Уроки композиции – Уроки композиции | Artstudi.ru Художественная студия

Нестандартный урок по ИЗО «Композиция. Основные законы композиции»

Тема: Композиция. Основные законы композиции.

Учитель ИЗО и черчения: Болтовская Наталья Александровна

Цели урока:

Образовательные:

  • расширить знания учащихся о приемах, средствах композиции,

  • познакомить учащихся с основами композиционного построения.

  • формировать умение выполнять тематическую композицию,

Развивающие:

  • развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету; внимание, трудолюбие, аккуратность.

 

Тип урока: урок обобщение

Методы: объяснение с демонстрацией, самостоятельная групповая работа, опрос.

Оборудование: Презентация на тему «Композиция». 

План урока

  1. Организационный момент

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Повторение пройденного материала.

Объявление темы урока.

Повторение материала, закрепление.

3. Практическая работа

4. Завершение урока 

Выставка и анализ работ.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Повторение пройденного материала.

 Объявление темы урока.

Сегодня на уроке мы вспомним, какими композиционными приемами пользуются художники при создании своих произведений.

Повторение материала, закрепление.

На предыдущих уроках мы с вами говорили о законах композиции. Сегодня нам предстоит обобщить наши знания, научиться использовать законы композиции на практике.

Для этого мы с вами отправимся в путешествие в страну «Рисованию». Сделаем остановку в увлекательном городе «Композиция», осмотрим достопримечательности этого города, изучим основные законы и правила жителей этого городка. Жители города Композиция очень любят рисовать и украшать свои дома и предметы быта. Но делают они это, строго соблюдая необходимые правила, поэтому, созданные ими композиции выглядят потрясающе.

Итак, что же это за город «Композиция»?

Композиция (от лат.compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. (Слайд №2)

 Работа художника над произведением начинается с замысла. Путь от замысла до его воплощения часто очень долог, иногда он занимает годы и десятилетия. Художник ищет форму, которая лучше всего выражала бы его идею. Делается немало набросков, в которых осуществляется поиск точки зрения, высоты горизонта, размещения предметов, смыслового центра картины. Вот мы с вами и подошли к одной из достопримечательностей нашего городка — Композиционный центр.

  Композиционный центр – главный ведущий элемент композиции, организующий все ее части. Обычно он является и смысловым центром картины, рисунка и выделяется с помощью различных средств: размером, цветом, освещением, местоположением. (Слайд №3)

Для создания своих произведений художники пользуются специальными художественными приемами, способствующими раскрытию содержания работы. Называются они законами композиции.

 Законы композиции применяются для всех художественных произведений искусства. Если нарушается один из законов — нарушается гармония. В нашем городе существуют три основных закона композиции: закон целостности, равновесия, соподчинения. (Слайд № 4)

Закон целостности: объединение элементов, частей в единое целое. Цельное произведение – это законченное произведение, в нем ни хочется ничего добавить и убрать.

Закон соподчинения: подчинение всех элементов изображения доминанте (главному элементу в композиции).

Закон равновесия: такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой.

Теперь я предлагаю познакомиться с правилами и приемами нашего города «Композиция».

Правила и приемы композиции (Слайд №5):

Симметрия — равномерное размещение элементов по оси, делящее пространство на равные части.

В симметричной композиции расположение элементов относительно оси должно быть одинаковое. (Слайд №6)

— Симметрично построенная композиция встречается во многих произведениях, назовем наиболее известные: “Тайная вечеря”, “Мадонна в гроте” Леонардо да Винчи, “Сикстинская мадонна” Рафаэль, в русском искусстве – “Богатыри” Виктора Васнецова. (Слайд №7)

Асимметрия — неравномерное размещение элементов при сохранении общего равновесия.

— В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины неуравновешенны.

Динамичная композиция — композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.(Слайд №8)

Ощущение движения /динамику/ можно усилить резкой сменой направления форм, линий, пятен – от горизонтальных, вертикальных к диагональным и даже спиральным. (Слайд №9)

Динамика встречается в произведениях изобразительного искусства в пейзаже, анималистическом жанре. (Слайд №10)

Статичная композиция(статика в композиции) — создает впечатление неподвижности, покоя.

— Статику можно встретить в произведениях искусства в таких как пейзаж, портрет, натюрморт. (Слайд № 11)

— Как правило, статика и динамика неразрывно взаимосвязаны, дополняют, или усиливают друг друга, в результате работа в целом выигрывает.

Ритм — это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. (Слайд №12)

Ритм окружает нас повсюду: в природе это – смена временен года, смена дня и ночи. Так и в композиции всегда существует определенный ритм. Он может быть упорядоченным и хаотичным, но всегда присутствует в композиции. (Слайд №13)

Контраст (фр. ) — противопоставление в композиции (по цвету, фактуре, по форме, по размеру и т. д). (Слайд №14)

Противопоставление маленького большому, темного – светлому, теплого – холодному, и т.д. и т.п..
      Контраст – очень выразительное средство композиции. Контрастные фигуры обычно усиливают друг друга. Прием контраста довольно часто используется в композиции.(Слайд № 15)

Самый простой пример контраста – это черный и белый цвет.

Мы с вами вспомнили основные правила и законы города «Композиция».

Дальше вам, ребята, предстоит создать свою декоративную композицию.

Последовательность создания декоративной композиции(Слайд №16):

1 этап

Замысел

Поиски композиционного решения

Цветовое решение

2 этап

Разработка элементов. 

3 этап

Выполнение основной работы. 

Если мы внимательно посмотрим на произведение искусства, то можем увидеть, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, круг, овал и т.д.

