Уроки лайтрум – Начать изучать Lightroom — Уроки по Lightroom и Photoshop

Курс Lightroom. Основы Lightroom — Fototips.ru

Всё что нужно знать если ни разу не работали в Lightroom.

Это первая статья из нашего нового цикла статей по Lightroom.

Чем отличаются Lightroom и Camera Raw

Adobe Lightroom – это программа представляющая собой удобный каталогизатор и полноценный RAW-конвертер с функциями публикации фото. Lightroom обладает большим количеством инструментов, благодаря чему многие фотографы всю работу над фото проводят в Lightroom, а Photoshop используют в крайних случаях.

Модуль Develop в Lightroom

Camera Raw – это плагин для Adobe Photoshop созданный для обработки и конвертации RAW-файлов.

Внешний вид Adobe Camera RAW

Как видите обе программы очень похожи. Помимо внешнего сходства обе программы  созданы на едином движке, это значит, что все инструменты Camera Raw работают так же как в Lightroom.

Я пользуюсь для работы Lightroom, потому эта программа очень сильно помогает мне в отборе фотографий, каталогизации и систематизации моих архивов.

Чем Lightroom отличается от Photoshop подробно описано здесь.

Какие версии Lightroom существуют

В данный момент существует три версии Lightroom:

  • Lightroom Classic CC – программа для компьютера с максимальным функционалом.
  • Lightroom CC – облачное решение с ограниченным функционалом по каталогизации и публикации.
  • Lightroom Mobile — приложение для смартфонов и планшетов.

Модули Lightroom

Модуль библиотека (Library) в Lightroom

Lightroom состоит из нескольких модулей, каждый из которых отвечает за отдельный этап работы. В каждом свои инструменты и горячие клавиши.

  • Library – модуль для каталогизации, отбора и поиска фотографий. Здесь же можно сделать простейшую коррекцию для упрощения выбора фото.
  • Develop – модуль для обработки фотографий
  • Map – карта на которой можно найти фото имеющие геометку, либо установить геометку на имеющиеся фотографии
  • Book– модуль для создания фотокниг
  • Slideshow – создание слайдшоу с различными эффектами
  • Print – подготовка фото к печати
  • Web – создание web-галерей

Каталоги в Lightroom

Рабочий файл Lighroom – это каталог.

Файл каталога Lightroom

Каталог это база данных в которой содержится информации о размещении файлов и всех операциях произведенных над ними. Когда вы обрабатываете фотографию, устанавливаете рейтинг или прописываете ключевые слова все данные сохраняются в каталог.

Ценность такого файла сложно переоценить. Поэтому программа регулярно предлагает делать бекап.

Файл каталога можно перемещать с одного компьютера на другой. Главное с каталогом перемещать и рабочие файлы.

Каталог я храню на компьютере, а фотографии зачастую лежат на жестком диске. Это не всегда удобно по скорости и необходимости подключать диск, зато при переносе самого каталога я могу подключить внешний диск и продолжить работу.

Вы можете создать любое количество каталогов, что очень удобно для разделения проектов. Например, я использую два каталога — один для работы, второй для путешествий.

Работа с RAW в Lightroom

Все файлы добавленные в каталог остаются на своих местах на диске. Вы можете их скопировать в процессе импорта, но в любом случае файлы будут оставаться в папке которую вы укажете. То есть Lightroom не хранит у себя исходные RAW, он лишь считывает информацию и отображает фотографию.

Работа с RAW называется не деструктивной, то есть изменения в сам RAW-файл не вносятся, а хранятся в каталоге Lightroom. При этом данные записываются автоматический в момент внесения изменений. Вручную сохранять ничего не нужно.

Второй вариант хранения данных — XMP-файлы, небольшие текстовые файлы со всеми примененными к фото изменениями начиная с ключевых слов и заканчивая обработкой и наложенными фильтрами.

Поэтому в Lighroom нет привычного меню Файл –> Сохранить как… Все изменения можно только экспортировать в любой из привычных форматов, например JPEG или TIFF.

Пресеты Lightroom

Одна из сильных сторон Lightroom — работа с пресетами.

