в цвете
Тестирование общее, на знания, которые есть (5 минут).
Отвечая на эти вопросы, не думай о правильности ответа. Здесь важно преподавателю понять, что ты уже знаешь на момент начала обучения, чтобы понять, каким образом строить твою траекторию развития внутри курса.
- Какие есть основные цвета, из которых смешиваются все остальные?
- Чем отличается натюрморт от пейзажа?
- Сколько голов укладывается в рост среднестатического взрослого человека?
- На твой взгляд, что такое стилизация?
- Чем отличается рисование мульт.персонажа от наброска человека с натуры?
learn.unium.ru
Уроки композиции. Статика и динамика.
Продолжение.Начало по порядку читать и смотреть тут:
1 тема: Равновесие
2 тема: Контраст
3 тема: Нюанс
4 тема: Ритм.
Статика и динамика.
Сначала несколько слов о статике. Статика — это неподвижность. Иногда бывает нужно передать в композиции именно статичность, устойчивость, некое спокойствие и т.п.. Обычно в таких композициях используются только вертикали и горизонтали. Но, таких композиций, где полностью бы отсутствовало какое-либо движение встречается не так уж много. Поэтому на этом мы остановимся и перейдем к теме «Движение».
Движение или динамика.
Очень интересная и очень объемная тема. Что мы подразумеваем под словом «движение»?
Во-первых, самое просто и понятное – это изображение чего-то или кого-то движущегося, например: человека, животного, птицы, автомобиля и т.п.. Или изображение стихий природы: наклонившиеся под ветром деревья, волны на воде и т.п. .
И во-вторых, под «движением» в композиции мы понимаем движение глаз зрителя. Рассматривая картину (композицию) глаза движутся по определенным линиям (направлениям). Даже если в картине (композиции) нет изображения ни одного движущегося элемента, «движение» в ней все равно может присутствовать.
Если художник хорошо продумал свою композицию, то он как-бы руководит зрителем, направляет его взгляд от одного элемента, к другому. И глаза, рассматривая изображение, движутся в соответствии с замыслом автора композиции. Художник привлекает зрителя, приглашает его рассматривать свое произведение. Его задача: остановить (удивить), задержать внимание, привлечь к своей композиции (картине и т.п.). Взгляд движется по фигурам, линиям и пятнам, по ритмично выстроенным вертикалям, диагоналям и горизонталям.
Приемы и способы передачи «движения».
Обычно, передать движение помогает диагональная линия. Чаще всего эта линия как-бы направлена с правого верхнего угла в левый нижний. Либо по прямой, либо по «эс-образной» линии.
Вот, примерно так.
Почему таким образом? Некоторые отрицают эффект передачи движения именно в этом направлении. Движение можно передавать и в обратном направлении (в зависимости от замысла и многих других элементов, из которых и состоит композиция) и это правда. Мне думается, что именно такое направление используется чаще просто потому, что в этом направлении диагональ гораздо легче провести. Правда, возможно, это верно только для правшей(?). Попробуйте, провести диагональ в противоположном направлении. Вот так.
Если одну линию провести не составляет труда, то провести их много раз в таком направлении гораздо труднее, чем в противоположном (справа налево и сверху вниз).
Несколько примеров по организации движения в композиции.
Рис. 1.
Если изображение фигурки, которая движется, расположить очень близко к краю листа — как на рис. 1, то фигурка будет как-бы выходить из него. И глаз зрителя, двигаясь в этом направлении, будет стараться тоже пойти вслед за ней. И на этом рассматривание композиции закончится. Зритель перейдет к следующей работе.
Рис. 2.
Таким образом, если мы хотим задержать зрителя, то фигурку лучше развернуть в противоположную сторону. Направить как-бы вглубь листа (композиции).
Рис. 3.
Или, взгляд можно вернуть обратно каким-то другим элементом (фигурой, пятном)- таким же ярким по смыслу или просто изобразительно ярким цветом, тоном и т.п.. В любом случае, фигуру лучше не располагать у самого края, надо оставить достаточно места до конца листа. Вот примерно так. Взгляд теперь имеет возможность возвращаться и какое-то время рассматривать изображение, а не уходить вслед за фигуркой
Движение в пейзаже.
Часто в пейзажах встречается изображение дороги в центральной перспективе, по диагонали или эс-образной линией. Такой элемент сразу придает пейзажу динамику и глубину пространства.
Движение в натюрморте.
Здесь можно говорить о диагонально расположенных предметах. Они помогают направлять взгляд зрителя от одного элемента к другому.
