Уроки перспективы – — 1
Урок 2. Линейная перспектива. Как нарисовать коробок и книгу
Мы знаем, что параллельные линии не пересекаются, расстояние между ними не меняется, но часто наблюдаем противоположное. Например, расстояние между параллельными краями дороги или рельсов, уходящих вдаль, постепенно сокращается, пока они не сойдутся в одной точке на горизонте.
Такое визуальное искажение носит название «линейная перспектива». Это зрительное изменение форм и размеров предметов по мере их отдаления, а также принципы создания иллюзии 3D-пространства на плоскости. Разберем ее важные составляющие: линию горизонта, точки и линии схода.
Содержание:
Линия горизонта
Линия горизонта совпадает с уровнем глаз зрителя (художника). То, с какого положения мы смотрим на предметы, определяет их вид. Взгляните на вещи вокруг. С разных положений: сидя на стуле, стоя на полу. Рассмотрите полки книжного шкафа на фотографии. У тех из них, которые находятся примерно на уровне наших глаз, мы видим только переднюю грань. Для тех, которые расположены выше, – еще и нижнюю плоскость. Опустите взгляд – теперь видны передняя и верхняя плоскости полок.
Точки схода
В точках схода пересекаются параллели, уходящие вглубь рисунка. Они называются линиями схода. Это края дороги, длинного моста, верхние и нижние границы ряда фонарей или опор ЛЭП, а также направленные вдаль продолжения ребер куба, книги, коробка, стола и так далее.
Линия горизонта, точки и линии схода с помощью этих элементов будем строить предметы в перспективе.
Будем рассматривать в этом уроке наиболее распространенные случаи: точек схода одна или две, они лежат на линии горизонта.
Одна точка схода
В этом случае предмет расположен строго перед нами. То есть мы видим его переднюю грань, горизонтальные стороны которой строго горизонтальны. Все вертикали строго вертикальны. Дальняя стенка параллельна передней. В этом случае мы можем видеть еще нижнюю или верхнюю плоскость предмета.
Две точки схода
Точек схода будет две, если предмет расположен не прямо, а несколько развернут. Обычно мы видим две боковые грани и центральное ребро, а также верхнюю или нижнюю грань. В том случае, когда нам видна передняя плоскость (а не две боковых), она находится под некоторым углом, то есть ее горизонтальные стороны не строго горизонтальны, как в случае с одной точкой схода.
Давайте разберемся с основными принципами линейной перспективы:
1 | Чем дальше расположен один и тот же предмет, тем меньше он будет выглядеть. Это же распространяется и на его части. Например, представьте, что нам надо нарисовать коробок. Если при его построении будем исходить из факта, что противоположные грани одинаковы по размеру, то рисунок будет больше похож на чертеж. Если нарисовать дальнюю грань меньше ближней – это будет больше соответствовать тому, как видим предметы в реальности. |
2 | Углы искажаются в пространстве. Например, если мы рисуем куб в перспективе, не все его углы останутся прямыми. У граней, направленных вдаль, углы между сторонами больше или меньше 90°. Однако вертикали сохранят прямой угол в наиболее распространенных случаях. |
3 | Линия горизонта в рисунке одна. |
Рисуем коробок с одной точкой схода
Шаг 1. Нарисуем линию горизонта и прямоугольник – переднюю плоскость коробка. Представим, что он расположен прямо перед нами, при этом не смещен ни вправо, ни влево. Поэтому точку схода (ТС) нарисуем примерно по центру прямоугольника.
Шаг 2. Из углов прямоугольника проведем линии к точке схода. На этих линиях схода лежат ребра граней, направленных вдаль (к линии горизонта).
Шаг 3. Перейдем к рисованию дальней стенки коробка. Мы изображаем условный коробок, поэтому можем произвольно выбрать расстояние от передней до дальней грани. Начинаем с любого ребра. Например, проведем нижнее. Оно заключено между ранее нарисованными линиями схода и параллельно линии горизонта.
Шаг 4. От точек пересечения этого ребра с линиями схода проведем вертикальные стороны дальней грани. А потом верхнее ребро. Сформировали дальнюю стенку коробка, параллельную передней.
Шаг 5. Чтобы форма лучше читалась, смягчим линии схода, которые выходят за пределы дальней грани. Наш первый коробок готов. Чтобы увидеть, как меняется его вид в зависимости от положения относительно линии горизонта, нарисуем еще два таких же по размерам прямоугольника. Один выше первого, другой – ниже.
Шаг 6. От углов двух новых прямоугольников проведем линии к первой точке схода.
Шаг 7. Мы рисуем три одинаковых коробка. Их расстояние до нас не меняется, смещение происходит только по вертикальной оси. Размеры дальних стенок будут одинаковы. И чтобы их найти, продлим вертикали боковых сторон дальней стенки первого коробка.
Шаг 8. Нарисуем стороны дальних стенок новых коробков по точкам пересечения вспомогательных вертикалей и линий схода.
Шаг 9. А теперь аккуратно удалим вспомогательные линии и смягчим невидимые глазу ребра. Самые ближние линии (стороны передних граней) выделим более насыщенной линией. Это усилит ощущение пространства в работе. Три коробка готовы!
Порисуйте самостоятельно коробки разных размеров с одной точкой схода. Попробуйте нарисовать коробок, немного смещенный относительно точки схода по горизонтальной оси.
Рисуем коробок с двумя точками схода
Шаг 1. Начинаем с линии горизонта. Нарисуем произвольно ребро коробка. Чем длиннее ребро, тем дальше должны располагаться от него точки схода. Поэтому сделаем его небольшим, чтобы уместиться в листе со всем построением. Отметим точки схода на линии горизонта. Если разместить их слишком близко к ребру, искажение формы коробка будет сильнее, чем требуется. Не стоит размещать их и слишком далеко.
Шаг 2. Соединим концы этого ребра с точками схода.
Шаг 3. Нарисуем вертикали двух других видимых нам ребер. Здесь тоже произвольно выбираем их расположение.
Шаг 4. Дорисуем недостающие стороны нижней грани. Соединим нижнюю точку пересечения правого ребра с линией схода с левой точкой схода. А от нижней точки пересечения левого ребра с линией схода проведем прямую в правую точку схода. У нас образовалась нижняя стенка коробка.
Шаг 5. То же самое проделаем для верхней стенки. А затем проведем заднее вертикальное ребро, соединив дальние углы верхней и нижней граней.
Шаг 6. Выделим чуть сильнее верхнюю грань. Еще сильнее – ближние боковые стенки коробка. Так ближнее будет казаться ближе, а дальнее – дальше. Смягчим линии построения. Коробок готов!
Будет полезно нарисовать несколько таких коробок разной высоты и с разным положением точек схода. Где-то форма коробка получится неестественно искаженной (из-за выбранного положения точек схода), где-то наоборот – удачной. Благодаря сравнению результатов таких попыток мы учимся чувствовать оптимальное соотношение, и оно зависит от размеров изображаемого объекта, от расстояния до зрителя.
Рисуем книгу по фото
Изображая реальный предмет в перспективе, для более точного построения удобно сначала нарисовать для него коробок соответствующих параметров. Потом что-то отсечем, что-то добавим, чтобы получить необходимую форму. Именно это мы сейчас и проделаем.
Шаг 1. Наметим общие габариты книги. Оставим место над книгой для линий схода и горизонта. Проверим, сколько раз ее высота укладывается в ширине. А затем найдем, сколько раз высота передней грани блока страниц укладывается во всей высоте. Обозначим центр книги.
Шаг 2. Зная ширину книги и высоту передней грани, нарисуем прямоугольник фронтальной плоскости коробка. После этого нарисуем боковые грани нижней плоскости (обложки), уходящие вдаль, определяя их наклон методом визирования. Продлим их до пересечения и получим точку схода.
Шаг 3. От точки схода проведем линии к верхним углам прямоугольника передней плоскости. Нарисуем верхнюю границу книги через ранее найденную точку до пересечения с только что намеченными линиями схода. От этих точек пересечения опустим вертикали до первых линий схода – боковые стороны дальней стенки коробка для книги. Дорисуем нижнюю сторону этой стенки.
Шаг 4. Смягчим линии построения и невидимые грани. Коробок готов. Поставим метки ближних верхних уголков страниц, измерив визированием, насколько они удалены от краев книги.
Шаг 5. Через эти метки проведем верхние боковые границы блока страниц, уходящие вдаль. То же проделаем и для нижних границ этого блока. Уточняем их наклон и положение методом визирования. Проведем центральную линию книги.
Шаг 6. Визуально разобьем контур разворота на несколько основных отрезков. Определяем их наклон методом визирования. Схематично наметим их в рисунке.
Шаг 7. Проведем более плавную линию разворота. Наметим корешок книги. Сотрем вспомогательные линии, чтобы они не отвлекали.
Шаг 8. Уточним детали. Слегка скруглим углы обложки, отделим ее линиями от блока страниц. Нарисуем закладку слева. Ее край делаем неровным, чтобы подчеркнуть характер. Легкими линиями кое-где наметим отдельные страницы и наличие текста. Этого будет достаточно, ведь зритель дорисовывает в своем воображении недостающие повторяющиеся детали. Слегка смягчаем ластиком дальние линии, а ближние к нам выделяем более сильным нажимом, чтобы создать иллюзию глубины пространства.
Книга готова!
Не всегда удобно делать подобное построение через горизонт, линии и точки схода. Последние могут выходить за пределы листа. В этом случае ради более точного построения можно увеличить лист, приклеив бумагу по бокам. Еще один вариант – перед началом работы сделать маленький набросок коробка для предмета, схему-подсказку соответствующих пропорций и в нужном ракурсе. Такая схема рисуется со всеми вспомогательными линиями и точками. Важно сделать это построение как можно точнее, чтобы затем перенести на чистовик в нужном масштабе найденные соотношения размеров и наклоны ребер, но уже без точек и линий схода, без обозначения горизонта. Затем предмет вписывается в коробок, как это сделали мы.
После определенной практики можно обойтись совсем без линии горизонта и точек схода. Вместо этого можно опираться на метод из первого урока – измерение углов и пропорций карандашом.
Как при этом добиться большей точности изображения:
1 | Следует рисовать все линии предмета, даже невидимые (скрытые). Так проще понять, насколько убедительно выглядит форма, есть ли в ней ошибки. |
2 | Хорошо немного продлевать ребра. Так лучше видно, соблюдается ли принцип постепенного сокращения расстояний между параллелями по мере их отдаления. |
3 | Сравнивайте длины вертикальных ребер. Чем они дальше, тем меньше должны быть в рисунке. |
Порисуйте книги по фото, а еще лучше с натуры, потому что фотографии могут искажать форму. Это будет очень полезной практикой изображения реальной объемной формы на плоскости листа.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Юлия Отрубянникова4brain.ru
Линейная перспектива в рисунке — основные принципы и примеры
18 марта 2018
Основы рисования Город в перспективе, рисунокНесмотря на то, что мы живем в трехмерном мире, у нас есть только два измерения для изображения предметов на бумаге. Третье измерение — то, которое придает глубину картине, рисунку, скетчу или чему-то еще, создается с помощью правил перспективы. Даже если вы рисуете только натюрморты на столе, вам нужно понять и освоить принципы перспективы.
Основы перспективы в рисунке
Вот основные понятия, используемые в теории:
- точка схода;
- главный луч зрения;
- линия горизонта;
- предметная плоскость;
- картинная плоскость;
- угол зрения.
Прежде чем начать выяснять, что все это значит, давайте немного отвлечемся и вспомним, например, грамматику. Никто, кроме разве что специалистов, особенно не интересуется грамматикой. Мы признаем, что это помогает нам лучше выразить себя (при условии, что нам не нужно тянуться к учебнику, прежде чем мы осмелимся открыть рот). Мы спрягаем глаголы и строим предложения полностью автоматически, не думая об этом. Мы можем сделать это, потому что мы слышали те же самые грамматические конструкции буквально тысячи раз.
То же самое и с перспективой. Сама по себе наука перспективы мало интересует большинство из нас. Мы заинтересованы в ней только в той мере, в какой она может помочь нам лучше рисовать. Другими словами, есть два пути приближения к перспективе: научный или теоретический путь и практический путь. С теоретическим подходом вы узнаете набор абстрактных правил, и можете быть уверены, что это вам очень быстро надоест.
Поэтому, имеет смысл подойти к вопросу художественной перспективы с практической точки зрения.
Конечно, можно было бы обойтись совсем без перспективы, но это было бы не совсем верно. Перспектива — самый мощный путь для придания реализма и глубины вашим рисункам, что делает их более живыми и естественными. Без нее художественные инструменты в вашем распоряжении (а значит, и ваши результаты) будут ограничены, и вот почему.
Перспектива — это скрытый, но жизненно важный элемент пейзажа, объекта или портрета. Это, на самом деле, оптическая иллюзия, которая применяется ко всему, что вы видите. Помните, что рисунок — это не то же самое, что скульптура. Перед вами стоит задача воспроизвести на плоском листе бумаги то, что на самом деле обладает третьим измерением: глубиной. Итак, перспектива — это всего лишь оптическая иллюзия, применяемая ко всему, на что вы смотрите. Вот почему мы должны знать немного о том, как наш мозг выстраивает картинку.
Исторически художникам потребовалось некоторое время, прежде чем они пришли к соглашению насчет перспективы. Многие средневековые произведения искусства очень красивы, но они показывают вещи такими, какие они есть, а не такими, какими их видит глаз.
Посмотрите, например, на эту иллюстрацию. Шахматная доска видна без рельефа, но фигуры на доске изображены в профиль и повернуты в направлении, в котором они установлены на доске. Колонны развернуты под каким-то странным углом. И женщины довольно любопытно расположены. Другими словами, в одной картине есть несколько разных «точек зрения», и это, скорее, отталкивает.
Эта персидская средневековая миниатюра является еще одним примером частичного отсутствия перспективы. Здесь несколько различных точек зрения объединены в одну картину. И мы замечаем, что люди и лошади на дальнем плане такие же большие, как и те, что расположены ближе к нам. В перспективе они, конечно, будут меньше.
А на этой фотографии дорога, кажется, становится все меньше и меньше, когда она отдаляется от нашего взгляда. На самом деле, конечно, ширина всегда одинакова – в противном случае не было бы достаточно места для автомобилей!
Линейная перспектива, примерПри взгляде на это фото создается впечатление, что два рельса в конечном итоге объединились вместе. Визуально говоря, это правда, но только визуально. Разум и глаз находятся в постоянном конфликте: разум подсказывает мозгу: «эти рельсы параллельны и горизонтальны». Глаз отвечает: «как видите, рельсы поднимаются к небу и становятся тоньше к вершине». Мозг говорит: «рельсы всегда параллельны, иначе поезда сошли бы с рельсов».
Но если мы хотим научиться хорошо рисовать, нам нужно перестать «думать о мире», а вместо этого начать слушать, что говорят нам наши глаза. Как вы увидите, всегда трудно забыть наши знания о вещах, когда мы пытаемся их расшифровать. И все же мы должны научиться концентрироваться исключительно на зрительном восприятии. Вы сталкиваетесь с пейзажем, простирающимся перед вашими глазами к горизонту. Ваш мозг регистрирует глубину, которая движется от переднего плана вдаль. У вас нет проблем в размещении, с определением того, что вы видите слева и справа на соответствующих сторонах листа бумаги. Но как вы собираетесь визуализировать глубину?
Правила перспективы в рисунке
Вот три основных принципа, которые можно использовать отдельно или все вместе.
- Ближние к нам деревья нужно рисовать перед теми, которые находятся дальше – это будет иметь эффект их частичного перекрытия.
- Дальние от нас деревья нужно рисовать более легкими, с меньшим нажимом, это создаст иллюзию воздушного пространства.
- Нарисуйте деревья на дальнем плане меньше по размеру, чем те, что на переднем — это даст нам эффект расстояния.
Давайте теперь посмотрим на этот рисунок интерьера. Перспектива, которая создает впечатление глубины, представляет комнату не такой, какая она есть на самом деле, а такой, какой ее воспринимает глаз. Рисование в перспективе — это, в сущности, искусство рисования «неправильно», таким образом, что конечный результат кажется «правильным». Или, говоря по-другому, это искусство закрывать один глаз, чтобы лучше видеть.
Комната в перспективе с мебелью, рисунокПрежде всего, давайте еще раз взглянем на картинку. Вы сможете пронаблюдать то же самое, если оглядитесь вокруг в комнате, в которой вы находитесь. Стены под прямым углом друг к другу, есть окно с жалюзи и паркетный пол. Посмотрите на линии, образованные краями предметов и углами стен. Линии по большей части вертикальные или горизонтальные и перпендикулярны друг другу. Это совершенно естественно, так как архитектор спроектировал все под прямым углом, и строитель использовал отвес, заданную площадь и технические чертежи, чтобы воплотить план архитектора в жизнь.
Понимание идеи перспективы
Попробуйте представить себе проблему с точки зрения слепого человека. Он не сможет оценить глубину места до тех пор, пока у него не будет возможности пройтись внутри этого пространства. В отличие от тех из нас, у кого есть зрение, он не имеет возможности «путешествовать с глазом». Если бы кто-то слепой с рождения вдруг смог увидеть, у него сложилось бы ужасное впечатление, что все бросается ему в лицо. Но в то время, если слепой человек не может водить машину, то одноглазый мужчина или женщина, конечно, может. Другими словами, наличие только одного глаза не мешает оценить глубину места или расстояние, разделяющее, например, две машины. Трехмерное зрение — не единственный способ получения информации о глубине. Мы могли бы сказать, что одноглазый человек за рулем автомобиля «читает» глубину в перспективе, тогда как вы, когда рисуете, «пишете» эту перспективу, чтобы создать иллюзию глубины. Процедура практически противоположная.
Изображение проходит через невероятно сложную часть фототехники — ваш глаз. Вы можете подключить принтер к этой замечательной камере, который состоит из листочка бумаги, карандаша и руки. Все предустановлено, осталось только научиться этим пользоваться!
Как произвести впечатление глубины
В изобразительном искусстве для создания оптической иллюзии применяются разные трюки, такие как наложение двух рисунков, использование тени, рельефа и, конечно, перспективы. Также возможно совмещение нескольких методов. Два наиболее часто выбираемых художниками — рельеф и перспектива. При совместном использовании они придают удивительное ощущение реалистичности рисунка.
Куда бы вы ни посмотрели, вы «бросаете» визуальный луч в этом направлении. Луч перемещается по прямой от вашего глаза к центру изображения, которое он воспринимает и перемещает глазами. Прицеливайтесь с воображаемой винтовкой по мишени. Главный луч зрения (ваш визуальный луч) соответствует траектории полета пули. Точка, в которой пуля достигает цели, называется точкой схода.
Наше зрение более или менее коническое. То есть, когда мы смотрим в определенном направлении, ширина нашего зрения составляет около 20 сантиметров на переднем плане и несколько сотен метров на дальнем. Чем дальше вы смотрите, тем шире поле вокруг точки схода. В зависимости от ориентации нашего визуального луча, объекты кажутся искаженными для наших глаз, подчиняясь законам оптики и перспективы.
Поэтому, когда вы начинаете рисовать, важно определить высоту и ориентацию вашего визуального луча и сохранить его. Это означает выбор единой точки зрения. Если вы пропустите эту точку и объедините несколько точек зрения, ваши объекты и фигуры будут казаться очень нереалистичными, рисунок начнет «разваливаться».
Представьте себе горизонтальный диск, расположенный вокруг головы на уровне глаз и простирающийся до бесконечности. Этот диск дает представление о главном элементе перспективы: плоскости горизонта.
Плоскость горизонта — это воображаемая линия, расположенная на уровне глаз и уходящие в бесконечность. Вы, конечно, увидите только ее часть — горизонтальную линию, расположенную на 360°. Эта линия называется линией горизонта. Теперь предположим, что вы передвигаете себя вместе со своим воображаемым диском к береговой линии. Это то, что вы увидите. Можно заметить, что линия точно разделяет ландшафт между небом и водой, сливаясь с тем, что мы обычно называем горизонтом.
Теперь представьте, что вы поднялись на самую высокую кокосовую пальму на острове и посмотрите, прошел ли естественный горизонт ниже диска, который вы держали на уровне глаз. Вы заметите, что это не так. Горизонт, горизонтальная плоскость, линия горизонта и ваш глаз поднимаются и опускаются вместе. Важно помнить, что линия горизонта всегда находится на уровне глаз.
То же самое и с фотографией. Горизонт поднимается вместе с камерой.
Плоскость горизонта художника, связанная с его точкой зрения, определяет высоту естественного горизонта. Когда вы выбираете высоту горизонта на рисунке, вы определяете эту точку зрения для любого, кто смотрит на картину. Ваш выбор определит, находится ли зритель в доминирующей ситуации по отношению к субъекту.
Если вы смотрите на изображаемую фигуру сверху вниз, то вы как бы доминируете над ней.
Центрированная композиция, линия горизонта, расположенная на средней высоте, придает изображению симметрию, которая убирает человеческий аспект.
В случае, если точка зрения находится снизу, изображаемое доминирует над вами. Оно как бы приобрело определенное господство, и вы, в каком-то смысле, в его власти.
Таким образом, перспектива в рисунке — это не просто инструмент для точного представления чего-то, это также средство для расширения вашего художественного словаря. Но не нужно путать точку зрения с композицией. Одна и та же сцена, рассматриваемая с одного и того же места, может быть нарисована по-разному, это вопрос эстетического выбора. Точка зрения определяет перспективу, тогда как композиция «задает рамку».
Фронтальная перспектива
Простейший тип пространственного изображения — фронтальная перспектива с одной точкой схода. Перспектива называется фронтальной (одноточечной), если предмет изображается во фронтальном положении («анфас»), то есть часть из его граней параллельна картинной плоскости.
Фронтальная (одноточечная) перспективаОтметим, что все линии, параллельные лучу зрения, сходятся на главной точке — точке схода. Все остальные вертикальные и горизонтальные линии, перпендикулярные лучу зрения, остаются вертикальными или горизонтальными и после размещения в перспективе.
Угловая перспектива
Если изображенные предметы находятся под углом к зрителю, то такая перспектива называется угловой (двухточечной). Ее ключевой особенностью является наличие двух точек схода.
Это означает перспективу, в которой мы смотрим на объект под углом. В качестве примера перспективы с двумя точками схода для наглядности снова приведем изображение куба. Его ребра проходят по линиям схода. Некоторые грани объекта в такой перспективе остаются параллельными картинной плоскости (в нашем случае это боковые грани). Это самый часто встречающийся вид изображения перспективы, так как большинство предметов в реальном мире расположены относительно нас под углом.
Угловая (двухточечная) перспективаПерспектива с тремя точками схода
Третьим способом рисования перспективы является перспектива с тремя точками схода, её также называют вертикальной или наклонной. В перспективе с тремя точками схода нужно дополнительно нарисовать искажение вверх в угловой перспективе. Этот способ наглядной иллюстрации часто используется для архитектурных чертежей. С помощью этого метода можно очень эффектно рисовать небоскребы.
Мы прибегаем к такой перспективе тогда, например, когда смотрим на высокое здание снизу вверх, а также в случаях, когда ни одна из граней изображаемого предмета не параллельна картинной плоскости. Третья точка схода выше линии горизонта называется зенит. Та, что ниже — надир.
На рисунке ниже вы можете увидеть, как вертикальные края куба искажаются перспективно с помощью третьей точки схода.
Перспектива с тремя точками сходаДалее мы детально разберем, как построить простейший объект на каждый из описанных случаев линейной перспективы пошагово.
drawingpractice.ru
Перспектива в рисунке. Уроки рисования
Перспектива в рисунке для художников.
Для того, чтобы грамотно и реалистично создать рисунок, нужно знать некоторые законы перспективы и уметь работать с ними. Перспектива – это целое направление в искусстве рисунка, которое помогает нам определить размеры различных объектов, изменяющихся в зависимости от их расположения и удалённости от нас — это могут быть дома, другие объекты, вообщем всё. Перспектива так же служит для того, что бы сделать наш рисунок объёмным. Теперь разберёмся подробнее, что же такое перспектива для художников.
Перспектива в рисунке учитывает точку, с которой мы смотрим на происходящее, что мы видим с этой точки, под каким углом мы видим объекты на рисунке. Большинство законов этой области были разработаны ещё в эпоху Возрождения. С тех пор художники умеют изображать картины с любой точки зрения, и делать их объёмными. В основе законов стоят прямые, которые при определённых правилах их наложения точно нам укажут размеры объектов по мере их удаления. Когда мы начинаем рисунок, то стараемся переложить трёхмерную сцену на холст или бумагу, так как же это сделать?Параллельные линии, которые идут к горизонту, будут стремиться в одну точку и на горизонте сойдутся в неё. Так же сходятся в одной точке на горизонте или на уровне глаз воображаемые линии, которые продолжают линии объекта. Чем ближе к вам объект, тем более искажённую форму он будет принимать. Например, спичечный коробок рядом с вами будет искажаться (уменьшаться угол схода) намного больше, чем большой дом вдалеке от вас. Более близкие предметы или планы кажутся крупнее, чем удаленные. Если вы рисуете с натуры, то измеряйте все размеры карандашом.
Пространство, которое вы рисуете, можно разделить на три условных плана. Дальний план – то, что в самой дали или у самого горизонта, средний план и ближний план – то, что находиться непосредственно перед вами. Предметы по мере удаления становятся всё мельче и мельче. Для точных определений этих размеров применяются прямые, которые стремятся от края поверхности самых передних объектов к горизонту и сходятся в точку. Таким образом, можно выстроить правильную перспективу.
Очень важная составляющая в перспективе – это точка зрения или уровень взгляда, уровень глаз, можно назвать по-разному. Уровень взгляда и горизонт – это одно и то же! Если вы встанете перед рельсами на железнодорожном полотне, то вы увидите, что рельсы убегают вдаль, становятся всё мельче и прилегают теснее друг к другу, пока не сходятся в точку, которая находится ровно на уровне глаз. Если вы присядете, то уровень глаз понизится, площадь над уровнем глаз заметно увеличится, а ниже — уменьшится. Если мы взлетим на самолёте, то и уровень глаз и горизонт взлетит вверх, а не будет где-то внизу. Таким образом, мы выяснили и запомним, что горизонт и уровень глаз всегда находятся на одной и той же точке перед нами.
Если вы стоите перед зданием, у самого подножия, то вы никак не увидите его крыши. Это применяется и для более мелких объектов. Например, на этом рисунке ваш уровень зрения находится на уровне середины лестницы. Таким образом, вы видите верхнюю часть ступеней ниже вашего уровня зрения, но как только ступени преодолевают уровень зрения, то поверхность не только не будет видна, но ступени постепенно будут стремиться всё больше и больше закрыть его. Подобные, как бы казалось, элементарные мелочи, нужно помнить и применять во всём, изначально разделив плоскость вашего рисунка на две части, которые разделяют уровень взгляда. Если линии перспективы находятся выше вашего уровня взгляда, то они, естественно, стремятся вниз – к горизонту, если эти линии находятся ниже уровня взгляда, то они будут стремиться верх.
С первого раза вроде бы всё понятно и элементарно. Но эти законы нужно вспоминать всегда, когда вы начинаете рисовать. Таким образом, вы сможете изобразить полноценные трёхмерные объекты, начиная с домов и заканчивая коробками, и трёхмерное пространство.
На следующем примере мы видим, как линии могут помочь в рисовании здания и различных объектов на этом здании. В итоге все воображаемые линии, показывающие нам сужающуюся перспективу, сходятся в одной точке, которая находится точно на уровне нашего взгляда.
Урок рисования. Одноточечная, двухточечная и трёхточечная перспектива.
Одноточечная перспектива в рисунке. Здесь присутствует только одна точка схода. Это может быть тоннель, где наш взгляд устремлён только в одну точку схода или мы смотрим вверх — на вершину небоскрёба. Такая перспектива с одной точкой, где сходятся все прямые, затягивает зрителя, создаётся ощущение полёта вдаль. Однако, многие художники стараются не применять одноточечную перспективу, так как считают её довольно скучной и однообразной. Такой вид перспективы лучше применять, когда вы точно знаете, что в данном рисунке применима только она.
Двухточечная перспектива.
Двухточечная перспектива встречается гораздо чаще и приветствуется художниками. Это может быть сцена на улице или в помещении, где зрителя окружают различные предметы, стены. Сцена в таких случаях простирается в нескольких направлениях, все из которых стремятся сойтись в точках на горизонте. Обычно в двухточечной перспективе существует левая и правая точка схода на горизонте, куда стремятся предметы. Часть стремится к левой точке, часть — к правой. Так же встречается эта перспектива с верхней и нижней точкой схода прямых. Последняя не совсем понятна, но я объясню, что это такое. Это может быть случай, когда человек идёт вперёд и смотрит вверх, либо он идёт вперёд по улице с небоскрёбами. В таких случаях, когда человек смотрит вверх, создаются две точки схода – одна ниже его взгляда, туда уходит дорога и низы зданий, и верх, где будут сходиться вертикальные прямые, подчёркивая высоту зданий.
Трёхточечная перспектива.
Эту перспективу строить гораздо сложнее, но тем и интереснее. Она применяется тогда, когда художник хочет показать, что он смотрит снизу или сверху, а не прямо. В этом случае нужно поставить точки схода по горизонтальным двум точкам: точка одной из сторон и точка схода впереди на горизонте, точка схода слева и точка схода справа + точка схода по вертикальным линиям. Если вы смотрите сверху, тогда здания и другие высокие предметы будут сужаться книзу, если вы смотрите снизу, тогда, соответственно, здания и предметы будут сужаться кверху.
В перспективе размеры всех объектов рассчитываются на первый взгляд сложно. Но теперь, когда вы знакомы с её законами, то вам нужно правильно изобразить лишь один предмет на рисунке, определить границу, уровень взгляда, и тогда остальные предметы можно определить только лишь продолжая линии от основного предмета, к примеру, здания. Например, здание с перспективой уходящей вдаль и два человека следом идущие друг за другом. Человек сзади будет ниже предыдущего, но как же нам определить насколько он будет ниже? Это довольно просто. Рисуем линию, параллельную линии крыши дома, только теперь не от крыши, а от макушки первого человек. Эта линия будет наглядно указывать, какого роста будет следом идущий человек.
На этом урок по рисованию и построению перспективы закончен. Если у вас остались какие-то вопросы – задавайте их в комментариях. Следите за выпусками сайта, чтобы быть в курсе следующих уроков по рисованию. Желаю удачи!
art-assorty.ru
Руководство по рисованию перспективы
В мире искусства перспектива по-прежнему связана с вашим мнением и отношениями объектов друг к другу. Когда вы учитесь рисовать, то узнаете важность перспективы. Все зависит от того, как вы смотрите на мир, и это именно то, чему учит Патрик Коннорс в своем видеоролике «Руководство художника по перспективам».
В Руководстве по Перспективе, часть 1, Коннорс делится основными уроками перспективы и показывает, как можно научиться рисовать, видя объекты по-другому. В Части 2 Коннорс расширяет эти уроки рисования, демонстрируя, как сделать одно- и двухточечную перспективу; затем он применяет эти методы рисования, чтобы поэтапно завершить натюрморт.
Почему перспектива и восприятие идут рука об руку?
Хотя основы перспективного рисования кажутся довольно прямолинейными, возможности того, как вы можете применить перспективу в своем искусстве, огромны. На самом деле, перспектива почти синонимична восприятию.
Я имею в виду, что вы можете использовать принципы этой техники, чтобы создать свое собственное восприятие окружающего мира через искусство. У вас есть сила иллюзии, способность заставить зрителя видеть то, что вы хотите. Вы можете изменить восприятие вашего искусства, — всего лишь путем завоевания основ рисования перспективы.
Как научиться рисовать в перспективе? Ну, для начала, давайте рассмотрим несколько ключевых терминов, которые вы должны знать, прежде чем вникать в перспективный рисунок, извлеченный из книги, Перспектива для Абсолютного Новичка, Марк и Мэри Уилленбринк.
Линейная перспектива
Визуальная глубина выражается через линейную и атмосферную перспективу, а также использование цвета. С линейной перспективой глубина достигается по линиям, размерам и расположению форм. И хотя композиции могут различаться по сложности, основные термины и определения, описанные в этом разделе, присущи линейным перспективным чертежам.
Горизонт (horizon) — линия, на которой небо встречается с землей или водой. Высота горизонта будет влиять на размещение точки схода, а также уровня обозрения сцены.
Точка исчезновения, точка схода (vanishing point) — место, где параллельные линии появляются вместе на расстоянии. На рисунке ниже вы можете увидеть, как параллельные линии дороги отступают и визуально сливаются, чтобы создать единую точку схода на горизонте. Сцена может иметь неограниченное количество исчезающих точек.
Плоскость земли (ground plane) — горизонтальная поверхность ниже горизонта. Это может быть земля или вода. На изображении ниже плоскость заземления находится на уровне. Если он был наклонным или холмистым, точка схода, созданная параллельными линиями пути, может не опираться на горизонт и может казаться, будто она находится на наклонной плоскости.
Ортогональные линии (orthogonal lines)— это линии, которые направлены в точку схода; например, параллельные линии железнодорожных путей. Слово «ортогональный» на самом деле означает прямой угол. Он относится к прямым углам, образованным линиями, такими как угол куба, показанный в перспективе.
Преимущественной точкой (vantage point), которую нельзя путать с точкой схода, является место, из которого просматривается сцена. На точку зрения влияет размещение горизонта и точек схода.
Одноточечная перспектива (One-Point Perspective). Линейная перспектива с одной точкой схода — одноточечная. Точка исчезновения, как правило, появляется в центральной части сцены.
С этой точки зрения вы смотрите на плоскость земли к горизонту на расстоянии. Параллельные линии железнодорожных путей сходятся в точке схода на горизонте. Если бы линии коробки были отведены назад к горизонту, они сходились бы в той же точке схода, что и железнодорожные пути, потому что линии ящика параллельны железнодорожным путям. Обратите внимание, что все линии в этой сцене либо сходятся в точке схода, либо вертикальны (перпендикулярно к плоскости заземления) или горизонтали (параллельно горизонту).
Двухточечная перспектива (Two-Point Perspective). Линейная перспектива, использующая две точки сбрасывания, называется двухточечной перспективой. Сцены в двухточечной перспективе обычно имеют точки схода, расположенные в крайнем левом и правом углу.
Вот двухточечная перспектива, смотрящая через плоскость земли к горизонту на расстоянии. Параллельные линии железнодорожных путей и ящика сходятся в точке схода в крайнем правом углу. Другие линии коробки, которые параллельны железнодорожным путям, имеют одну и ту же точку схода в крайнем левом углу. Все линии этой сцены сходятся либо в левой, либо в правой точке схода или вертикальные линии (перпендикулярно плоскости земли).
Многоточечная перспектива (Multi-Point Perspective). Линейная перспектива не должна ограничиваться одной или двумя точками исчезновения. Сцена может иметь несколько точек исчезновения в зависимости от сложности предмета. Например, трехточечная перспектива похожа на двухточечную перспективу; она имеет левое и правое исчезающие точки на горизонте. Кроме того, есть третий пункт исчезновения ни ниже, ни выше горизонта.
Помимо наличия точек слева и справа, эта сцена имеет дополнительную точку исчезновения ниже объекта. С этим рисунком горизонт находится над предметом. Каждая строка объекта является ортогональной линией и переходит в одну из трех точек сбрасывания.
С двухточечной перспективой эти вертикальные линии остаются прямо вверх и вниз перпендикулярно плоскости заземления. С точки зрения трех точек зрения, точка обзора либо смотрит вниз, либо вверх на объект. Вместо вертикальных линий она имеет третий набор ортогональных линий, которые сходятся в третьей точке исчезновения.
Peters Cartridge Factory, акварель на бумаге, 8″ x 11″. Точки исчезновения этой трехточечной перспективной сцены можно расположить, продолжая линии зданий и окон за периметром сцены до трех мест конвергенции.Атмосферная перспектива
Атмосферная перспектива, также называемая воздушной перспективой, передает глубину через вариации значений (свет и тьма), цвета и ясность элементов. Элементы переднего плана в композиции имеют более ценные контрасты, более интенсивные цвета и большее определение деталей. На расстоянии значения и цвета становятся нейтральными, детали менее определены, а элементы приобретают тусклый сине-серый вид.
Атмосферная перспектива возникает, потому что частицы в воздухе, такие как водяной пар и смог, влияют на то, что видно. Формы, просматриваемые с расстояния, не так определены и имеют меньший контраст, поскольку в атмосфере между формами и зрителем больше частиц. Аналогично, на длину волны цвета влияет расстояние. Блюз отскакивает, в то время как более длинные цветные длины волн не влияют на частицы одинаковым образом. В результате блюз остается более заметным, чем другие цвета в спектре.
Значения (values) — это светлые и темные оттенки композиции. Значения могут влиять на впечатление глубины в сцене. Высококонтрастные значения, как правило, проявляются в направлении значений с небольшой контрастностью.
Освещение сцены (lighting) влияет на тени и значения форм. Это также может повлиять на восприятие этих форм.
При рисовании глубина может быть выражена как в линейной, так и в атмосферной перспективе, а также путем использования цвета. Объединение всех трех будет давать оптимальные результаты.
Утолщение с расстоянием: ставя атмосферную перспективу, формы на переднем плане будут иметь большую ясность, чем фоновые формы. Туманный сине-серый вид дерева справа, с его скучными цветами и ценностями, показывает, что он является самым далеким из трех деревьев.Создание внутреннего блока
Теперь, когда основы пройдены, вот забавная пошаговая демонстрация на перспективном рисунке, которая играет с силой иллюзии. Этот урок включает в себя эскизные квадраты с линиями, которые отступают до одной точки схода. Глубина в готовом чертеже передается с помощью линейной перспективы и использования значений.
Внутренние блоки, графитовый карандаш на чертежной бумаге, 8″ x 8″Материалы, необходимые для завершения этой демонстрации:
- Бумага: бумага для рисования средней текстуры 8″ x 8″; 8″ x 8″ среднеструктурная эскизная бумага
- Карандаши: 2B и 4B
- Мягкий ластик
- Лайтбокс или переносная бумага
- Линейка
- Треугольник
- Т-образная линейка
Шаг 1: Нарисуйте квадраты
На кусочке эскизной бумаги используйте карандаш 2B, чтобы сформировать большой квадрат размером 8″ x 8″ (20 x 20 см). Нарисуйте маленькие квадраты внутри большого квадрата с помощью линейки, чтобы отметить линии. Измерения должны быть одинаковыми как сверху вниз, так и слева направо: 1,3 см, 5 см, 1,3 см, 5 см, 1,3 см, 5 см. Нарисуйте линии, используя Т-образную линейку и треугольник, чтобы убедиться, что они прямые и точные.
Шаг 2: Добавьте точку исчезновения и ортогональные линии
Поместите точку в центре бумаги для точки схода. Начните добавлять ортогональные линии от углов квадратов к точке схода. Избегайте рисования линий над передней поверхностью, которые должны оставаться белыми.
Шаг 3: Добавьте больше ортогональных линий
Продолжайте добавлять линии, которые сходятся в точке схода.
Шаг 4: Отслеживание или передача изображения
Используйте карандаш 2B для легкого отслеживания или переноса структурного эскиза на лист 8″ x 8″ (20 см x 20 см) чертежной бумаги. Оставьте ненужные строки.
Шаг 5: Добавьте световые значения
Добавьте более светлые значения карандашом 2B. Сделайте значения темнее, когда внутренние формы отступают.
Шаг 6: Добавьте внутренние значения
Добавьте средние значения. Продолжайте затемнять туннельные формы, когда они уходят вдаль.
Шаг 7: Добавьте темные значения
Добавьте темные и детали с карандашами 2B и 4B. При необходимости осветите любые области с помощью мягкого ластика.
Не забудьте подписать свою работу! Потому что ваше произведение является уникальным выражением себя. Это даст вам чувство выполненного долга, а также поможет отслеживать развитие художественных навыков.
Источник: Ссылка
Поделиться статьей:
urokiakvareli.ru
линейная перспектива и ее основы
Мы живем в трехмерном мире. Каждый предмет имеет объем и находится от нас на определенном расстоянии. Но как этот мир 3D перенести на плоскую бумагу, не потеряв при этом ощущение объемности изображения на рисунке. В этом нам помогут законы перспективы.
Изображение строится по определенным канонам, и неважно, что вы рисуете – натюрморт или улица, уходящая в перспективу.
Если нарушить законы построения, предмет, который находится дальше, может оказаться большего размера, чем нужно, и тогда нарушится вся композиция.
Если перспектива отсутствует, то изображение получится неправдоподобным и примитивным.
Перспектива нужна для создания объема, то есть реалистичной картины мира.
Для придания объемности рисунку также используют рельеф и светотень.
Есть определенные правила, по которым строится изображение. Соблюдая их, вы получите реалистичный рисунок.
Немного теории
Прежде, чем приступать к практике, нам необходимо хорошо изучить теорию. Для начала посмотрим, какие понятия используются в перспективе. Основными являются точка схода и линия горизонта, без них мы не сможем правильно построить изображение.
Перспектива – это лишь оптическая иллюзия. Перед нами стоит задача отобразить на плоскости объемное изображение, то есть на плоскости передать глубину. Поэтому важно знать, как мы можем создать иллюзию, чтобы сознание воспринимало ее, как изображение, имеющее форму.
Изобразительное искусство развивалось постепенно. Художники далеко не сразу стали рисовать объекты в перспективе. Например, в средневековой живописи предметы изображались такими, какие они есть в реальности, а не такими, как их воспринимает наш глаз. Поэтому рисунок получался абсолютно плоским.
Принципы построения
Переходя к теории, обозначим три главных принципа, которые применяются при создании рисунка, чтобы построить правильную линейную перспективу.
• Ближний объект (например, деревья, здания) рисуются перед сзадистоящими, то есть создается эффект частичного перекрытия.
• От нас дальние объекты должны быть более легкие, то есть их не нужно прорисовывать толстыми линиями, должно создаваться ощущение воздушного пространства.
• Для создания эффекта расстояния дальние объекты должны быть меньше тех, что расположены на переднем плане.
Вы можете наблюдать это, если осмотритесь вокруг себя. В реальности все линии в комнате – это либо параллельные, либо перпендикулярные относительно друг друга. Но когда мы рисуем в перспективе, наши параллельные линии начинают сходиться, и чем дальше они от нас, тем ближе они друг к другу.
Эта точка, в которой сходятся в итоге все линии – называется точкой схода. Когда мы смотрим на что-либо, то наш взгляд как бы прокладывает прямую линию к центру объекта. Этот центр и будет той самой точкой схода.