Пресеты – это наборы изменений которые можно применить одним кликом. Причем пресет можно создать как для обработки фото, так и для заполнения данных о фотографе и даже задать список критериев для фильтрации фотографий.

Например, вы можете прописать все данные об авторе (имя, адрес сайта, права на использование и прочее) в сотню фотографий за одно мгновение. Достаточно только выделить все фото и кликнуть на нужный пресет.

Пресеты можно экспортировать и делиться ими. Читайте как установить пресет в Lightroom.

Конечно, чаще всего пресеты используют в обработке фотографий. Эти же пресеты неистово продаются блоггерами за безумные тыщи, хотя это всего лишь сохраненные положения ползунков.

Любое действие в Lightroom легко отменить

Как в любой программе в Lightroom можно отменить последние действие или серию действий. Но здесь разработчики пошли дальше и сделали так, что в программе можно отменить любое действие. Например, выделение фотографии и переключение режима.

Представьте, вы зажали Ctrl и выделяете нужные вам фото для обработки, но потом случайно кликаете мимо и все выделения слетают. В другой программе нужно начинать заново, в Lightroom достаточно нажать ctrl+z.

Заключение

Это самые базовые знания о структуре и возможностях Lightroom. Одной только этой тематике можно посвятить небольшую книгу. В следующей статье мы расскажем как и импортировать файлы в Lightroom.

Подписывайтесь

fototips.ru

Обрабатываем пейзаж в Adobe Lightroom. 6 советов

Каждый жанр фотографии имеет нюансы. Своя специфика — творческая, техническая и организационная — есть и в пейзажной съёмке. О фототехнике и организации съёмки пейзажа мы уже рассказывали в статьях Prophotos.ru. Однако тема постобработки была разобрана не столь подробно. Восполним этот пробел.

На примере одного кадра мы разберём ключевые этапы обработки пейзажа и дадим несколько нестандартных советов по работе с цветом и HDR. Как сортировать большое количество фотографий? Как расширить динамический диапазон и не потерять детали в тёмных и светлых участках кадра? Давайте разбираться.

NIKON D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

1. C чего начать?

С сортировки и каталогизации отснятого материала. Прежде чем приступать к обработке, стоит выбрать лучшие снимки и отсеять технический брак, неудачные дубли. Adobe Lightroom имеет широкие возможности по сортировке. Каждый фотограф использует их по-своему.

В чём сложность отбора снимков с пейзажной съёмки? Иногда в пейзаже применяется панорамная съёмка, а каждый элемент панорамы снимается с брекетингом экспозиции для последующей склейки HDR. Получается, что итоговый кадр может состоять из десятков исходных снимков. Нужно не растерять их и собрать в едином пространстве.

Поэтому я в первую очередь создаю коллекцию с отобранными исходниками: выделяю серию фотографий, жму на левой панели Collections и «плюсик» (показано на скриншоте).

Нужно дать коллекции максимально информативное название. Обычно я пишу название места, где были сделаны снимки.

Кадр сделан в долине ручья Чивруай в Ловозёрских тундрах. Коллекцию я назвал соответственно.

Теперь фотографии собраны и готовы к дальнейшей работе.

2. Склейка HDR и панорам

Следующий этап работы с серией исходников для пейзажного кадра — сборка. У Adobe Lightroom начиная с шестой версии прекрасные возможности по работе с HDR и панорамами.

Сначала соберём серию HDR-изображений. Исходный сюжет снимался с брекетингом экспозиции по три кадра в серии: тёмный, нормальный, светлый. Благодаря этому при склейке HDR мы сможем добиться сохранения всех деталей.

Кадры для этой статьи сделаны на камеру Nikon D810 с объективом Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor. Фотоаппараты Nikon обладают широчайшим динамическим диапазоном: большинство сюжетов можно снимать без брекетинга, если мастерски настроить экспозицию. Однако даже опытный фотограф не застрахован от ошибок. А экстремальное вытягивание деталей из теней чревато увеличением уровня цифрового шума. Я предпочитаю снимать с брекетингом, чтобы при обработке иметь большую свободу для манёвра.