Мы начнем изучение закономерностей композиции с расположения простейших элементов на плоскости.

Физминутка (Слайд № 17)

На сегодняшнем уроке мы попробуем создать декоративные композиции из цветной бумаги, соблюдая законы и приемы, изученные на уроке. Работать вы будете небольшими группами. Нам нужно создать 5 команд. Каждой команде я выдам конверт с заданием. Вы должны за определенное время выполнить композицию. Заранее определите, кто из вашей группы будет работать устно – это будут капитаны команд, а кто практически. По окончанию урока, вы презентуете свои работы с кратким описанием приемов композиции.

3. Практическая работа(Слайд № 18)

Создание декоративной композиции из цветной бумаги.

    1. Ритм

    2. Симметрия

    3. Асимметрия

    4. Динамика

    5. Статика

Приступайте к практической работе. Капитаны команд, внимание на доску!

Езли вы знаете ответ, поднимайте руку – после ответа получаете определенное количество баллов.

  1. Назовите основные приемы композиции, которые использует художник для достижения образной выразительности, коротко их охарактеризуйте. (Слайд №19)

  2. Найдите среди представленных репродукций картин ту, в которой наиболее ярко используется контраст, расскажите о возможностях этого средства. (Слайд №20)

  3. Найдите среди представленных репродукций картин ту, в которой наиболее ярко используется ритм, расскажите о возможностях этого средства. (Слайд № 21)

  4. Найдите среди представленных репродукций картин ту, в которой наиболее ярко используется динамика, расскажите о возможностях этого средства. (Слайд №22)

  5. Найдите среди представленных репродукций картин ту, в которой наиболее ярко используется статика, расскажите о возможностях этого средства. (Слайд № 23)

  6. Найдите среди представленных репродукций картин ту, в которой наиболее ярко используется симметрия, расскажите о возможностях этого средства. (Слайд № 24)

  7. Найдите среди представленных репродукций картин ту, в которой наиболее ярко используется асимметрия, расскажите о возможностях этого средства. (Слайд №25)

  8. Внимательно рассмотрите репродукции картин Рафаэля «Обручение Марии», К. Петрова-Водкина «Купание красного коня», К. Коровина «Зимой», Н. Ге «Тайная вечеря» и назовите, с помощью каких средств художники выделяют сюжетно-композиционный центр. (Слайд № 26)

4. Завершение урока 

Выставка и анализ работ.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

С какими основными понятиями мы сегодня познакомились?

Кому  сегодня понравился наш урок. А чем именно? Что нового вы узнали на нашем уроке? Кто доволен своей работой?

Закончите фразы: (Слайд №27)

у меня получилось …

 я смог…

 меня удивило…

 мне захотелось…

infourok.ru

как построить удачную композицию для рисунка

Любое произведение искусства, будь то картина, симфония или же кино, несомненно требует того или иного построения, структуры. Иначе говоря – композиции или компоновки. В музыкальных произведениях – это расположение нот, в кино – это тщательно составленный сценарий, ну а в иллюстрации, фотографии и живописи – это расположение объектов на рабочей поверхности.

Именно о композиции в рисовании и пойдёт речь в этой статье.

Любая картина или рисунок состоит из объектов, которые, в свою очередь состоят из линий и форм. Композицию в целом определяют также цвета, тени, контраст, текстура, формы и пропорции объектов.

Задача художника расположить объекты, цвета и тени в определённом порядке, чтоб это всё складывалось в гармоничную картину.

Существует несколько основных правил при составлении композиции. Давайте рассмотрим основные из них на наглядных примерах:

Правило трёх третей

Разделение рабочей поверхности на 9 равных квадратиков, как показано на рисунке.

Делается это для того, чтобы расположить центральный объект максимально гармонично с другими элементами композиции, видя таким образом чётко центр рабочей поверхности,и её периферийные зоны.

Итак, центральный объект присутствует в каждой композиции. В данном случае это парусник. Как мы видим, часть кораблика выступает в центральную зону фотографии, а его остальные части приходятся на верхнюю и среднюю правые зоны. Давайте рассмотрим другой пример:

Здесь вступает в силу ещё одно правило – любая композиция, будь это фотография или рисунок, всегда более выигрышно смотрится с центральным объектом, смещённым хоть немного от центра в какую бы то ни было сторону. Буквально несколько сантиметров от центра в край – и композиция уже превращается из посредственной в интересную и живую.

Угол или ракурс объектов

Порой художник выбирает нестандартное положение объекта. То есть, рисует его таким образом, что он будто расположен под неким углом, например “вид сверху” или же наоборот “вид снизу” – возможности безграничны. Есть в рисовании такое понятие как перспективное сокращение – изменение размера объектов с целью придать рисунку эффект трёхмерного пространства.

Здесь-то и начинаются сложности у художников – ведь определенный ракурс требует сокращения отдельных пропорций предмета в перспективе. Иными словами, если рисуется например человек в положении “вид сверху”, то его голова будет большой, а тело и ноги очень маленькими, так как происходит сокращение в перспективе – чем дальше от зрителя та или иная часть объекта, тем меньше она будет в размерах, и наоборот. Давайте рассмотрим на примере:

Мы видим, что голова девушки на первом рисунке имеет огромный размер, тогда как её руки очень малы по сравнению с головой, а тело и вовсе видно не целиком. А всё потому, что художник расположил её таким образом, чтобы создался эффект “вид сверху”. Тело объекта словно уходит “вниз”. На второй картинке дорога уходит вдаль от зрителя, создавая эффект дальнего расстояния, сужаясь вдалеке.