Движение в сюжетной композиции.
Вот здесь уже больше разнообразия в способах передачи движения. Здесь и фигуры, и окружая их среда подчиняются правилам динамики и статики.
Задание.
Опираясь на уже знакомые нам понятия: «цельность», «контраст» (нюанс) и «ритм» придумать композицию, где было бы какое-то «движение».
1). Абстрактная композиция из геометрических фигур. Движение можно организовать по любым направлениям (по кругу, к центру, или из центра, по диагонали и т.п.)
2). Пейзаж с дорогой, используя перспективу, диагональ или эс-образную линию.
3). Натюрморт из 3-4 х предметов.
4). Закомпоновать две — три фигуры взаимосвязанные между собой. На свободную тему (спорт, труд, отдых, работа, дети, семья и т.п.).
Итак, что важно запомнить, по этой теме, на мой взгляд? Это — использование диагоналей. Композиция становится более динамичной, в ней появляется движение тогда, когда появляются диагональные направления. Ритм диагональных направлений придает активность композиции.
*Использованные в тексте рисунки служат для иллюстрации к тексту и не являются примером для подражания 🙂
fontanka167.livejournal.com
Композиция: простые правила и основы
Пришло время поговорить об основах композиции серьезно. Согласитесь, современные высокоинтеллектуальные фотоаппараты могут правильно определить экспопару и навести на резкость. Однако на вопросы, что включать в кадр, а что нет, с какого ракурса и под каким углом снимать и как расположить объекты в кадре относительно друг друга — не ответит даже самая умная техника. А ведь именно композиционное решение делает изображение образным, наполняет смыслом и эмоциями. Так как же ее построить — хорошую композицию?
Слово «композиция» произошло от латинского «сочинение, составление, расположение» и означает объединение отдельных элементов в единое гармоничное целое. Задача создать «гармоничное целое» начинающему фотографу может показаться непосильной. Здесь требуется чувство меры и хороший вкус, понимание основ психологического восприятия зрительных образов, богатый личный эмоциональный опыт. Да и вообще профессионализм дизайнера, как минимум. Однако знание несложных правил помогает «выстраивать» кадр гораздо проще и интереснее в любой ситуации и любому «пользователю» фотоаппарата.
Золотое сечение
На протяжении многих веков для построения гармоничных композиций художники пользуются правилом золотого сечения. Эта интуитивно найденная мастерами пропорция самим фактом своего существования вызывает у наблюдателя положительные эмоции. Золотое сечение — деление отрезка C на две части таким образом, что большая его часть B относится к меньшей A так, как весь отрезок C относится к B (т.е. A:B = B:C). Это отношение равно примерно 5:8.
Пропорция золотого сечения может быть выражена разными пространственными формами. Самый простой вариант — прямоугольник, разделенный на две части в этой пропорции. Другое решение — диагональное. Этот прямоугольник можно поворачивать как угодно, но если вы скомпонуете свой кадр так, чтобы три разных объекта располагались в его секторах, то композиция будет выглядеть гармоничной. Наиболее простой и выразительный способ использования принципа золотого сечения — популярное правило трех третей. Кадр по вертикали и горизонтали делится на три равные части. В итоге получается девять секторов.
Обычно начинающие фотографы всё помещают в центр снимка: будь то лицо, фигура или линия горизонта, которая делит кадр на две равные половины. В принципе такое возможно. Но лишь тогда, когда это осознанный художественный прием. В противном случае — фотография получается статичной, безжизненной. Правило трех третей как раз для того и существует, чтобы добавить в фотографию динамику, вдохнуть жизнь. Любые поверхности лучше всего располагать по линиям в соотношении 3:5. То есть меньшая часть должна занимать несколько больше одной трети. Хотя для удобства говорят о третях. К примеру, в верхней трети снимка можно поместить небо. В двух нижних — землю. Снимок приобретет основательность. Или наоборот — увеличить присутствие неба, дать «воздушную перспективу». У снимка появится глубина и легкость. Таким образом, фотограф управляет настроением зрителя.
Кроме того, на пересечении вертикальных и горизонтальных линий образуются так называемые «узлы внимания», они обозначены на рисунке. Психология восприятия такова, что именно на этих точках человеку приятнее всего видеть объекты или элементы. Взгляд останавливается здесь независимо от формата кадра или картины. Поэтому важные объекты снимка лучше всего располагать именно в этих «узлах внимания».
Следующее важное правило — левой руки. Для большинства людей естественно смотреть сначала в левый верхний угол изображения, соскальзывая взглядом в правый нижний.