«Противопоказания» для HDR: динамичные сюжеты, кадры с подвижной водой (прибоем, например), ветер при съёмке. В таких ситуациях вряд ли получится собрать HDR без артефактов. Здесь стоит особенно внимательно экспонировать кадр, чтобы сразу получить нужный динамический диапазон.

Не всегда есть время и возможность снимать с брекетингом, и мой верный Nikon D810 не раз выручал меня в подобных ситуациях. Динамический диапазон более 14 ступеней экспозиции позволяет запечатлеть весь сюжет без потери деталей.

Итак, мы выбрали три изображения. Теперь нажимаем правую кнопку мыши, а в выпавшем меню — Photo Merge и HDR. Можно воспользоваться горячей клавишей Ctrl+H. При этом запустится процесс склейки HDR. Уникальность Adobe Lightroom заключается в том, что программа создаёт итоговое изображение в формате цифрового негатива DNG. C ним мы можем работать, как с обычным RAW. На Prophotos.ru есть отдельная статья о склейке HDR в Lightroom.

Этот процесс довольно долгий и рутинный. Повторяем одни и те же действия для каждой серии: выделяем исходники, запускаем процесс склейки, выделяем следующую серию… Скорость зависит от мощности вашего компьютера.

Теперь у нас есть серия HDR-склеек в формате DNG. Выделим её зелёным цветом, чтобы не потерять.

Можно отсортировать файлы по типу или дате создания. Полезно проверить полученные файлы на наличие артефактов склейки.

Артефакты при склейке HDR. Дул сильный ветер, поэтому все подвижные элементы в итоговом снимке выглядят неестественно.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 31, F16, 1/60 с, 18.0 мм экв.

Если они есть, можно ещё раз склеить HDR-изображение, выбрав один из уровней Deghost Amount. Если HDR не клеится совсем, ищите ошибку в подходе к съёмке: либо вы снимали слишком динамичный сюжет, либо не закрепили фотоаппарат на штативе, либо перепутали фотографии и склеиваете снимки из разных серий. В крайнем случае попробуйте обойтись одним кадром, вытянув из него тени и света.

Динамичные сюжеты (прибой, волны) плохо поддаются HDR и панорамной склейке.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 160, F6.3, 1/60 с, 18.0 мм экв.

Следующий этап — склейка панорамного изображения. Зачем нужна панорамная съёмка? Как минимум, чтобы получить желаемый угол обзора. Подробная статья на тему панорамной съёмки есть в нашем журнале.

Выделяем все HDR-изображения и склеиваем их в панораму. Инструмент склейки панорам в Adobe Lightroom прост и незатейлив. После построения превью пользователю предлагают на выбор три проекции, в которых панорама может быть собрана. Выбираем понравившуюся и собираем. В дальнейшем мы сможем немного поработать с перспективой и трансформацией кадра.

Функция Auto Crop позволяет обрезать лишние части панорамы.

Применение Boundary Warp

Регулятор Boundary Warp трогать рекомендую в крайнем случае: он сильно влияет на геометрию кадра, искажая панораму так, чтобы она уместилась в прямоугольные рамки кадра. Однако над трансформацией можно поработать и после склейки. А если потребуется серьёзная коррекция, это можно сделать на последнем этапе, загрузив фото в Adobe Photoshop и используя инструменты Liquify или Warp. Склейка панорамы тоже занимает некоторое время.

Для этого фото я выбрал цилиндрическую проекцию.

Если панораму не удаётся собрать инструментами Lightroom, придётся прибегнуть к более продвинутым программам. Все необходимые коррекции применяются к каждому кадру в Lightroom, после чего происходит склейка панорамы, например, в PTGui.

Результат панорамной склейки

3. Возвращаемся к истокам

Итак, приступаем к обработке панорамного изображения. Наверное, вы уже обратили внимание, что пока я не вносил никаких коррекций, не редактировал цвета, не трогал экспозицию. Почему? Потому что лучше начинать делать это с чистого листа на сведённом панорамном изображении.

Перед работой я сбрасываю все настройки. Часто бывает, что на итоговом изображении сказываются нежелательные настройки, которые были внесены программой или самим фотографом по невнимательности. Кстати, кнопки Reset тут может быть недостаточно.