Работа с перспективой сама по себе нелегка и требует постоянной практики. Здесь важно поделить лист на условные линии, которые уходят как бы “вглубь композиции”, в зависимости оттого, какое направление художник выбрал для построения объекта.

Таким образом, на первом рисунке линии уходят вниз, имея наибольшую дистанцию между собой вверху, становясь всё уже до тех пор, пока не пересекутся где-то в районе ног девушки (даже если в данном рисунке ног не видно).

На второй же композиции линии уходят от зрителя в даль. Работая с расстоянием, можно и даже нужно не ограничивать себя только двумя линиями, их количество может быть каким угодно. Главное помнить, что условные линии рано или поздно пересекутся между собой в единой точке, в этом направлении и стоит сокращать все объекты в композиции. Это будет поначалу очень даже нелегко, однако, овладев успешным применением перспективного сокращения, художника ждет стопроцентный успех в составлении любой композиции. Так что игра стоит свеч!

Правило Нечётности

Правило гласит, что композиция с нечётным количеством предметов всегда смотрится интересней и выигрышней, нежели композиция с чётным количеством. Это связано с тем, что смотрящий подсознательно группирует композицию с чётным количеством элементов, таким образом теряя центральный объект.

Казалось бы, на обеих картинах лошади, но картина с тремя смотрится более интересно по сравнению с композицией, где присутствует два коня.

Помимо расположения центральных и вспомогательных объектов, соблюдения пропорций и перспективы, художнику надо учитывать цветовые решения, свет-тень, а также контраст. Практика, эксперименты и любовь к искусству – важные составляющие, которые помогут преуспеть на этом поприще. Результат не заставит себя ждать – вы увидите, как ваши работы будут только расти в плане качества и профессионализма. Смело экспериментируйте, импровизируйте, иначе какое же это искусство. А главное, ничего не бойтесь – и тогда всё у вас получится!

Превью: Depositphotos

Читайте также:

Как создать драматическую композицию с несколькими персонажами

Композиция кадра. Александр Амбалов

Лучший урок по композиции, который мне довелось видеть

say-hi.me

Уроки композиции.

Друзья! Сегодня мы начинаем с вами очень важную тему, с которой необходимо ознакомиться всем , кто хочет научиться создавать видео слайд-шоу.
Мы поведём уроки композиции для видео. Эти основы – очень важный момент. Мы разберёмся, что такое композиция вообще, и в видео, в частности.
Рассмотрим так же, ошибки, которые допускают многие начинающие создавать видео из фотографий, в результате которых видео не содержит те “изюминки”, которые и составляют весь эффект слайд-шоу.

 

Мы с вами имеем дело в основном с фотографиями. Цель фотографа передать очень подробное изображение, которое раскрывало бы характер персонажа. Однако, задача фотографа передать не только то, что попадает в камеру, но и в мельчайших подробностях передать элементы пейзажа, архитектуры, или портрета и показать внутренний мир персонажа.

Кроме того , настоящий художник обязательно вкладывает в своё творение своё отношение к герою, обязательно вносит в содержание картины свою задумку.

Мы с вами тоже  художники , поэтому , имея дело с, уже готовыми картинками, или фотографиями, нужно помнить о том, что мы должны всё расчитать, продумать сюжет, продумать, какие элементы надо включить в кадр, чтобы каждый кадр наиболее точно раскрыл наш замысел.

Никак нельзя допускать, чтобы видео превращалось в набор картинок, и, что ещё хуже, в слайд, в котором включено огромное количество миниатюр, от которых у зрителя просто разбегаются глаза и теряется основная мысль произведения..
Необходимо правильно проработать расположение главного объекта. В этом заключается мастерство художника.

Суть картинки состоит в том, чтобы подчеркнуть главные особенности пейзажа, или человека, а, значит, все дополнительные средства должны быть применены в соответвтвии с этим. Ни одной лишней детали в кадре быть не должно!
Необходимо, чтобы всё видео от начала и до конца представляло связанный сюжет, чтобы чётко просматривалась единая линия сюжета.

Итак, начинаем уроки композиции.
Что же, такое: композиция?

Это слово в переводе означает “соединение, связь, сочинение”. Значит, все элементы в одном слайде должны быть строго подчинены друг другу, а все слайды связаны между собой единой линией сюжета, превращаясь в конечном итоге в одно целое произведение.

Конечно, на первоначальном этапе новичкам бывает трудно всё это осознать, поскольку он увлекается процессом техническим и мало заостряют своё внимание на художественном воплощением задуманного. В результате, слайд-шоу превращается в набор картинок в лучшем случае, объединённых подходящей мелодией. Такое произведение не затрагивает чувств зрителя и многие видео разных авторов становятся похожими друг на друга, как две капли воды.

Раз, мы с вами взялись за такое интересное занятие, как создание видео слайд-шоу, то нам необходимо познакомиться хотя бы вкратце с основами композиции, то есть, с приёмами построения кадра, средствами и способами создания слайда для видео в его художественном воплощении. Надо уметь использовать эти знания при создании своих видео.

Давайте, для начала рассмотрим те ошибки, которые допускают новички (и не только) и попробуем их исправить.

 

1. Большая перегруженность каждого слайда.
Многочисленные детали, которые мешают восприятию главного.

2. Много анимации в слайде, которые создают напряжение зрения зрителя.

3. Много текста. Он трудно читается с видео, даже, если он написан крупным шрифтом. А, если текст написан на фоне цветов, или чего-то яркого, то он вообще нечитабелен. Кроме того, если видео не только с музыкой, но и сопровождается песней, то чтение текста, допустим в стихах, плохо читается и отвлекает от прослушивания песни. В результате, внимание зрителя рассеивается и он теряет главную мысль видео.

На что следует обратить внимание!

1. Расположение объектов на слайде должно быть с учётом главного объекта.
2. Необходимо чередование крупного плана, мелкого и среднего, а так же общего плана в слайдах.
3. Чередование контрастных цветов в палитре картинок.
4. Соответствие музыкального оформления содержанию фотографий.
5. Учитывать освещённость слайда.
6. Меньше текста и учитывать видимость букв на фоне.
7. Внимательно выбирайте название вашего видео слайд-шоу. Оно должно отражать всё содержание видео в 1-2 словах. Оно не должно быть очень длинным.
8. Учитывайте длительность  видео. Самое просматриваемое видео 2-3 мин. Всё, что длинне – смотрится утомительно.

Отдельно о переходах.

Переходы с одного слайда на другой выбираются не просто так. Они тоже являются частью, которая дополняет раскрытие характера персонажа, или содержания вашего видео. Подбирайте переходы, очень тщательно просматривая каждый слайд и, регулируя скорость выбранных переходов.

Таковы мои небольшие советы для вас, мои дорогие, коллеги. Надеюсь, что уроки  композиции видео слайд-шоу помогут вам создавать свои прекрасные шедевры ещё лучше.

Я искренне желаю вам успехов в этом увлекательном и интереснейшем деле создания видео слайд-шоу!
Удачи!

С вами была, как всегда, Маргрита Земцова.
До новых встреч!

Не забудьте поделиться с друзьями. Кликните, пожалуйста, по кнопочкам соц.сетей.
Спасибо.

biznesinter.ru

уроки рисования: Секреты композиции. Часть 1

В любом виде искусства ключевую роль играет правильное расположение элементов произведения, позволяющее наиболее точно передать идею этого произведения.  То есть выделить ключевые сюжетные линии, передать необходимое настроение и соблюсти при этом гармонию. Композиция (от латинского compositio) и является соединением (сочетанием) этих элементов в единое целое.
Композиция — составление единого целого из отдельных элементов, частей.

Чтобы более точно понять, что такое композиция попробуйте из вырезанных фигурок составить какую либо картину — это и будет композиция


 Композиция бывает разная:

В изобразительном искусстве с помощью композиции художник выражает свою мысль, то, что он хочет сказать зрителю. Другими словами композиция — это сочинение.

Правила композиции нужны для  гармоничного расположения объектов на картине, для того чтобы зритель хотел рассматривать эту картину. 

Бывает неправильно составленная композиция, но хорошо написанная лишает зрителя внимания, заинтересованности к работе.

В своей работе можно направлять внимание зрителя, не присутствуя рядом туда, куда  необходимо художнику, для этого необходимо указать на работе композиционный центр.

 Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции. 

То есть, в композиционном центре находится основной сюжет произведения.

Если построить композицию на плоскости и через эту плоскость провести две диагональные линии, точка их пересечения укажет на геометрический центр нашей будущей композиции. Любой предмет, вписанный в этот центр, будет чувствовать себя вполне уверенно.

Композиционных центров в композиции может быть несколько

Композиционный центр может быть выделен:

контрастом света и тени

контрастом цвета

размером

формой

В классической живописи, как правило, сюжетно-композиционный центр изображают на втором плане. Передний план служит как бы вступлением, приглашением взглянуть на основное событие. На втором плане находится весь сюжет произведения, а третий служит продолжением картины, фоном, на котором разворачивается действие.

Правило третей

Это упрощенный вариант правила золотого сечения. Считается, что расположение объектов в зонах пересечения прямых и на самих линиях — способствует лучшему восприятию изображения человеком. Такие зоны называются «зрительными центрами»

Считается, что самая сильная точка находится справа, т.к. мы читаем слева на право.

Также сильны  нижние точки, т.к. мы привыкли все рассматривать сверху вниз.

 

 

Обратите внимание, как самое высокое каменное образование (столб из туфа) попадает в правую треть, а линия горизонта соответствует верхней трети. Более тёмный камень на переднем плане тоже выровнен по нижней и левой трети на рисунке.

При рисовании пейзажа рекомендуется размещать линию горизонта на уровне нижней или верхней горизонтальной линии, в зависимости от того,что хотим передать (воздушное пространство -небо, землю или море)  это делает работу более интересной и гармоничной.

 

 

При рисовании  портрета лучше размещать глаза на верхней горизонтальной линии.

Именно так портрет будет восприниматься более комфортным образом. Это также необходимо для того, чтобы портрет не давил на нижнюю часть картины.

Если написать голову ровно в центре — это вызовет внутренний дискомфорт, т.к. мы привыкли, что все притягивается к земле (сила притяжения)

При рисовании человека в полный рост,  лучше размещать его на правой или левой вертикальной линии. Очень важно следить за тем, в какую сторону направляется человек, или куда направлен его взгляд. Например, если человек смотрит влево, то его соответственно необходимо разместить на правой горизонтальной линии, что бы перед ним оставалось пространство. Движение в картине мысленно необходимо продолжить.
  

Вся наша жизнь в движении, мы постоянно продолжаем, куда-то движемся. так и в рисунке:

если есть движение — обязательно должно быть пространство куда двигаться. Это касается всех объектов которые могут перемещаться в пространстве:

  • люди  
  • животные  
  • транспорт  
  • и т.д

radugaart.blogspot.com

Разработка урока «Композиция. Выделение композиционного центра»

Алматинская область

Жамбылский район

С. Каргалы

средняя школа имени Асета Бейсеуова

с дошкольным мини центром

Разработка урока по изобразительному искусству 4 класс

на тему: «Композиция. Выделение композиционного центра».