Полоса из левого верхнего угла в правый нижний — это так называемая «проходная зона». Все, что в ней расположено, имеет второстепенное значение, и, кроме того, есть четко выраженная направленность движения сверху вниз. Соответственно, то, что расположено в правом верхнем и левом нижнем углах кадра, имеет существенно больший смысловой вес для зрителя. В соответствии с правилом левой руки, если нужно выделить на фотографии, к примеру, дорогу, то ее лучше пустить из левого нижнего угла в правый верхний. Таким образом, на пути естественного движения, слева направо, взгляд будет «спотыкаться» о границы дороги. Но стоит «отзеркалить» фотографию, и дорога просто потеряется на снимке, глаз не воспримет ее как важный элемент, он будет соскальзывать по ней. Этот пример наглядно демонстрирует не только действие правила левой руки, но и такую особенность человеческого восприятия, как асимметрия. Кадр и его зеркальная копия всегда воспринимаются по-разному.
СНИМОК 1.
Первое преимущество снимка — он объемный, в нем есть перспектива. Одинаковые по размеру банки по-разному удалены от зрителя. Поэтому дальняя кажется меньше, кроме того, она не в резкости — все вместе это создает ощущение глубины. Есть диагональ, довольно своеобразная. Она читается как раз по правилу левой руки: взгляд соскальзывает по ней и упирается в яблоко. Поэтому ощущение, что она есть, а вроде бы ее и нет. Тем более что диагональ, выстроенная донышками банок, имеет одно направление, а диагональ крышек — другое.
Кроме того, банки создают ритм. Казалось бы, какой ритм из двух элементов? Но если присмотреться, то понимаешь, что ощущение ритмичности создается не «целыми» банками, а их парными элементами: крышками, донышками, освещенными наклонными частями банки. Последние к тому же поддержаны правой гранью передней банки. Пусть она и асимметрична, и выступает как антагонист, но в создании ритма тем не менее участвует. Поддерживает ритм и яблоко, оно компенсирует недостаток третьего элемента в последовательности. Кроме того, яблоко расположено вблизи от одного из «узлов внимания».
Центральная смысловая часть фотографии — это светлая полоса в банке на переднем плане. Несмотря на то, что она неярко выражена как линия, тем не менее эта игра света притягивает взгляд. Почему? Ответ прост: она практически совпадает с линией золотого сечения, а яркие пятна по краям — расположены в «узлах внимания».
СНИМОК 2.
Удивительно простое, но эмоционально интересное решение. Главный объект снимка делит кадр приблизительно в пропорции золотого сечения. Помидоры, верхом едущие на кабачке. Явно просматривается ритмический рисунок — созданный расположенными на кабачке помидорами. Пожалуй, можно говорить о том, что ритм подчеркивается световыми бликами и тенями. Ритм несколько сломан красным колесиком, но это и притягивает взгляд, мало того, пара помидоров и колесо расположены на вертикальной оси золотого сечения. Дополнительную динамику снимку придает небольшой наклон верхней части кабачка, подчеркнутый светлой полосой. Сюжет снимка построен на отношениях трех групп — кабачок, помидор с колесом и три помидора, объединенных ритмом. Некоторая неоднородность фона в сочетании с отсветом перед кабачком придает снимку глубину и многоплановость. И, наконец, еле угадывающаяся вертикальная линия складки фона, делящая кадр также в пропорции золотого сечения, довершает эмоциональное воздействие на зрителя.
СНИМОК 3.
Первое, что бросается в глаза — полка, которая делит кадр по горизонтали приблизительно в пропорции, близкой к золотому сечению. Явно выражен ритм из семи однородных объектов — груш. Ритм усиливается панорамным форматом кадра. Снимок явно уравновешен, почти симметричен. Динамику снимку придает расположение груш. Основной эмоциональный настрой создают две соседки центральной груши. Они как бы находятся в «центре общения». Больше всего «цепляет» взгляд груша, которая выделяется своей ориентацией, создающая единственную, явно выраженную линию, пересекающую диагональ из левого верхнего угла в правый нижний (правило левой руки). С ней вяло корреспондируют небольшим наклоном соседка справа и, в противопоставлении, левая соседка центральной груши. Характер снимку придают световые пятна, подчеркивающие фактуру и создающие многоплановость даже в той минимальной пространственной глубине, в которой создана эта композиция.
Средства композиции
Теперь о некоторых средствах композиции. Одними из самых выразительных являются линии. С их помощью легко управлять зрительским вниманием и настроением. Во-первых, линии работают на глубину снимка, создают ощущение трехмерности. Во-вторых, ведут взгляд по направлению к горизонту или композиционному центру. Любопытно, что разные линии воспринимаются по-разному: изогнутые успокаивают, ломаные действуют как раздражитель, вертикальные передают величие, силу и мощь, горизонтальные — спокойствие и безмятежность, а диагонали привносят динамику. Причем этот эффект сохраняется не только для линий, которые мы действительно видим, — границы дороги, столбы, линия горизонта, но и для воображаемых. Например, направление взгляда или жеста. Выигрышно смотрится снимок, в котором линии выходят из углов кадра.
Второе композиционное средство — пятно. Это любой объект снимка, у которого есть более или менее четкие границы. И это не только предметы, но и тени, и световые блики. Они с легкостью могут играть самостоятельную роль. Итак, пятно. Оно может быть цветовым или тональным, и с его помощью легко выделить важный объект и определить смысловой центр композиции. Кроме того, в зависимости от размера пятна по отношению ко всему снимку можно создать ощущение большого пространства, пустоты, одиночества или, наоборот, тесноты и суеты.
Третье важное средство — ритм. Это гармоничное чередование однородных или подобных геометрических форм, пятен и линий. Выстроить интересный ритм могут не только деревья в парке или фонарные столбы вдоль дороги, но и яблоки на рыночном лотке, дома на улице, даже люди в одинаковой одежде. Чем монотоннее ритм — тем спокойнее композиция. Рваный ритм сделает фотографию экспрессивной. Ритмический рисунок с убывающими размерами задает направление, создает перспективу в кадре и часто наполняет движением.
Раз уж мы заговорили о геометрии снимка, вот еще один прием, который позволяет создать интересную композицию. Попробуйте расположить объекты в кадре так, чтобы они оказались в вершинах воображаемого треугольника или были в него вписаны. А теперь поэкспериментируйте. В зависимости от того, каким окажется ваш треугольник, таким будет и настроение фотографии. Ощущение устойчивости и неустойчивости, движения и статики, скольжения и взлета — все это можно передать с помощью «треугольного» позиционирования в кадре. И помните про асимметрию восприятия.
И вообще считайте до трех. Такое количество основных смысловых элементов оптимально не только в фотографии. До трех считать хорошо и сами объекты, которые оказались в видоискателе, и их смысловые группы. Мы можем посчитать, к примеру, раз, два, три человека, четыре, пять — деревья, шесть — небо, семь — облака, а можем: раз — люди, два — деревья, три — небо. Но в любом случае три — это гармония легко воспринимаемая и воздействующая на зрителя.
Равновесие
Так же, как форма и расположение «треугольной» композиции, можно говорить об уравновешенности снимка в целом. Имеются в виду чаще всего три части снимка — правая, левая и центральная. Равновесие снимка бывает двух видов: формальное и неформальное. Формальное равновесие достигается геометрической симметрией слева и справа от оптического центра снимка. Уравновешенная таким образом композиция подчеркивает достоинство, стабильность и консерватизм образа. Можно добиться равновесия по-другому, если располагать элементы разных размеров, форм, цветовой интенсивности на разных расстояниях от оптического центра. Подобным образом баланс достигается на импровизированных качелях, когда массивный взрослый сидит на коротком «плече» перекладины, а маленький ребенок — на длинном. При этом они взаимно уравновешены. Это неформальное равновесие. Оно всегда делает фотографию образной и эмоционально насыщенной.
Наконец, не забывайте о воздухе. Бывают очень интересные кадры, заполненные до предела, где воздуха нет вовсе. Но для таких снимков нужно обладать немалым мастерством. Начинающему фотографу лучше позволить изображению дышать. Воздушное правило, как и все, о которых мы говорили, довольно просто: свободное пространство нужно оставлять впереди движущегося объекта, будь то машина, бегущий человек или взгляд.
И еще одно правило, последнее. Все, о чем мы говорим в этом практикуме, нужно знать и уметь использовать. Но ни в коем случае не принимать это как догму. Многие из лучших снимков в истории фотографии были сделаны как раз в нарушение правил.
СНИМОК 4.
В этом снимке золотая пропорция также образована световыми пятнами. Это горизонтальное деление. Кроме того, линия, которую образует левая грань высокой вазы, делит снимок по вертикали также в соотношении 3:5.
Притом что в самом кадре ничего треугольного нет — он образован параллелепипедами и окружностями, здесь, как и на предыдущей фотографии, можно найти треугольник. Его основная вершина — это высокая синяя бутылка.
Диагональ, которая читалась раньше в разных по высоте сосудах и наклоне очков, из-за изменения ракурса почти потерялась. Чтобы подчеркнуть ее, добавить динамики в довольно спокойный уравновешенный кадр, фотограф добавил темный шарик и камушки. Они продлевают линии и делают ее более выраженной.
СНИМОК 5.
Снимок выполнен вертикально. Это подчеркивает вертикальные линии стеклянных предметов и придает дополнительную стройность.
Просматривается очевидная диагональ слева направо. Она создается за счет разного роста сосудов, а кроме того, поддержана направлением очков, дужек и осью листа.
Все это к тому же составляет правую грань треугольника. Левую грань образует левый бок бутылки, нижнюю — донышки, выстроенные практически на одной линии сосудов. Основательно стоящий на плоскости прямоугольный треугольник создает впечатление устойчивости, стабильности. Во многом этому ощущению помогают световые пятна. Линия между ними делит снимок по горизонтали в соотношении 5:3. В подсветке, надо отметить, есть сознательное или бессознательное соотнесение с образами, привычными человеческому сознанию. Цвета подсветки ассоциируются: оранжевый — с землей, а синий — с воздухом.
Второй треугольник, равнобедренный, образуется слева — округлостями листа, справа — дужкой. Причем овальность листа соотносится с закругленностью линз. Очки и лист словно ведут разговор. Стремятся в одну точку.
_______________________
Читайте также:
«Груши — тоже люди?» Фотопроект Станислава Аристова
Утончённая красота от Хейлы Сокиюрен
Урок Photoshop. «Клонирование» по науке
rosphoto.com
Разработка урока по ИЗО на тему: «Композиция»
Кийминская школа – сад им.К. Ускенбаева
открытый урок по ИЗО в 6 классе
Подготовила и провела: Петрушенко А.А
2014-2015 учебный год
19.01.15
Поурочный план урока по изобразительному искусству
Уроки изобразительного искусства – это, прежде всего уроки творчества, помогающие детям развивать воображение, мелкую моторику рук, глазомер, цветовое восприятие окружающего мира. Рисование для ребёнка своеобразная реализация своего видения мира. По готовой работе учителю нетрудно определить душевное состояние ученика. Но так как в учебном плане этот предмет занимает всего 1 час, то необходимо использовать все возможности, чтобы урок превратился в сказку, в путешествие, дать эмоциональный толчок к самовыражению через рисунок.
Тема урока: Композиция
Вид занятия: Рисование по представлению по памяти.
6класс
Метод: Интегрированный урок с применением интерактивных форм обучения.
Место проведения: Учебный класс.
Время: 45 минут.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Цель: дать понятие термина «композиция»; познакомить учащихся с правилами компоновки рисунка на листе; учить размещать рисунок на листе так, чтобы он выглядел выразительно, правильно выбирать формат листа; развивать пространственные представления; воспитывать интерес к предмету.
Обучающая ознакомить с новыми возможностями художественных техник, рисование по представлению.
Развивающая развивать у учеников художественную речь, способствовать развитию самостоятельности, развитие фантастических способностей и умение работать в проблемной ситуации, развитие зрительной памяти,.
Воспитательная, воспитывать интерес к изобразительному искусству, дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду.
План урока:
Организационный момент
Изучение нового материала
Практическая работа
Домашнее задание
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Добрый день. Я рада всех вас приветствовать на этом уроке. Сегодня урок немного необычный, у нас присутствуют гости, поэтому, чтобы потом не возникло недоразумений, проверьте в начале урока, всё ли у вас есть на парте.
2. Сообщение темы урока
Учитель. На каждом уроке изобразительного искусства мы с вами знакомимся с каким-либо правилом рисования.
Одни из них мы используем при работе карандашом, другие – с акварельными красками. Но сегодня мы познакомимся с некоторыми правилами, которые применяются при выполнении работ почти всех видов, знание которых абсолютно необходимо для выполнения грамотного рисунка.
3.Постановка проблемы.
Учитель. Представьте себе такую картину. У вас два метра ткани, и вам нужно вырезать носовой платок. Как вы это сделаете? В эксперименте заменим ткань полоской бумаги.
Вырежьте из нее квадрат, а затем мы обсудим результат эксперимента.
(Вероятней всего, ученик вырежет квадрат или в центре листа, или ближе к краю, но посередине и т. д. В результате обсуждения выясняем, что в таком случае пропадет весь кусок ткани, так как из него уже большой вещи не сошьешь.)
Вот так может быть и в рисунке. Посмотрите на таблицу «Компоновка на листе».
Что вы можете сказать о рисунке г)?
Ученик. Рисунок очень маленький, а нарисован на большом листе. В результате большая часть листа пустая. А рисунок б), наоборот, очень большой для листа такого размера. Наиболее правильно расположен рисунок в).
4.Сообщение теоретических сведений.
1. Определение термина «к о м п о з и ц и я».
Учитель. Вы убедились, насколько важно уметь правильно размещать на листе бумаги изображаемые предметы. Теперь определим понятие «композиция».
Термин «композиция» (от лат. compositio) обозначает сочинение, составление, сопоставление, соединение частей рисунка в единое целое в определенном порядке.
Поскольку слово «композиция» обозначает процесс сочинения, то применительно к изобразительному искусству это есть процесс сочинения художественного произведения, составление его частей.
Если художник просто механически перенесет на холст или бумагу увиденное явление или событие, то, вероятней всего, картина в этом случае будет невыразительна. Недаром живописцами делается немало набросков, зарисовок, прежде чем они начнут работу над произведением.
Вот, например, как великий русский художник, непревзойденный мастер композиции В. И. Суриков работал над историческим полотном «Боярыня Морозова». Очень долгое время ему не удавалось передать движение саней.
Для того чтобы решить эту проблему, ему требовалось определить нужный формат, и он неоднократно прибавлял, пришивал холст. «Не идет у меня лошадь, да и только, – писал об этом Суриков. – Наконец, прибавил последний кусок – и лошадь пошла…
5.Актуализация знаний учащихся.
Учитель. Зная правила работы над рисунком, нарисуем сегодня…
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
Кто это? Ну, конечно, бабочка. Вот ее-то мы и нарисуем.
Сначала мы определим форму предмета. Как видите, бабочка имеет сложную форму, но ее можно вписать в прямоугольник.
Разместим этот прямоугольник на листе бумаги в соответствии с правилами компоновки и проведем осевую линию. Проверим композицию.
После этого начинаем детально прорисовывать бабочку.
И, только проработав форму, мы можем приступить к работе красками.
6.Практическая работа.
Задание: выполнить рисунок, изображающий бабочку (карандаш, акварель, гуашь).
7.Ф и з к у л ь т м и н у т к а(видео)
8.Итог урока.
1. Выставка работ учащихся.
2. Беседа с учащимися по вопросам:
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что означает слово композиция?
– Зачем нужно знать правила построения композиции?
– Оцените свою работу. Правильно ли у вас скомпонован рисунок?
3. Выставление оценок.
9.Сейчас все откроем дневники и запишем домашнее задание
Домашнее задание: оформить в тетради раздел «Композиция»
videouroki.net
Конспект урока «Основы композиции»
План-конспект по дисциплине «Основы изобразительной грамоты» в 3 классе
Тема урока: «Правила, приемы и средства композиции»
Цели урока:
Образовательные: ознакомление обучающихся с основными законами, приемами и средствами композиционного построения изображений в творческой работе.
Деятельностные цели: создание благоприятных условий, направленных на формирование композиционных умений. Развитие у детей логического мышления, фантазии, эрудиции.
Тип урока: открытия новых знаний.
Вид деятельности: Коллективная и индивидуальная работа.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический;
Задачи урока:
Обучающие: расширить представление учащихся о композиции; развивать композиционные умения при создании абстракций.
Развивающие: развивать чувство композиции, умение анализировать форму, фактуру изображаемых предметов; развивать самоконтроль и оценочную самостоятельность учащихся.
Воспитывающие: прививать любовь к изобразительному искусству.
Планируемые результаты(формируемые ууд):
Личностные: понимание разнообразия и богатства художественных средств изобразительного искусства;
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности;
Предметные: расширять представление о построении художественных произведений; познакомятся с правилами, приемами и средствами композиции.
анализировать произведения искусства, называть и различать композиционные приемы и средства, применять их в построении абстрактных композиций.
Метапредметные (УУД):
Познавательные –научатся композиционно мыслить, осуществлять композиционные поиски , строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;
Регулятивные- научатся понимать поставленную учебную задачу, самостоятельно ставить цель предстоящей творческой работы;
обдумывать замысел и последовательность составления абстрактных композиций;
Коммуникативные –овладеют способностью инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы.
Средства обучения:
предметно – натуральные объекты, наглядные пособия, практическая деятельность.
Интеллектуальные – анализ, дедукция.
Практические – творческая деятельность.
Эмоциональные – творческий интерес, удовлетворение от работы.
I. Мотивация к уроку. Орг.момент.
Мотивация к деятельностиЦель этапа: включение обучающихся
в деятельность.
Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм:
— Ребята, посмотрите, пожалуйста, на рабочее место. Все ли готово к уроку!?
Подготовка класса к работе.
1-2 минуты.
Самоопределение (Л).
Планирование учебного сотрудничества (К).
II. Актуализация знаний.
Ребята, основное понятие с которым мы сегодня будем работать это – композиция. Давайте попробуем разобраться что же это такое композиция?Возможно, вы уже где-то встречались с этим понятием? Приведите примеры.
Кто из вас может дать определение?
Композиция- способ организации целостного и гармоничного изображения.
Слово «Композиция» встречалось в музыке, архитектуре, и тд.
Ответы: композиция- это организация.
Л: Л: осознание своих возможностей.
Р: целеполагание, планирование, рефлексия.
П: работа с ассоциацией, установление причинно-следственных связей, сравнение, построение речевого высказывания.
К: умение вступать в диалог
III. Пробное учебное действие и фиксирование затруднений.
Пробное учебное действие и анализ причины затрудненийЦель этапа: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий
Движение
Метр
Ритм
Перед вами представлены условные композиции из геометрических предметов. Попробуйте определить к какому правилу, приему и средству композиции их можно отнести.
(Слайды презентации)
Л: осознание своих возможностей.
П:извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.
К: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения.
IV. Формулирование цели и темы урока. Исследование (решение проблемы).
Проект выхода из затрудненияЦель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбора способа и средств их реализации.
Ребята, от вас требуется составить несколько условных композиций, в которых будут ярко выражены следующие композиционные приемы и средства: равновесие, ритм, контраст, движение.
Коллективное обсуждение проблемы.
Умение анализировать языковой материал. (П).
Целеполагание (Р).
Постановка вопросов (К).
Планирование (Р).
Прогнозирование (Р).
V. Реализация проекта.
Реализация проектаЦель этапа: построение обучающимися нового способа действий и формирование умений его применять.
Если изображения – прямоугольники, пятна, линии – расположены на листе бумаги случайно, мы невольно стремимся преодолеть эту случайность и хаотичность.
Достижения гармоничного расположения элементов по отношению друг к другу и их уравновешенность в целом и составляет суть композиции.
Попробуем составить гармоничную композицию. Итак, у нас имеется несколько геометричных фигур, которые нужно скомпоновать. Для этого я провожу композиционные поиски, передвигаю элементы таким образом, чтобы не было пустых мест.
Можно экспериментировать и сочетать разные фигуры: большие и маленькие, главное уравновешивать композицию, для этого попробуйте почувствовать баланс. Так, две большие светлые фигуры может уравновесить одна маленькая черная.(Слайд)
Взаимное расположение форм создает динамическое равновесие, которое достигается путем добавления дополнительного элемента.
Для достижения равновесия может быть использован прием симметрии. В таких ситуациях композиция превращается в орнамент.
Становится монотонной и однообразной.
Учащиеся наблюдают за учителем, смотрят на пед. Рисунок.
5 мин.
Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование).
Сотрудничество в поиске и выборе информации (К).
Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.).
Управление поведением партнера (К).
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).
VI. Включение нового в систему знаний и повторение.
Цель этапа:усвоение обучающимися нового способа действия при решении типовых задач.
Учитель наблюдает за ходом выполнения творческих работ, обсуждает проблемы со всем коллективом обучающихся.
Учащиеся работают над выполнением задания, ведут поиск композиции, советуются друг с другом, советуются с преподавателем.
10-15 минут
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р).
Самоопределение (Л).
Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р).
VII. Рефлексия.
Рефлексия деятельностиЦель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Организует рефлексию, самооценку результатов.
— Ребята, давайте посмотрим, у кого что получилось? Продолжите фразу, у меня сегодня получилось…, мне понравилось…, сегодня я узнал…..
Учитель задаёт домашнее задание с учетом уровня подготовки обучающихся (по желанию):
— Наш урок подошёл к концу, надеюсь, вам понравился урок, и вы остались им довольны.
Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Продолжают фразу, осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия..
2-3 минуты
Умение выражать свои мысли (К).
Рефлексия (П).
Смыслообразование (Л).
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П).
Самооценка на основе успешности (Л).
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л).
infourok.ru
«Композиционный центр в композиции». Урок-тренинг.
Открытый урок преподавателя высшей квалификационной категории Жилиной Надежды Владимировны с учащимися 1 класса по предмету «Композиция»
Присутствовали: завуч Бобровская А. Г., Головкина Н. С.
Дата:
Тема урока: «Композиционный центр в композиции». Урок-тренинг.
Цель урока: знания о единстве и подчинении элементов замыслу автора через правильную композиционную схему.
Задачи урока:
Образовательные: знакомство с различными методами выделения композиционного центра в станковой композиции, создание единой и целостной композиции на основе соподчиненности и гармонии. Эмоциональное восприятие цвета.
Воспитательные: научить учащихся относиться к работе аккуратно, старательно, внимательно и ответственно. Способствовать выработке художественных представлений, устойчивого интереса к занятиям по композиции.
Развивающие: развивать познавательные процессы: мышление, память, внимание,
восприятие натуры. Стимулировать учащихся к высказыванию своего собственного мнения, самовыражения.
Материалы: лист А-3 формата, карандаш, акварель, гуашь, кисти.
Тип занятия: урок-тренинг, усвоение новых знаний, закрепление знаний (практическая часть).
Методы обучения: словесный, наглядного восприятия, практического обучения.
Средства обучения: наглядное пособие, пособие в практике.
Формы работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная.
Учет знаний: текущий.
План урока.
- Организационный этап.
- Этап актуализации знаний.
- Сообщение темы и цели урока.
- Этап формирования новых знаний.
- Этап закрепления новых знаний (практическая часть)
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Ход урока.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с понятиями композиционный центр, соподчиненность и гармония в композиции. Давайте вспомним что называется композицией? Композиция означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция- это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.
Композиция каждый раз ставит перед художником сложные вопросы, ответы на которые должны быть точными, оригинальными, неповторимыми.
Сейчас мы с вами постараемся ответить на ряд вопросов, которые помогут вам прочувствовать сюжет вашей композиции.
- Какое время года мне ближе всего по характеру? (зима, весна, лето, осень)
- Какое время дня я люблю больше всего?
- Если бы я был местностью, какой бы я был? (равнина, горы)
- Если бы я был речкой, то какой? (тихой, спокойной, с порогами, горной, стремительной)
- Если бы я был деревом, то каким? (береза, ель, сосна, рябина, тополь…)
- Если бы я был цветком, то каким?
Итак, сюжет композиции у нас начинает появляться. Это пейзаж, который вы как бы пропустили через себя.
Создавая композицию, необходимо позаботиться о том, что будет главным в картине и как выделить это главное, то есть сюжетно-композиционный центр, который часто также называют «смысловым центром» или «зрительным центром» картины.
В центре картины будет расположен главный герой- это вы. Центр выделяется освещенностью, цветом, укрупнением изображения, контрастами и другими средствами.
Для достижения цельности композиции следует выделить центр, где будет расположено главное, отказаться от второстепенных деталей, приглушить отвлекающие от главного контрасты. Композиционной цельности можно добиться, если объединить светом, тоном или колоритом все части произведения.
Важная роль в композиции отводится фону или среде, в которой находится наш герой. Окружение имеет огромное значение для раскрытия содержания картины, единства впечатления, цельности композиции можно достигнуть, если найти необходимые средства для воплощения замысла.
Итак, цельность композиции зависит от способности ученика подчинить второстепенное главному, от связей всех элементов между собой. То есть недопустимо, чтобы бросалось в глаза что-то второстепенное в композиции, в то время как самое важное оставалось незамеченным.
Запомните:
-ни одна часть композиции не может быть изъята или заменена без ущерба для целого;
-части не могут меняться местами без ущерба для целого;
-ни один новый элемент не может быть присоединен к композиции без ущерба для целого.
Знание этих закономерностей композиции поможет вам сделать свои рисунки более выразительными.
А сейчас мы начнем работу над композицией. Найдите наиболее удачное положение для вашей фигуры в листе, затем отвечая на вопросы, создайте окружающую среду, которая передает только ваш характер и вашу индивидуальность.
Учащиеся работают. В ходе урока идет дополнительное обсуждение правил и приемов композиции. Используется комплекс из фронтальных и индивидуальных форм работы.
Урок закончен. Проведем просмотр работ на данном этапе и сделаем анализ.
Домашнее задание: поиск цветовых решений композиции.
dshi-aleysk.edu22.info