Переходим в «Процесс-2010».

Исходные настройки в «Процесс-2010». Я возвращаю всё в положение 0, а пресет тональной кривой меняю с Medium Contrast на Linear. После этого возвращаюсь в «Процесс-2012».

Lightroom вносит много скрытых коррекций. Некоторые из них вы увидите, если перейдёте в процесс обработки 2010 года. В этом примере яркость изображения повышена до +50, а вместо линейной тональной кривой используется S-образная кривая, повышающая контраст. Обычно все настройки в «Процесс-2010» я возвращаю на 0, после чего переключаюсь обратно в «Процесс-2012». Чтобы ускориться, я записал настройки в пресет.

Время ужасаться: картинка стала тёмной, серой. Зато она максимально «сырая», с ней мы будем работать дальше.

4. Инструменты трансформации и кадрирования

Перед тем как приступать к работе с цветами, яркостью и контрастом, скадрируем снимок. Так мы поработаем над его композицией и в дальнейшем будем видеть сюжет более целостно. При кадрировании я предпочитаю придерживаться стандартного соотношения сторон: 3:2, 4:3, 5:7 или 1:1. Такие снимки лучше воспринимаются зрителем. Кроме того, фотобумага и рамы выпускаются под стандартные соотношения сторон. Да, можно воспользоваться широкоформатной печатью и сделать раму на заказ, но это будет стоить дороже.

Панель инструментов Transform поможет поработать с перспективой на фото. Особенно полезны бегунки Vertical и Horizontal. Они позволяют добиться желаемого отображения перспективы. Это особенно актуально в архитектурной съёмке: с помощью этих регулировок можно выровнять все вертикальные линии, убрать перспективные искажения.

Пример перспективных искажений, которые можно исправить инструментом Transform.

Перспективные искажения устранены.

5. Настраиваем Camera Calibration

«Adobe Lightroom портит цвета», — так говорят те, кто не умеет пользоваться блоком настроек Camera Calibration. Дело в том, что фотоаппаратов очень много, а Lightroom один. Чтобы более или менее адекватно интерпретировать информацию, записанную в RAW, был разработан универсальный профиль Adobe Standart. Он работает достаточно корректно, но не так хорошо, как родные профили камеры. Adobe Standart выдаёт «средние» цвета и контраст, снимок с таким профилем не будет блистать сочными красками.

Каждый производитель загружает в свои камеры несколько профилей работы с цветом и контрастом. У Nikon за это отвечают профили Picture Control. Их же мы можем увидеть и в Lightroom — достаточно нажать на значок Profile.

Профили Camera Calibration для Nikon D810

Настройки Camera Calibration, которые я использую по умолчанию для пейзажных снимков.

Для начала выберем профиль Camera Standart. Он покажет нам стандартные цвета с камеры. Тут можно поэкспериментировать: одни профили дают более контрастную картинку, другие — менее контрастную.

Я ценю D810 за то, что в нём (как, впрочем, и во всех современных камерах Nikon) есть профиль Flat. С ним можно получить изображение с минимальным контрастом и значительно расширенным динамическим диапазоном.

Выбрав подходящий профиль, мы получаем возможность поработать с насыщенностью каналов. Обратите внимание: регуляторы повышают насыщенность не конкретно зелёного, красного и синего цветов, а каждого из каналов. Поэкспериментируйте с ними, чтобы получить желаемую насыщенность. Поскольку мы работаем с RAW, к этим настройкам можно вернуться в любой момент. Я советую обратиться к ним и на завершающем этапе, когда будет ясна ситуация с цветом. Для начала можно поставить на каждом из каналов значение +60. Рекомендую использовать именно эти настройки из панели Camera Calibration вместо инструментов Saturation и Vibrance.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 320, F10, 1/500 с, 18.0 мм экв.

6. Базовые коррекции. Работа с яркостью, балансом белого и динамическим диапазоном

Итак, подготовительные этапы позади. Перейдём к основным настройкам, которые знакомы каждому фотографу. После сброса настроек в «Процесс-2010» ползунок экспозиции съехал на уровень -1 EV, а контраст на -33. Поработаем с динамическим диапазоном: настроим ползунки Highlights и Shadows так, чтобы на фото не было потери деталей. Здесь можно ориентироваться на график гистограммы.