Ширина нашего зрения невелика, всего около 20 см, если говорить о переднем плане, но мы воспринимаем и дальние предметы, и здесь мы уже можем видеть вещи, находящиеся от нас на расстоянии в сотни метров. Чем дальше простирается взгляд, тем шире становится поле вокруг центральной точки. В зависимости от этого предметы будут искажаться, подчиняясь законам линейной перспективы.
Поэтому в процессе рисования важно зафиксировать точку схода и придерживаться ее, иначе рисунок получится искаженным и нереалистиным.
Еще один важный элемент при построении линейной перспективы – линия горизонта. Эта плоскость – воображаемая линия, которая находится на уровне глаз и уходит в даль. Она хорошо видна на открытом пространстве, например, на побережье. Линия горизонта точно разделяет две стихии. Это только то, что мы видим, т.к. на самом деле небо находится над нами, а водная гладь не заканчивается в пределах нашего зрения, а простирается далеко за видимой линией горизонта.
При выборе высоты горизонта вы определяете конкретную заданную точку зрения для того, кто будет смотреть на вашу картину. То есть, на рисунке линия горизонта не будет перемещаться вместе с нашим взглядом, она останется неподвижной, такой, какой ее увидел сам художник.
Рисовальщик может изобразить на рисунке предметы с разных точек зрения. Например, если он нарисовал фигуру сверху вниз, то смотрящий смотрит на нее сверху. При центрированной композиции, то есть, когда линия горизонта изображена на средней высоте, будет создаваться ощущение симметрии, то есть предмет будет отображен фронтально. А если точка зрения будет расположена снизу, то уже само изображение будет уходить вверх, а мы будем смотреть на него снизу.
Линейная перспектива и ее виды
Далее давайте разберем, сколько существует типов линейной перспективы и как же правильно рисовать те или иные объекты, чтобы рисунок получился объемным и реалистичным.
Фронтальная перспектива
Самый элементарный вид пространственного изображения – линейная перспектива с одной точкой схода. Как следует из названия, предмет относительно нас будет находиться с фронтальной стороны. Часть граней будет параллельна, а часть – перпендикулярна линии горизонта. Линии, находящиеся параллельно лучу зрения, будут сходиться в точке схода. А те, что находятся под прямым углом к лучу зрения — не будут искажены
Угловая перспектива
Изображение может находиться и под углом к смотрящему. Тогда у нас образуются две точки схода, а такая линейная перспектива будет называться угловой.
Как вы уже заметили, ее отличительной чертой является наличие сразу двух точек, куда будут сходиться линии в перспективе.
Для наглядности за пример возьмем рисунок куба. Если смотреть на него со стороны одной из граней, то ребра геометрического тела будут проходить по линиям схода с двух сторон. Некоторые линии на рисунке (в данном случае, боковые грани куба) останутся перпендикулярными линии горизонта. Такая перспектива встречается достаточно часто, т.к. в реальной жизни многие предметы мы видим именно с этого ракурса.
Трехточечная перспектива
Еще одним методом построения предмета в пространстве – использование трех точек схода. Такую перспективу еще называют вертикальной или наклонной. При таком типе нужно так же искажать вверх предмета в угловой перспективе. Этот способ часто применяют в своих чертежах архитекторы.
В данном ракурсе эффектно получаются высотные здания, например, небоскребы. Точка схода, которая находится выше линии горизонта, называется зенит, а та, что ниже – надир. Стоит отметить, что ни одна из линий не будет параллельна картинной плоскости.
Линейная перспектива поэтапно
Теперь мы рассмотрим детально, как нужно строить изображение, чтобы не исказить перспективу. Напомним, что в зависимости от правильности исполнения зависит реалистичность рисунка.
Фронтальная перспектива
Начнем с самого простого вида – фронтальная перспектива. За объект возьмем куб.
Первым делом нам нужно определить базовые элементы, образующие перспективу, то есть, линию горизонта и точку схода. Теоретически, на рисунке их можно расположить в любом месте, но не с каждой позиции получится удачный ракурс.
Теперь мы определяем две линии схода, которые будут обозначать ширину нашего куба. По ним будут проходить грани фигуры, располагающиеся по бокам.
Две линии схода послужат основанием нашей фигуры. Этим мы создаем глубину куба. То есть, прорисовываем левую и правую боковые линии. Далее мы соединяем их двумя параллельными линиями между собой. Эти связующие горизонтальные линии основания будут параллельны линии горизонта.
Далее мы будем рисовать вертикальные ребра фигуры. Для этого мы возьмем две боковые точки, которые находятся на переднем плане. Из них мы проведем по одной вертикальной линии вверх.
Теперь мы проведем еще две линии схода, которые будут пересекать ранее нарисованные боковые ребра будущей фигуры. Этим мы окончательно определили высоту нашего куба.
Если вы заметили, то все линии схода выходят из одной точки, в этом и заключается особенность построения фронтального типа.
Далее нам нужно изобразить переднюю грань куба. Для этого проводим горизонтальную линию между боковыми ребрами. Учтите, что они должны находиться на одной высоте относительно друг друга, то есть, соединяющая их линия будет параллельна основанию фигуры.
Теперь изобразим ребра, которые находятся на заднем плане. Как и в случае с фронтальными линиями, мы их проводим из точек пересечения основания и боковых линий схода. Вести их нужно до пересечения с верхними линиями схода.
Далее мы соединяем эти две линии между собой параллельной основанию горизонталью.
Нам осталось обозначить лишь верхнюю поверхность изображаемого объекта. Проводим два отрезка по верхним линиям схода, тем самым соединяя заднюю часть фигуры с фронтальной.
На завершающем этапе просто стираем лишние линии, которые не должны быть видны. Это линии схода и невидимые ребра.
Конечно, это самый простой пример, но вне зависимости от того, что вы изображаете, принципы построения останутся неизменными. Главное, чтобы перспектива не исказилась.
Угловая перспектива поэтапно
Такая перспектива считается наиболее распространенной. Ее особенность заключается в наличии двух точек схода. Предметы в этом ракурсе мы видим под углом.
Для примера мы возьмем параллелепипед. В зависимости от того, под каким углом он находится, фигура будет представать перед нами фронтально, снизу или сверху.
Мы разберем изображение нашей фигуры из одной позиции – «с высоты птичьего полета». Это является наиболее простым и понятным примером для начинающих.
Как мы уже знаем, для построения нам нужны две точки схода. Как и в первом варианте, мы проводим линию горизонта, но теперь пересекаем ее двумя отрезками, обозначающими точки схода.
Из точек мы проводим по две линии, которые послужат нижним основанием нашей будущей фигуры в местах их пересечения. После обозначения основания мы будем строить вертикальное фронтальное ребро нашего параллелепипеда. Оно определит высоту фигуры. Переднее ребро строится вверх из ближайшей к нам точки пересечения линий схода.
Теперь мы проводим еще две линии схода для соединения фронтального ребра с двумя точками схода. По этим линиям позже мы будем строить верхнюю грань параллелепипеда.
Следующим этапом мы проводим две вертикальные линии из двух дальних боковых углов основания. Их нужно довести до пересечения с верхними линиями схода.
Теперь мы проводим еще две линии из точек схода, они должны пересечь вертикальные линии дальних боковых ребер в верхней точке. Этим самым мы обозначим верхнюю грань.
Соединяем места пересечений нижнего основания и двух новых линий схода вертикальным отрезком. Теперь у нас получились два задних ребра. После чего выделяем линии схода, обозначающие верхнюю грань.
Завершающим штрихом будет удаление лишних линий построения и невидимых ребер фигуры.
Трехточечная перспектива и ее этапы
При помощи трех точек схода мы пространственно можем уменьшить размеры объектов в высоту и глубину. Для примера мы вновь возьмем параллелепипед и изобразим его с точки зрения снизу.
Знания по угловой перспективе помогут построить основание фигуры. Ее этапы мы описывали выше.
Теперь нам нужна еще одна точка. Она располагается в центре между двумя уже имеющимися. Она находится намного выше линии горизонта.
От нее мы проводим три отрезка, которые должны заканчиваться в углах основания. Это будут ребра нашей будущей фигуры.
Теперь мы будем строить верхнюю грань фигуры. Для этого мы проводим линии схода из двух боковых точек. Высоту вы определяете сами. Главное, чтобы она не была выше третьей точки схода. В местах их пересечения обрисовываем верхнее основание.
На заключительном этапе, как обычно, убираем вспомогательные линии и грани фигуры, которые невидны.
Рассмотрим еще один вариант рисунка параллелепипеда в трехточечной перспективе – вид объекта сверху. При данном варианте третья точка схода располагается под линией горизонта.
Мы как бы начинаем рисовать фигуру сверху. То есть, вначале при помощи линий схода по законам угловой перспективы мы рисуем верхнее основание. Остальные этапы построения будут повторять шаги из предыдущего варианта «вида снизу».
Рисуя самостоятельно, можно допустить ошибки, и у вас могут возникнуть вопросы по правильности построения. В школе-студии «Мастер рисунка» опытный преподаватель даст основу, подскажет с чего начать и как правильно изображать предметы с любой точки.
Похожие записи
arch-risunok.ru
Перспектива в рисунке. 1 часть. Блог школы рисования
Некоторые вещи сложно понять.
Такие вещи есть, наверное, в любой области. В рисовании — это перспектива.
Их нужно просто принять как правило и не думать о них больше. В школе я никак не могла понять, почему нельзя делить на ноль, а вот число в нулевой степени это единица? Я устала об этом думать и просто запомнила. Так запомнила, что помню до сих пор:)
Так вот такие вещи есть, наверное, в любой области. В рисовании — это перспектива.
А теперь немного отмотаем назад. Мне 14 лет и я только что бросила изостудию.
Я хорошо помню как это случилось
Позади были два года занятий: мы осваивали пастель, гуашь, акварель… Изучали историю искусств, рисовали натюрморты и пейзажи на свободную тему. Ходили на интересные занятия по композиции, ездили на пленэры.
И вот: чудо-натюрморт. Коробка и ведро!
Изучаем перспективу и рисуем насквозь
Меня как переклинило. Скучно и непонятно. Рисовать ведро насквозь совершенно вслепую. Я не вижу ошибок, а учитель настаивает — ну вот же! Как не видишь?! Представь, что ведро стеклянное?
Я представляла, но видимо как-то неверно. Я бросила изостудию!
Казанский Собор
Еще помню, однажды ездили с мамой в Питер. Все как положено: я начинающий художник, в руках у меня блокнот, а в нем Казанский собор. Я горжусь своим рисунком. Аккуратно и похоже.
Неутомимая мама решила показать мои рисунки уличному художнику. Тот пожевал губы и достал коробок спичек. Гляди, говорит, если бы ребра коробка были бесконечными, точнее из каждого выходила бы проволока, то вон там на горизонте, они бы пришли в одну точку. Точнее, они бы не пришли, реально они были бы параллельны, но тебе бы казалось, что они уходят в пучок. Понятно?
— Угу, — говорю. А сама думаю: чокнутый какой-то. Какая еще проволока? Какие пучки?
Но странным образом запомнила все слово в слово.
В общем, с перспективой никак не клеилось. Не находилось таких слов и образов, которые сложились бы в единый пазл в голове. Я собирала знания по крупинкам. Сложная тема раскрывается не сразу, а постепенно. Одно и то же, но разными словами. Но эту тему нужно было одолеть.
И вот какие открытия я для себя сделала.
Это те вещи, которые, как мне кажется, неочевидны новичку. А выискивать действительно важное в толстых и сложных книгах — долго. Ни у кого не хватает терпения.
Как рисовать фронтальную перспективу
Один и тот же предмет можно изобразить в фронтальной (линейной) или угловой перспективе. Выбор перспективы зависит от того, как расположен объект относительно зрителя. Первое что нужно сделать, это понять: в какой перспективе его нужно рисовать. Как это понять?
Очень просто. Если предмет развернут к вам фронтально, его грани не имеют искажений, то перспектива линейная. Если он развернут углом, (хотя бы немного!), то перспектива угловая.
Обратите внимание: все горизонтали и вертикали строго параллельны друг другу, некоторые из них я обозначила желтым и зеленым цветом. Они не искажаются. Барная стойка, кромка стола, окно, филенки дверей, все, что находится в фронтальной плоскости не имеет искажений и видится прямоугольниками и квадратами.
Эту перспективу строить легче всего, поэтому с нее стоит начинать.
Соответственно все остальные линии, должны пересечься на линии горизонта. Если все предметы стоят параллельно друг другу, то точка схода будет одна и та же для всех:
Теперь об угловой перспективе
Как только объект из фронтального положения поворачивается к нам хоть немного боком (ну или мы двигаемся относительно него) — все, привет угловая перспектива:)
Понять это важно. Потому что для первого варианта точка схода одна, для второго — две. И их строить нужно соответственно разными способами. И, пожалуй, это первый навык, который нужно как следует отточить. Смотрите интерьеры в журналах, фотографии в интернете и пытайтесь определить — в какой перспективе находится предмет?
А вот еще парочка примеров угловой перспективы.
Самое сложное распознать именно их, потому что они не так очевидно развернуты к зрителю углом, как дом на предыдущем фото. Но тем не менее, если мы видим, что основания не параллельны краю листа (или фотографии) и друг другу —перспектива будет угловой.
Но точки схода будут по прежнему располагаться на линии горизонта. Однако одна будет близко к объекту, а другая — довольно далеко. Скорее всего вам понадобится приклеить листы по бокам, чтобы найти ее с помощью линейки.
Так что вот вам задание!
- Найдите 5 примеров фронтальной перспективы:
- предметов
- интерьеров и улиц
- сфотографируйте сами один и тот же предмет в фронтальной и угловой перспективе
- Найдите у всех фотографий линию горизонта и точки схода. Не удивляйтесь, если они будут за пределами фотографии!
P.S. А для тех, кто хочет попробовать себя в деле в нашей школе есть базовый курс рисования для новичков.
Вот здесь актуальное расписание
kalachevaschool.ru
Линейная перспектива
Перед изучением линейной перспективы, предполагается, что вы уже знакомы с таким термином, как глазомер. Если еще не успели- то нужно это сделать. По другому можно сказать, что глазомер- есть наблюдательная перспектива. Но обладать хорошим глазомером не зная законов перспективы, так называемой- точной науки, которая является частью линейной геометрии- линейной перспективы- этого маловато.
Чтобы глаза смогли увидеть все, что перед нами предстает, они видят это в искаженном виде. Я никак не отношу это к тому, что изображается. Я отношу это к рисунку, изображения видимого в плоскости листа при помощи перспективного соотношения форм в пространстве.
Линейная перспектива- уже раздел начертательной геометрии. А мы просто создаем пространство на плоскости листа. Просто нужно знать, как все устроено, как все происходит.
Ваш глазомер без самого понимания линейной перспективы- слепое копирование видимых предметов. Успех в работе над рисунком во многом зависит и от знания правил линейной перспективы и умения применять их на практике.
Попытаюсь объяснить как можно проще, не вдаваясь в дебри подробностей начертательной геометрии- это никому не нужно. Вычленим основное. Моя главная задача на данном этапе- запустить ваше мышление в данной области- линейной перспективе, которая является важным практическим дополнением к вашему глазомеру. Пользоваться глазомером, подкрепляя это знаниями перспективы- вот наша задача и путь к успешному рисунку.
Итак… Посмотрите в сторону, вверх, вниз- абсолютно все, что удаляется от наших глаз, все подлежит кажущемуся изменению и сокращению. Но мы воспринимаем это как должное, как само собой разумеющееся. Так и должно быть, так видят наши глаза и этой особенности их мы порой даже не замечаем. Ну хорошо, но ведь нам нужно изобразить примерно такую- же действительность уже на плоскости листа. Наша задача заключается в умении убедительно изображать предметы в соответствии с нашим зрительным восприятием видимых форм в пространстве. Мы должны уметь работу нашего глазомера подкреплять знаниями линейной перспективы, использовать ее при необходимости.
1. Добавим в наше обучение
немного геометрии, дабы вплотную приблизиться к освоению точной науки. Что поделать, ведь линейная перспектива является частью одной из
ветвей геометрии. Совсем немного, что- бы понять смысл.
Давайте возьмем для начала самую простую и полюбившуюся нам форму- куб, а еще проще- его конструктивное начало- квадрат. Будем делать из плоского квадрата объемный куб используя линейную перспективу. Итак, рисуем квадрат.
Все его стороны равны, углы прямые. Можете использовать линейку. Рисуйте со мной.
2. Квадратик нарисовали, хорошо. Теперь будем рисовать линию горизонта. Вообще, считается, что где глаза- там и горизонт. Линия горизонта все время находится на уровне глаз. В реальной жизни, допустим, при рисовании натюрморта- как определить линию горизонта? Конечно, при помощи глазомера при наблюдении формы предметов. Еще легко определить при помощи воды, налитой в прозрачную емкость. Думаю понимаете как? Поводите емкость перед собой- на той высоте, где поверхность воды представляется нам одной линией- то и будет ваш горизонт. А вообще это воображаемая линия, но которая играет важную роль в перспективном построении изображения.
В геометрии возможно линия горизонта задается, так- что, пока задайте и себе расстояние между квадратом и линией горизонта сами. Рисуем.
3. Теперь знакомимся с точкой схода.
Это точка, в которую сходятся все параллельные грани предмета. На самом деле они не сходятся, а максимально приближаются в перспективе, ведь
параллельные линии не пересекаются, но нашему глазу ведь условий не продиктуешь, так он видит.
И еще сделаем так, что наша точка схода будет находиться практически перед квадратом. Как будто мы «влоб», в фас смотрим на квадрат. Для этого делаем пересечения на нем- из угла в угол (проводим диагонали), получаем точку пересечения диагоналей и по ней выводим перпендикулярную линии горизонта.
Все, точка схода найдена.
4. Следующий шаг: соединяем углы квадрата с точкой схода:
5. Следующий шаг- делаем из квадратика куб. Для этого нам надо найти отрезок a-b, который будет являться задней гранью куба.
Опять- же, в линейной перспективе его можно высчитать- мы не будем так заморачиваться. В рисунке он определяется глазомером, а мы пока определяем его по ощущению.
Когда определили, достраиваем кубик как показано у меня- выстраиваем остальные грани куба.
Вот такой у нас куб получился, который мы с вами выстроили по законам линейной перспективы абсолютно не прибегая к использованию глазомера- наблюдательной перспективы.
Но такой рисунок может получиться, если мы смотрим точно в фас на изображаемый предмет. Стоит отклониться вправо- влево и картинка получается уже совсем другая. А самое главное- точек схода на самом деле- две. Ведь и отклоняться от предмета мы можем в две стороны, верно? Как минимум. Обычно- же приходится учитывать правую и левую сторону предмета. Итак, работаем дальше.
Также как и в первом случае, рисуем квадрат, обозначаем линию горизонта и определяем обе точки схода, но теперь уже с учетом того, что кубик, который у нас получится, будет повернут в пространстве.
Одна точка схода будет располагаться ближе к квадрату, вторая дальше. В линейной перспективе, конечно, эти величины определяются или задаются размерами, мы- же делаем «на глазок», по ощущению.
Теперь как и в первом случае, соединяем углы квадрата с одной и второй точкой схода. Как вы можете увидеть, у нас нашелся отрезок b-c, который пригодится для построения куба в перспективе дальше:
А дальше мы будем как и в первом случае строить куб.
Вот такой куб с учетом перспективных построений у нас получился. Вот жаль только, что в рисунке таких построений не придется делать.
Да ведь и нельзя, мы же не черчением занимаемся, мы «творим» пространство в плоскости листа.
Да и совсем не обязательно делать чертежи на листе, определять точки схода, делать построения. При рисовании с натуры прежде всего следует пользоваться наблюдательной перспективой, то- есть, глазомером, а знания основных законов линейной перспективы применять при необходимости, подкрепляя глазомер. Одно должно помогать другому. Только в таком случае можно достичь хороших высот в рисунке, профессионализма.
Ну а как- же это все достигается в рисунке? Как можно правильно передать перспективу в пространстве листа? Как именно сочетаются глазомер- наблюдательная перспектива и линейная перспектива? Пожалуйста, посмотрите как:
Если проанализировать эти схемки, то можно понять, что
глазомер и перспектива идут «нога в ногу», помогая друг другу. Сначала работает глазомер, определяя основные величины, расположение в листе,
основные углы, поворот, находит начальные перспективные соотношения при помощи трех точек (которые образуют условные углы).
А линейная перспектива работает для обоснования, проверки, подтверждения того, что найдено, и корректирует действия
рисовальщика там, где ему это необходимо.
В рисунке мы не показываем с вами точки схода, не наводим линию горизонта, если только легонько, для себя, дабы подтвердить правильность своих действий и помочь глазомеру. Мы просто подразумеваем наличие перспективы и подчиняем ее законам изображаемое.
И наоборот: перспективные изменения сторон и местоположение точек схода в рисунке определяется на глаз. А точность определения как раз зависит от степени развития вашего глазомера.
Поработайте еще, выстройте самостоятельно еще перспективу. Измените точку зрения (слева, справа), измените высоту точки зрения, то- есть- линию горизонта. Увидите, как меняется картинка перед вашими глазами, сам вид предмета. Потренируйтесь, это полезные навыки.
Например, как будет изображаться кубик, когда он будет повернут вот так:
Красным цветом выделены здесь те грани, или углы, которые определяет наш глазомер. Остальное достраиваем и проверяем себя с помощью линейной перспективы.
А как будет вести себя в перспективе, например- цилиндр?
Очень полезная геометрическая фигура, без навыков
рисования которой плохо получится передавать предметы, в основе которых есть цилиндр.
Здесь нужно отметить один момент, что любой цилиндр можно вписать в прямоугольник. Допустим, прямоугольник будет поворачиваться в пространстве, мы его будем строить с учетом перспективы, то форма окружностей цилиндра будет зависить от формы прямоугольника. За основу проще сказать, можно брать основание и верхушку прямоугольника, и исходя из этого выстраивать окружность.
И опять- же, смотрите- в основе построения можно брать кривую, которую может вычислить глазомер. Эта кривая выделена красным цветом. Все остальное уже предопределено.
А теперь давайте порисуем объемные формы, как говорится, «от фонаря», по предстиавлению, по желанию. Это важно. Выполним упражнение для развития объемно- пространственных представлений и получим немного навыка перспективного изображения этих предметов на плоскости.
Рисуйте, у меня получается вот такая группа предметов, смотрите слева. В процессе работы можно заметить, что некоторые предметы я изображаю в ракурсе, или с сильным поворотом. Например: посмотрите на форму, которая выделена оранжевым- все в порядке, она имеет те точки схода, которые задавались.
А теперь посмотрите на форму, выделенную синим цветом: она имеет одну точку схода. Вернее расположена так, что для передачи ее формы достаточно использовать одну точку схода. А бывает так, что форма имеет такой ракурс, что точки схода ее перспективы изменяются. Смотрим ниже:
Фигура, выделенная
фиолетовой штриховкой имеет сильный ракурс, точки схода сдвинуты- О3 и О4- которая выходит далеко за пределы нашего листа.
Но тем не менее, абсолютно все точки схода будут расположены на линии горизонта- на уровне наших глаз. Если сместить линию горизонта, то абсолютно все начнет меняться- от граней, до углов.
Конечно, здесь нужна практика, чертите, рисуйте, экспериментируйте с поворотами и ракурсом, практикуйтесь. Развивайте свое логическое мышление. Нужно постараться выйти в понимании линейной перспективы на такой уровень, что- бы вы прибегали к ее помощи в рисунке уже на подсознательном уровне, принимали ее как само собой разумеющееся. Вычерчивать в рисунке ничего не нужно.
И еще один момент, на будущее, для самых упорных: если вы дошли в своей практике до того, что отлично используете различные точки схода, работаете с объемами от маленького до огромного и чувствуете, что существует возможность использования двух линий горизонта, и вам это хочется сделать, значит вы отлично справились с этим уроком. Вам твердая, жирная пятерка. Вы- молодец! Объясняю почему: такие ощущения возникают при изображении, например, интерьера или экстерьера, где человек может чувствовать себя слишком маленьким или большие объемы некорректно строятся (по нашим ощущениям) и существует необходимость вводить некие коррективы в перспективное построение в соответствии со зрительным восприятием того, что изображается. В общем, в этом их сложность и заключается. Иногда приходится применять две линии горизонта, потом и использование множества точек схода. Но это уже совсем другая история, для которой нужно не менее внимания, а то и намного больше.
Кроме всей этой прелести, которую вы можете изобразить, попробуйте еще порисовать следующее:
1. кухонную утварь
2. мебель
рисуя их постарайтесь учитывать перспективные сокращения. Можно делать поиски просто тренируя глаз, рисовать произвольно, как мыслите, а можно выстраивать их с использованием линейки, с линией горизонта, точками схода, заключая их в геометрическую фигуру, которая будет являться их конструктивной основой- потом попробуйте сравнить оба варианта. Всю комнуту, в которой находитесь сейчас, можете не рисовать. Вы находитесь В ней, а при рисовании внутреннего пространства помещения присутствуют некоторые моменты, которые не рассмотрены на этой странице. Если хотите, то можно просто фрагментировать комнату. Делать поиски отдельных участков.
3. можете просто потренироваться рисовать геометрические фигуры в перспективе.
4. Поделайте наброски на улице. Порисуйте отдельные строения, всю улицу, машины, дорогу и рядом стоящие здания. Конструктивно, броско, намечайте только основное. А основное- поиск перспективных искажений того, что изображаете в пространстве. Работает глазомер и подкрепляете его работу получеными знаниями.
paintmaster.ru