Учителя изобразительного искусства Шамиловой Лейли Казакбаевны

Тема урока: Композиция. Выделение композиционного центра.

Цель урока: знакомство с основными законами построения композиции и перспективы,

выделение композиционного центра

Задачи урока:

  1. Формирование у учащихся навыков рисования по представлению и по памяти, знаний об основных законах композиции, умение выделять наиболее интересное, подчёркивать композиционный центр.

  2. Развитие навыков художественной деятельности, умение передавать в тематических

рисунках смысловую связь элементов композиции и соблюдение последовательности выполнения рисунка. Развивать умение выделять в окружающей среде яркие запоминающиеся моменты. Развивать воображение и наблюдательность.

  1. Воспитание эстетических чувств, интереса и любви к изобразительному искусству.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, проблемно-поисковый.

Форма организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная и коллективная работа учащихся.

Оборудование: учебник «Изобразительное искусство», репродукции художников:

С.Р.Мамбеева «В горах», М. Палаткин «Внутренний вид юрты», геометрические фигуры

из цветного картона, чистые листы, схемы композиций.

Ход урока:

  1. Организационный момент (Приветствие. Проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих)

  2. Всесторонняя проверка предыдущего материала. Анализ выполнения домашнего

задания, оценивание работ.

  1. Усвоение новых знаний. Объявление темы и цели урока.

«Композиция-это такое разумное основание живописания, благодаря которому части видимых вещей складываются вместе в картину». Л.Б. Альберти.

Что такое «композиция»? Слово «композиция» означает «составление» или «сочетание». Художники создавая произведения графики, живописи, скульптуры, находят конкретные

отношения предметов и пространства, размещают фигуры и определяют их место, чередуют

линии и пятна, устанавливают их пропорции и размеры. Весь этот процесс и называется композицией.

Основными выразительными средствами композиции являются ритм, симметрия, асимметрия, равновесие, контраст и нюанс. Чтобы составить композицию нужно знать и применять определённые правила. Вспомним, что это за правила: а) связь изображения с форматом, б) связь изображения с размером, в) равновесие в композиции.

Всякое изображение ограничено краями плоскости или объёма и имеет свой размер и формат. Определение формата и размера является одним из первых элементов композиции. Сегодня мы рассмотрим и узнаем, что такое композиционный центр. В композиции выделяется композиционный центр, который несёт основную смысловую нагрузку. В композиционном центре художник располагает главного героя, главную сцену, к которой он хочет привлечь внимание зрителей. Все второстепенное должно быть подчинено тому главному, что входит в композиционный центр. Компонуя группы, предметы и отдельные части изображения авторы произведения исходят из художественной идеи и общего замысла картины, рисунка или скульптуры. Так, например, чтобы передать глубокие движения души, сложные переживания людей, художники чаще всего стремятся выдвинуть фигуры на первый план, ограничить пространство, отказаться от изображения многих деталей и окружения, чтобы ничто не отвлекало от восприятия облика персонажей. Например, увеличивает размер главного героя по сравнению с остальными, протрет Ф.Шаляпина работа художника Б.М.Кустодиева. Выделяет его цветом, делая его контрастным по сравнению с другими элементами композиции, картина художника П.А Федотова «Сватовство майора». Использует месторасположение, выделяющее главное, картина С.А.Мамбеева «В горах». Выделяет главное при помощи фактуры или формы, располагает второстепенные элементы композиции таким образом, что они привлекают внимание зрителя к композиционному центру картина В.И.Сурикова «Боярыня Морозова».

  1. Проверка понимания нового материала.

Подведём итоги к сказанному. Какими выразительными средствами можно выделить композиционный центр?–цветом,-формой,-размером,-расположением. В учебнике нам показаны схемы выделения композиционного центра, рассмотрим и проанализируем их.

  1. Закрепление темы. Практическая работа.

Класс делится на группы, выбирается главный художник группы. По предложенной репродукции составить схему композиции в технике аппликация из готовых геометрических фигур.

  1. Подведение итогов. Выставление работ. Анализ и оценивание.

kopilkaurokov.ru

Учебно-методический материал по теме: открытый урок по композиции

Открытый урок по композиции с учащимися 6 классов

преподавателя изобразительного отделения Агошковой М.А.

Тема: «Влияние замысла рисунка на выбор технических средств и материалов при работе над пейзажем».

Цель: применение различных художественных материалов и технических приемов исполнения, их выразительных возможностей, необходимых для воплощения художественного замысла.

Задачи:

— научить самостоятельно подбирать  художественные материалы, наиболее выразительные технические средства для воплощения  художественного замысла;

 — развивать творческую активность, эстетический вкус;

— формировать поисковую деятельность, самостоятельное продуктивное мышление;

— воспитывать способность созерцания, любования окружающим миром.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: диалогический, репродуктивный, эврический.

Приемы преподавания: беседа, объяснение, постановка вопросов, демонстрация.

Форма работы: индивидуальная.

Зрительный ряд: репродукции картин, работы из фонда школы, работы преподавателя, видеоряд  художественных произведений В. Ван Гога, П.Гогена, И.И. Левитана, В.Д. Поленова.

Материалы для работы: материалы по выбору (бумага, тонированная бумага, акварельная бумага, акварель или гуашь, карандаши разной твердости, акварельные  или цветные карандаши, гелевая ручка, кисти, палитра).

План урока.

  1. Организационный момент.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

  1. Вводная беседа.

Организация познавательной активности класса, подготовка их к усвоению нового материала.

  1. Актуализация опорных знаний.

Объявление темы  и цели урока.

  1. Введение нового материала.

Дать учащимся конкретное представление о различных художественных материалах, технических приемов исполнения.

  1. Самостоятельная работа учащихся.

Задание выполняется по заранее выполненному рисунку композиции. Главный акцент делается на умении подбора художественных материалов, технических приемов исполнения, которые наиболее ярко и выразительно раскроют авторский замысел, передадут настроение, состояние изображаемого мотива или сюжета.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

-контроль организации рабочих мест;

-контроль правильности выполнения приемов работы;

-оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

— контроль объема и качества выполненной работы.

  1. Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления изученного материала.

Демонстрация. Анализ и оценка работ учащихся.

  1. Домашнее задание.

                                                      Ход урока.

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

  1. Вступительное слово.

       Наш урок я начну со слов Е.А. Кибрика: « Легенда о сотворении мира – это легенда о художнике, создающем свое произведение. Перед ним чистый лит бумаги, он начинает с того, что проводит линию и появляется горизонт, отделяющий небо от земли. Затем он создает среду- пейзаж, деревья, поля, леса, дома и т.д.».

      Изображение-это язык художника. Это умение различными художественными материалами создавать иллюзию пространства, передавать красоту окружающего мира.

     В начале учебного года мы с вами выполняли работы на пленере.

Учитель . Скажите мне пожалуйста, чем отличается пленэр от работы в классе?

Пленэр проходит на улице, где у нас есть возможность наблюдать изменения,  которые происходят в состоянии природы- эффекты освещения, колористические особенности, неожиданные композиционные решения изображаемого природного мотива .Мы понимаем, что в искусстве нет ничего случайного, что настоящие художники учатся у природы, она их главный учитель и вдохновитель.

      Работая над произведением, художник преобразует реальную натуру соответственно своему настроению, видению, творит новую реальность, создавая художественный образ, на основе существующего мотива, он переводит воспринимаемую действительность на условный язык изображения, используя в работе такие выразительные средства и техники изображения, которые наиболее ярко и точно раскрывают авторский замысел.

 Давайте рассмотрим возможности художественных материалов на примере представленных работ выполненных учащимися нашей школы.

Что объединяет эти работы? На всех работах изображен пейзаж.

Давайте подумаем, какое настроение выражает та или иная работа.

 Что помогло юным художникам передать  различное настроение в этих работах? Различные материалы и техники исполнения.

         Работы юных художников передают незабываемые впечатления от пленэра. Акварельная работа Халевиной Анны максимально точно передает  состояние города расположенного на берегу моря в технике лессировки. Лессировка — многослойная живопись по предварительно просохшему слою краски, с постепенным усилением цвета. Лессировки применяют в живописи для придания  цвету новых цветовых оттенков, а также для усиления или приглушения цвета.  В Аниной работе первые планы написаны разнообразным мазком, а дальние планы прописаны прозрачно и мягко, они создают иллюзию пространства.

Этюд  Доставаловой Насти выполнен также акварелью, но в  технике «по – сырому». В этой технике рисовать очень увлекательно. Одно из удовольствий этой техники — ее непредсказуемость. Когда вы наносите краску на влажную поверхность листа, она начинает растекаться, смешиваться с другими цветами и  это создает поразительные эффекты. Техника «по – сырому» может создать очаровательную мягкость и по этой причине часто используется в пейзаже. В этой технике Насте удалось создать атмосферу раннего туманного утра .

Работа Анны Мыц выполнена гуашью. Яркие, сочные цвета, передают настроение солнечного дня. Гладь воды прописана мелкими мазками, создавая иллюзию движения легких волн, покачивающих лодки  у берега. Небо написано с легкой размывкой, на горизонте став почти прозрачным.

 Как видите, замысел рисунка влияет на выбор художественных материалов и технику исполнения. Технические применения не должны ограничиваться однообразием, ими надо варьировать, в зависимости от образа.

Тема нашего урока: «Влияние замысла рисунка на выбор технических средств и материалов при работе над пейзажем». Сегодня вы будете выполнять пейзаж на основе пленэрных впечатлений. Ваша задача самостоятельно выбрать наиболее выразительные технические средства  и материалы для воплощения   вашего художественного замысла.

Что же такое «техника»? «Техника» — в изобразительном искусстве совокупность специальных навыков и приемов, посредством которых выполняется художественное произведение, умение пользоваться возможностями художественных материалов и инструментами. Технические средства не остаются нейтральными к содержанию, а напротив подчинены идейно- художественному замыслу произведения. 

 Выполняя  графические работы какие мы применяем выразительные средства?

Это линия, штрих, пятно, точка.

Линия — мобильный изобразительный язык, предельно лаконичный , обладающий пластической выразительностью. Линии присуща экспрессия, определенной степени сила и энергия. Она выражает то или иное настроение, переживания. Многообразие характера линий бесконечно. Линия не только выражает содержание того что изображено, но и чувства, отношение художника к изображаемому.

Штрих моделирует форму, вносит в рисунок светотеневую градацию. Штрих также многообразен.  Рассматривая графические работы Винсента Ван Гога, поражаешься его эмоциональному напряжению, внутренней энергии, с какой художник передает все богатство мира. Штрих в рисунке меняет характер в зависимости от изображаемого предмета, то он как кружево, то сменяется точками, создавая музыкальный ритм в листе,  передавая свою неповторимую атмосферу.

    Тональное пятно  в рисунке помогает выявить массу, тональную градацию пространственных планов. Тональное пятно как линия и штрих, связано с передачей состояния, настроения, освещения, определенного эффекта.

Очень часто художники выполняют работы на тонированной бумаге.  До середины 19 века стандартной практикой живописи и рисунка была работа на тонированной бумаге или холсте. Тон бумаги или холста обеспечивает средний тон, от этого картина собирается или объединяется, поскольку соединяются серией цветовых связок. Выполняя работы пастелью  или углем, мы также берем тонированную бумагу для пастели с шероховатой поверхностью, которая предотвращает скольжение мелка по поверхности бумаги. Цвет бумаги задает общий настрой, колорит работе.

     Пользуясь мелком по – разному , можно оставлять на бумаге разные следы. Тональные штрихи создаются, если положить мелок плашмя на бумагу. Более тонкие штрихи делаются острым краем мелка. Не стоит сильно нажимать на мелок , создавая яркий, насыщенный цвет. Его следует формировать слой за слоем. Интересен в этой технике прием растирки красочного слоя. Он придает работе мягкость, лиричность.

    Эдгар Дега (1834-1917)  принадлежал к направлению, которое в искусстве получило название « импрессионизм» ( от французкого — « впечатление»).  Художники импрессионисты  ярко выразили себя в живописи. Э. Дега был исключением. Графика заняла в его творчестве  едва ли не главное место. Он много рисовал углем, карандашом, но виртуознее всего работал в технике пастели. Очень часто в этой технике для работы применяется тонированная пастельная бумага, которая создает определенный колорит. Техника пастели позволила Дега совместить живопись с графикой. Рассматривая «Урок танца», «Голубые танцовщицы», «Звезда, или балерина на сцене» восхищаешься  владением материала. Художнику важно было показать движение тел в пространстве, неожиданные ракурсы, эффекты искусственного освещения сцены, праздничные иллюминации парижских кафе и бульваров. Тающие, неопределенные линии и пятна  пастели лишают фигуры неподвижности, те словно оживают, готовые к движению.

   Цветные карандаши способны не только дать эффект своеобразных цветовых сочетаний, но и передать объем. Материал, пространство, состояние. Ими можно добиться неповторимого звучания рисунка. Смешение цветов всегда создает оптический эффект наложения одного прозрачного цвета на другой прозрачный. В результате мы получаем оттенки цвета.

     В 17 веке художники использовали с непревзайденным мастерством сочетание линии и размывки, получались невероятно экспрессивные рисунки. Этот способ изображения сочетает  в себе линейные элементы с размывкой акварели, но он столь же эффективен при нанесении тонов в монохромном рисунке.

Выполняя живописные работы мы также применяем средства выразительности.

Учитель. Назовите мне их.

Это цвет, мазок, техники исполнения « ала — прима», «лессировка», « по — сырому».

Работая живописными материалами — цветом мы можем создать  любое настроение, передать глубину пространства. Цвет сам по себе – ничто, если он не соответствует сюжету и не усиливает воздействие картины на воображение. Эмоциональная выразительность живописного произведения в значительной степени достигается техникой письма, заключающейся в характере мазка, который может быть густым, прозрачным, воздушным, положенным на плоскость в различных направлениях.

 Любой материал для живописи может служить интересам художника.

. Винсент Ван Гог (1853-1890) – голландский живописец наносил на холст краску таким образом, что на картине оставались следы мазков от кисти — ритмичные, смелые, выразительные. Такая техника, получившая название « импасто», помогала художнику добиться богатой фактуры, передать настроение, ощущения счастья, которые он испытывал от рисования

Объединение « Мир искусства» возникло  в Петербурге в 1898г., в него вошли молодые художники А. Н Бенуа, Л.С Бакст, К.А Сомов, Е.Е Ленсере.В этом обществе царила графика- небольшие акварели, гуаши, работы выполненные в смешанной технике, графические рисунки. Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) был одним из самых ярких представителей «Мира искусства»: живописцем, графиком, театральным оформителем. А. Бенуа нашел одну из главных тем своего творчества- Версаль, которым он был просто очарован. Бенуа создал цикл работ « Последние прогулки Людовика 14» с использованием смешанной техники акварели, пастели и гуаши. В работе «Последняя прогулка короля» художник мастерски передает серебристый колорит мягких зимних сумерек, в которых яркими красочными аккордами выделяются нарядные фигуры  короля в сопровождении свиты.На протяжении долгих лет А. Бенуа работал над иллюстрациями  к поэме А.С. Пушкина  «Медный всадник». Эти иллюстрации стали его вершиной творчества. Рисунки , выполненные черной акварелью, поражают точным и глубоким проникновением в стиль пушкинской эпохи. Особенно выразительна по драматургии сцена, где зловещий «Медный всадник» скачет за бедным безумцем, и его огромная тень нависает над несчастным убегающим.

Просматривается видеоряд  художественных произведений с комментарием.

 Просмотрев работы, мы можем сказать, что все художники имеют свой, только им присущий взгляд на изображение, свой творческий почерк.

 5. Самостоятельная работа учащихся

        Каждый натурный этюд, зарисовка всегда согреты индивидуальными переживаниями, чувствами и размышлениями, так как эти минуты прожиты в контексте с окружающей нас природой. Рассматривая свои этюды, вы можете ощутить дуновение ветра, утреннюю свежесть, прохладу, прикосновение ласкового солнышка, услышать шорох листьев.   Накопив достаточно впечатлений и  вдохновившись красотой, поэтичностью осени мы можем приступить к выполнению пейзажного мотива,  представляя его в конкретном изобразительном материале, применяя различные технические приемы. « Техника-это язык художника; развивайте ее неустанно, до виртуозности. Без нее вы никогда не сумеете рассказать людям свои мечтания, свои переживания, увиденную вами красоту»,- говорил П.П. Чистяков.

Постарайтесь свои чувства донести до зрителя.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

-контроль организации рабочих мест;

-контроль правильности выполнения приемов работы;

-оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

— контроль объема и качества выполненной работы.

Основные требования к работе:

— самостоятельно подобрать художественный материал и технику исполнения, которые наиболее точно передадут определенное настроение, состояние, раскроют авторский замысел;

— оригинальность исполнения;

— гармоничное сочетание техник;

-цельность изображения, общая выразительность.

6. Подведение итогов урока.

Выставка и анализ выполненных работ.

Заключительное слово учителя.

Осень – прекрасное время года. 

nsportal.ru

Уроки композиции. Статика и динамика.

Продолжение.
Начало по порядку читать и смотреть тут:
1 тема: Равновесие
2 тема: Контраст
3 тема: Нюанс    
4 тема: Ритм.

      Статика и динамика.
      Сначала несколько слов о статике. Статика — это неподвижность. Иногда бывает нужно передать в композиции именно статичность, устойчивость, некое спокойствие и т.п.. Обычно в таких композициях используются только вертикали и горизонтали. Но, таких композиций, где полностью бы отсутствовало какое-либо движение встречается не так уж много. Поэтому на этом мы остановимся и перейдем к теме «Движение».
      Движение или динамика.
      Очень интересная и очень объемная тема. Что мы подразумеваем под словом «движение»?
Во-первых, самое просто и понятное – это изображение чего-то или кого-то движущегося, например: человека, животного, птицы, автомобиля и т.п.. Или изображение стихий природы: наклонившиеся под ветром деревья, волны на воде и т.п. .
      И во-вторых, под «движением» в композиции мы понимаем движение глаз зрителя. Рассматривая картину (композицию) глаза движутся по определенным линиям (направлениям). Даже если в картине (композиции) нет изображения ни одного движущегося элемента, «движение» в ней все равно может присутствовать.
Если художник хорошо продумал свою композицию, то он как-бы руководит зрителем, направляет его взгляд от одного элемента, к другому. И глаза, рассматривая изображение, движутся в соответствии с замыслом автора композиции. Художник привлекает зрителя, приглашает его рассматривать свое произведение. Его задача: остановить (удивить), задержать внимание, привлечь к своей композиции (картине и т.п.). Взгляд движется по фигурам, линиям и пятнам, по ритмично выстроенным вертикалям, диагоналям и горизонталям.
      Приемы и способы передачи «движения».
Обычно, передать движение помогает диагональная линия. Чаще всего эта линия как-бы направлена с правого верхнего угла в левый нижний. Либо по прямой, либо по «эс-образной» линии.
Вот, примерно так.

      Почему таким образом? Некоторые отрицают эффект передачи движения именно в этом направлении. Движение можно передавать и в обратном направлении (в зависимости от замысла и многих других элементов, из которых и состоит композиция) и это правда. Мне думается, что именно такое направление используется чаще просто потому, что в этом направлении диагональ гораздо легче провести. Правда, возможно, это верно только для правшей(?). Попробуйте, провести диагональ в противоположном направлении. Вот так.

Если одну линию провести не составляет труда, то провести их много раз в таком направлении гораздо труднее, чем в противоположном (справа налево и сверху вниз).

Несколько примеров по организации движения в композиции.
Рис. 1.

      Если изображение фигурки, которая движется, расположить очень близко к краю листа — как на рис. 1, то фигурка будет как-бы выходить из него. И глаз зрителя, двигаясь в этом направлении, будет стараться тоже пойти вслед за ней. И на этом рассматривание композиции закончится. Зритель перейдет к следующей работе.

Рис. 2.

      Таким образом, если мы хотим задержать зрителя, то фигурку лучше развернуть в противоположную сторону. Направить как-бы вглубь листа (композиции). 

Рис. 3.

    Или, взгляд можно вернуть обратно каким-то другим элементом (фигурой, пятном)- таким же ярким по смыслу или просто изобразительно ярким цветом, тоном и т.п.. В любом случае, фигуру лучше не располагать у самого края, надо оставить достаточно места до конца листа. Вот примерно так. Взгляд теперь имеет возможность возвращаться и какое-то время рассматривать изображение, а не уходить вслед за фигуркой 

     Движение в пейзаже.
      Часто в пейзажах встречается изображение дороги в центральной перспективе, по диагонали или эс-образной линией. Такой элемент сразу придает пейзажу динамику и глубину пространства.
      Движение в натюрморте.
      Здесь можно говорить о диагонально расположенных предметах. Они помогают направлять взгляд зрителя от одного элемента к другому.
      Движение в сюжетной композиции.
      Вот здесь уже больше разнообразия в способах передачи движения. Здесь и фигуры, и окружая их среда подчиняются правилам динамики и статики.
      
      Задание.

      Опираясь на уже знакомые нам понятия: «цельность», «контраст» (нюанс) и «ритм» придумать композицию, где было бы какое-то «движение».
      1). Абстрактная композиция из геометрических фигур. Движение можно организовать по любым направлениям (по кругу, к центру, или из центра, по диагонали и т.п.)
      2). Пейзаж с дорогой, используя перспективу, диагональ или эс-образную линию.
      3). Натюрморт из 3-4 х предметов.
      4). Закомпоновать две — три фигуры взаимосвязанные между собой. На свободную тему (спорт, труд, отдых, работа, дети, семья и т.п.).

      Итак, что важно запомнить, по этой теме, на мой взгляд? Это — использование диагоналей. Композиция становится более динамичной, в ней появляется движение тогда, когда появляются диагональные направления. Ритм диагональных направлений придает активность композиции.
      *Использованные в тексте рисунки служат для иллюстрации к тексту и не являются примером для подражания 🙂

fontanka167.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о