Следующий этап — работа с тональной кривой. Я предпочитаю с её помощью настраивать яркость и контраст. Она даёт больше возможностей, чем обычный ползунок экспозиции, который настраивает яркость линейно. Тут мы можем работать с разными участками кривой. Для получения нужного контраста я повышаю яркость в светлых участках и немного понижаю её в тёмных.

Теперь переходим к работе с балансом белого. Всё как обычно: стоит придерживаться реалистичного отображения цветов, чтобы зритель верил вашему кадру. Но не забывайте о том, что мы занимаемся творчеством, а не документированием реальности, поэтому с фанатизмом гнаться за достоверностью, наверное, не стоит.

Если хочется глубже поработать с цветами, воспользуйтесь панелью HSL. На этом снимке я увеличил насыщенность тёплых оттенков, чтобы подчеркнуть осенние краски.

При работе с форматом DNG (он же RAW) мы можем вернуться к любой коррекции и подправить её. Именно это я и предлагаю сделать на завершающем этапе. Ещё раз пройдёмся по всем настройкам и «отшлифуем» картинку: поправим цвета, контраст, яркость. Если на фото есть чёрные точки, видны следы пыли на матрице, устраните их инструментом Spot Removal Tool.

Работа с базовыми настройками и тональной кривой

Работа с инструментом HSL

Вместо заключения

Как видите, пейзаж можно обработать от начала до конца в одной программе. Если ваша цель — сделать всё быстро, то ограничьтесь работой в Lightroom. Но последний этап обработки можно доверить Adobe Photoshop. В этом фоторедакторе есть мощные инструменты ретуши, которые позволяют более гибко работать с цветом. Но это уже тема для отдельной статьи.

Красота природы — незаменимый элемент пейзажной фотографии, но не единственный. Нужно уметь показать её на фото. А здесь важны творческое видение и художественный вкус. Чтобы развить эти качества, нужна практика. Больше фотографируйте и путешествуйте! Ставьте себе сложные задачи, делайте хорошие снимки и оставайтесь с нами на страницах Prophotos.ru!

prophotos.ru

Бесплатные видеоуроки по Lightroom для фотографов

Как известно, напрямую сохранить обработанные фотографии из Lightroom невозможно, в нем просто нет команды Save. Для того, чтобы получить фотографии в каком-либо графическом…

Читать дальше → 05/09/2018. Видеоуроки — Adobe Lightroom. Автор: Евгений Карташов

15 123

Для настройки баланса белого есть несколько вариантов. Чем они отличаются друг от друга, какой способ предпочтительнее в том или ином случае? Как настроить баланс белого вручную?…

Читать дальше → 17/04/2017. Видеоуроки — Adobe Lightroom. Автор: Евгений Карташов

19 990

В этом видеоуроке я покажу простой способ переноса пресетов из Lightroom в Camera Raw. Это может пригодиться, если вам нравится обработка с помощью каких-либо пресетов в Lightroom…

Читать дальше → 11/04/2017. Видеоуроки — Adobe Lightroom. Автор: Евгений Карташов

10 126

После последнего обновления Lightroom некоторые пользователи, в том числе и я, столкнулись со следующей проблемой: программа отказывалась делать бэкап, то есть, резервное…

Читать дальше → 23/02/2017. Видеоуроки — Adobe Lightroom. Автор: Евгений Карташов

10 427

В последнем обновлении Lightroom появился новый инструмент Transform, который позволяет исправлять перспективные искажения с помощью направляющих. О том, ак пользоваться…

Читать дальше → 13/07/2016. Видеоуроки — Adobe Lightroom. Автор: Евгений Карташов

16 615

В очередном обновлении Adobe Lightroom приобрел усовершенствованный инструмент для сборки панорам. Это возможность регулируемой деформации границ до размеров исходной панорамы…

Читать дальше → 13/02/2016. Видеоуроки — Adobe Lightroom. Автор: Евгений Карташов

12 547

В этом видеоуроке вы познакомитесь с новыми функциями Lightroom CC 2015.2.1. Это новый диалог импорта изображений и изменения в инструментах  локальной коррекции…

Читать дальше → 12/10/2015. Видеоуроки — Adobe Lightroom. Автор: Евгений Карташов

27 488

Одной из новых функций Lightroom CC стала возможность сборки панорам непосредственно в программе, без использования сторонних плагинов.

Читать дальше → 11/05/2015. Видеоуроки — Adobe Lightroom. Автор: Евгений Карташов

18 477

Продолжаем знакомиться с новыми функциями Lightroom CC. В новой версии появилась возможность сборки HDR изображений непосредственно в Lightroom, без использования сторонних плагинов.

Читать дальше → 06/05/2015. Видеоуроки — Adobe Lightroom. Автор: Евгений Карташов

21 078

Самым интересным, на мой взгляд, нововведением в новой версии Lightroom стала функция распознавания лиц на фотографиях. О том, как использовать данную функцию, смотрите в…

Читать дальше → 26/04/2015. Видеоуроки — Adobe Lightroom. Автор: Евгений Карташов

24 440

Этим видеоуроком мы начинаем обзор нововведений, появившихся в версии Lightroom CC 2015. В инструментах Graduated Filter и Radial Filter появилась возможность редактирования масок…

Читать дальше → 24/04/2015. Видеоуроки — Adobe Lightroom. Автор: Евгений Карташов

35 947

Одним из приемов художественной обработки фотографий является затемнение ее краев с помощью виньетирования. Помимо своей прямой цели — сосредоточить внимание зрителя ближе к…

Читать дальше → 31/03/2014. Видеоуроки — Adobe Lightroom. Автор: Евгений Карташов

18 599

Данный видеоурок посвящён клубной обработке и содержит необходимый материал, который позволит вам облегчить пакетную обработку…

Читать дальше → 13/02/2014. Видеоуроки — Adobe Lightroom. Автор: Павел Михайлов

58 865

При установке пресетов для Lightroom или Camera Raw в системные папки у некоторых пользователей возникает следующая проблема: они не могут найти нужные папки. Строго говоря, это…

Читать дальше → 22/07/2013. Видеоуроки — Adobe Lightroom. Автор: Евгений Карташов

35 368

В Lightroom 5 beta появился новый инструмент для локальной коррекции изображений. Это радиальный фильтр (Radial Filter). О том, как работать с данным инструментом, вы узнаете…

Читать дальше → 26/04/2013. Видеоуроки — Adobe Lightroom. Автор: Евгений Карташов

31 813

Очень полезным и долгожданным нововведением в Lightroom 5 beta стала возможность создания смарт — превью. В этом режиме программа создает уменьшенные копии файлов, с которыми…

Читать дальше → 23/04/2013. Видеоуроки — Adobe Lightroom. Автор: Евгений Карташов

16 297

Действительно полезным нововведением в Lightroom 5 beta стало улучшение алгоритмов работы инструмента Spot Removal. Теперь можно производить ретушь фотографий практически…

Читать дальше → 21/04/2013. Видеоуроки — Adobe Lightroom. Автор: Евгений Карташов

30 977

Разработчики Adobe анонсировали бета-версию Lightroom 5. Среди заявленных новшеств — автоматическое исправление перспективных искажений.

Читать дальше → 18/04/2013. Видеоуроки — Adobe Lightroom. Автор: Евгений Карташов

32 817

В этом видеоуроке рассказывается, как получить из модуля Print готовые для печати файлы в формате JPEG. Это может быть полезно в том случае, если вы печатаете фотографии…

Читать дальше → 23/12/2012. Видеоуроки — Adobe Lightroom. Автор: Евгений Карташов

29 592

Посмотрев этот видеоурок, вы узнаете, как можно регулировать интенсивность воздействия пресетов на изображение в Lightroom, пользуясь всего одним-единственным…

Читать дальше → 05/11/2012. Видеоуроки — Adobe Lightroom. Автор: Евгений Карташов

59 963


photo-monster.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *