Уроки по композиции – Основы композиции в дизайне | Журнал Ярмарки Мастеров

Содержание

Основы композиции в дизайне | Журнал Ярмарки Мастеров

Довольно часто встречаю статьи о законах композиции, но постоянно там чего-то не хватает, то есть это либо основные принципы, либо рассказ о каком-то одном законе и так далее. Я постаралась собрать все доступные знания о композиционном построении и рассказать о них доступным языком, не углубляясь в психологию, цвето- и световосприятие.

В любом виде искусства ключевую роль играет правильное расположение элементов произведения, позволяющее наиболее точно передать идею этого произведения. То есть выделить ключевые сюжетные линии, передать необходимое настроение и соблюсти при этом гармонию. Композиция (от латинского compositio) и является соединением (сочетанием) этих элементов в единое целое.

Композиционный и геометрический центр.

Вне зависимости от того строите ли вы композицию на бумаге, через фотообъектив или на мониторе компьютера, две диагональные линии при проведении из угла в угол, дадут точку пересечения — геометрический центр композиции. Любой предмет вписанный в этот центр будет смотреться гармонично.

Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции. В фотографии, живописи и рисунке, как правило, выделяются сюжетно-композиционные центры. То есть, в композиционном центре находится основной сюжет произведения. Композиционный центр и геометрический центр композиции могут не совпадать. Композиционных центров в композиции может быть несколько, в то время, как геометрический центр один.

Иногда композиционный центр нарочно смещают, например, для придания композиции динамики.

Способы выделения композиционного центра.

Динамика и статика.

Слева статика, мы видим прочно стоящую композицию с надежным основанием. Справа динамика, композиция наклонена относительно линии горизонта, композиционный центр смещен.

Благодаря нашему удивительному ассоциативному мышлению, разные динамические композиции вызывают разные ассоциации. Например, мячик справа вот-вот скатится, а слева уже скатился по перекладине.

Симметрия и асимметрия в композиции. Равновесие.

С симметричной композицией, как правило, не возникает проблем, статична она или динамична, нам «удобно» на нее смотреть, она понятна. Различают несколько видов симметрии: зеркальная, осевая, вращательная (поворотная), центральная и скользящая симметрия.

В случае с асимметрией необходимо правильно уравновешивать композицию. Для большинства людей равновесие — это психологическая необходимость для правильного восприятия всего образа в целом. Равновесие может достигаться противопоставлением размеров, форм пятен цвета и тени.

Хорошая композиция не позволяет произвести какие-то добавления или, наоборот, что-нибудь убрать, так как это в свою очередь приведет к глубоким изменениям ее характера.

Метр и ритм.

В графическом дизайне существует понятие метрических и ритмических композиционных рядов, на практике этими законами композиции пользуются почти каждый мастер.

Ритм — важное средство организации элементов формы, которое реализуется как многократное закономерное чередование элементов ряда с целью их упорядочивания.
Чувство ритма — это врожденное чувство людей. Ритм легко воспринимается и воспроизводится. Первобытный человек ощущал цикличность природных явлений и жизненных процессов, их ритмы. Это оказало существенное влияние на формирование первых орнаментальных образов.

Принято выделять метрические, ритмические и метроритмические ряды в зависимости от характера и количества изменений.

Метрический ряд — закономерное повторение равных элементов через равные промежутки. Метрический ряд сообщает целому статический характер. Метрический ряд может быть простым и сложным. Простой метрический ряд основывается на повторении одного элемента через равные интервалы. Сложный метрический ряд возникает при сочетании нескольких простых метрических рядов, то есть когда развивается несколько метрических повторов.

Ритмический ряд — закономерное повторение, которое основано на изменении элементов ряда, интервалов между ними или тех и других одновременно. Поэтому выделяют также простой и сложный ритмический ряд. Ритмический ряд сообщает целому динамический характер за счет возможного характера изменений (нарастание или убывание интервалов между элементами, нарастание или убывание размеров элементов, изменение цвета и так далее). Для построения ритмического ряда необходимо 4-5 элементов, так как еще 3 элемента не создают впечатления закономерного повтора.

Метро-ретмический ряд характеризуется наличием нескольких простых рядов, которые складываются в композицию.

Перспективное сокращение.

Существует очень интересный способ составления композиции путем привязок к угловой или фронтальной перспективе. Мы рассмотрим на примерах несложных перспектив. В отличии от аксонометрии размеры предмета в перспективе не вычисляются, используют один реальный размер, который является отправной точкой.

Фронтальная перспектива рассчитана на фиксированную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта. Предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления от переднего плана.

Угловая перспектива всегда имеет 2 точки схода, все плоскости стремятся к этим точкам.

Все остальное разнообразие перспектив изображения являются производными от двух основных угловой и фронтальной, к ним относятся: линейная обратная перспектива, сферическая перспектива, плафонная перспектива, билатеральная перспектива, аспектива и перцептивная перспектива. Особое место хочется уделить воздушной (тональной) перспективе. Она характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета. Цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются, таким образом, глубина кажется более светлой, чем передний план.

___________________________________________________________________________________________

Я намеренно не упоминала такой способ построения композиции, как Золотое сечение, на мой взгляд, золотое сечение — отдельная большая тема, и познакомиться с ней вкратце просто не получится. На Ярмарке Мастеров и так множество прекрасных статей о золотом сечении, например «Золотое сечение. Божественная пропорция» (автор — Даша Самаркина).

__________________________________________________________________________________________

В заключении хочется добавить, что законы композиции не обязательно строго исполнять, они часто противоречат друг другу, но прежде чем их нарушать, стоит научиться ими пользоваться.

Спасибо за внимание!

От автора: все композиционые схемы и примеры (на сером фоне) отрисованы лично мной, пожалуйста при использовании этого материала не забывайте ссылаться на авторство. Спасибо.

Использованные материалы: Выразительность графических и семантических средств в орнаменте. Литвинович Е.И.;
Основы композиции в дизайне. Tanya Flower; Перспектива — Виды перспективы. Шедевры Омска.

www.livemaster.ru

Фотография с нуля • Урок №6. Основы композиции

В этом уроке вы узнаете: Основы композиции. Смысловая и декоративная компоновка кадра. Композиционные приемы: перспектива, правило третей, золотого сечения, диагоналей. Главные и второстепенные объекты композиции. Основные ошибки начинающих фотографов.


Что же такое композиция? Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое – завершенное и законченное изображение.

Почему важна правильная композиция? Для того чтобы лучше передать в фотографии идею используют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный и различные контрасты. Отражение живой, настоящей жизни не будет адекватным без соблюдения определенных правил. Как, например, передать движение или мимолетность мгновения? Это требует знания законов композиции, иначе ваши фотографии превратятся в случайные щелчки затвором и будут не интересны окружающим.

Общий смысл правильно выстроенной композиции кадра в том, что мы легко и непринужденно рассматриваем фотографию. При этом мы получаем эстетическое удовольствие, видим логическую связь между предметами в кадре, любуемся деталями изображения. Бывает и наоборот, мы удивлены или шокированы, нам все непонятно, но и в этом случае правильная — или намеренно неправильная — композиция передает через фотографию творческий замысел автора.

 

Сюжетный центр и равновесие

У любой хорошей фотографии должен быть некий главный объект, иногда его называют смысловым или сюжетным центром. Это то, ради чего автор забирался в горы, преодолевал пустыни или просто отвлекался на время от веселья в кругу друзей, чтобы вынуть фотокамеру и нажать на кнопку. Этим центром могут быть «я на шашлыках», а может быть и заснеженная вершина, одинокое дерево, человеческое лицо или просто изящный изгиб линий в абстрактном натюрморте. 

В простых домашних фотографиях сюжетный и геометрический центр часто совпадают, то есть главный объект находится прямо по центру снимка. Такими карточками переполнены семейные альбомы, и листать их, а тем более рассматривать фотографии интересно только самым близким родственникам. Если фотограф стремится сделать что-то большее, чем снимок «я на фоне пирамид», то надо быть готовым к тому, что времени и сил придется потратить больше.

Перед тем как жать на кнопку затвора камеры, определитесь со смысловым центром и найдите его в окружающем пространстве, выделите мысленно, что является главным, самым интересным для вас. Возможно, сначала это будет непросто и придется поработать головой (ну, повертеть в разные стороны, осмотреться), но затем, по мере накопления опыта, ваш взгляд сам будет находить интересные сюжеты.

Идем далее. Существует очень старое и простое правило, позволяющее почти всегда добиваться успеха. Иногда его называют правилом третей. Оно позволяет гармонично сбалансировать изображение, придав ему динамику и визуальную естественность. В чем его смысл? Пространство кадра мысленно разбивается двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями на равные части. Из трех горизонтальных и трех вертикальных полос получается некая сетка с точками пересечения линий.

Наиболее важные элементы кадра рекомендуют располагать вдоль этих линий или же в точках их пересечения. Дело в том, что подобная асимметрия изображения воспринимается более естественно и во многих случаях позволяет эффективно использовать отрицательное пространство вокруг главного предмета.

Правило третей широко применяется в самых разных типах изображений. Например, в пейзажах линию горизонта часто располагают вдоль верхней или нижней линии третей, а рядом с одной из вертикальных линий отображают объект, к которому хотят привлечь внимание (дерево, здание и так далее).

При создании портретов лицо можно убрать от центра, чтобы избежать ненужного сходства с «фотографией из паспорта». Чтобы привлечь внимание к глазам, стоит выбрать такую композицию, чтобы один глаз располагался на одном из верхних пересечений условных линий.

На протяжении многих веков, для построения гармоничных композиций художники также пользуются понятием «Золотого сечения». Близкое понятие к правилу третей. Обнаружено, что определенные точки в картинной композиции автоматически привлекают внимание зрителя. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Нарисовав сетку, мы получили данные точки в местах пересечения линий.

$IMAGE8-left$Человек всегда акцентирует свое внимание на этих точках, независимо от формата кадра или картины.

Также существуют второстепенные линии, которые должны «вести» взгляд к сюжетному центру. Под второстепенными линиями могут пониматься не только конкретные линии, но и череда предметов или деталей, расположенных один за другим. Это и есть правило диагонали. Согласно правилу диагонали, важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий. Диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали.

Линейные элементы, например, дороги, водные пути, береговая черта, ограждения, установленные по диагонали, обычно делают пейзаж более динамичным, чем те, которые расположены горизонтально.

 

Равновесие на снимке — для чего оно?]

Композиция бывает уравновешенная или неуравновешенная. Что это значит? Представьте себе, что вы несете в одной руке тяжелую сумку. Ваше тело будет представлять собой неуравновешенную композицию. Взяв в другую руку такую же тяжелую сумку, вы сделаете композицию вашего тела уравновешенной.  Дело в том, что любая несбалансированная композиция выглядит случайной, а уравновешенная композиция гармонична, и кажется, что ни одно изменение невозможно. В равновесии важно все, даже направление движения объектов или их визуальный вес.

Самый простой способ уравновесить композицию — расположить объект съемки по центру изображения. Однако, как мы только что рассмотрели выше, это не самое удачное решение. Если сместить объект в сторону — равновесие нарушается. Одна часть снимка становится как бы тяжелее и визуально перевешивает другую. Кадр будто бы желает повернуться по часовой стрелке. 

Чтобы выправить неуравновешенную композицию, необходимо ввести в пустующую часть снимка какой-либо объект. При этом следует учесть, что в фотографии вес заменяется объемом (ГРИП), цветом или ассоциациями с тяжелыми или легкими предметами. Цвета, в которые окрашены объекты, также по-разному влияют на их изобразительный «вес»: красный и его оттенки тяжелее, чем голубой, яркие цвета тяжелее темных.

Также можно уравновешивать, с точки зрения композиции, фигуру модели за счет разнообразных движений. Если, например, модель делает жест рукой в одну сторону, то композиционно его можно уравновесить жестом ноги или поворотом головы в другую сторону. То есть жест в одну сторону любой части тела уравновешивается жестом в другую сторону руки, ноги, головы или изгибом корпуса.

Можно применить один из удивительнейших приемов композиции — развивающееся движение, которое уравновешивает снимок. Данный психологический эффект предполагает наличие свободного места в направлении движения или взгляда. Стоит только в кадре оставить свободное место там, куда развивается движение, композиция сразу выравнивается.

Кроме этого, развивающееся движение можно заменить направлением взгляда. Однако взгляды тоже бывают разные, и для них требуется разное свободное место на снимке. Спокойный, добродушный или полусонный взгляд требует немного свободной площади. А вот яростный, роковой, завлекающий—гораздо больше. Взгляд, направленный на себя, вообще не требует места.

Не стоит забывать и о психологии зрителя: например, человеческие лица с ярко выраженными эмоциональными состояниями, как магнит, притягивают наше внимание.

СОВЕТ. Перемещение слева направо нам кажется быстрее, чем справа налево, а объект, размещенный с правой стороны, весит больше, чем расположенный слева. Предмет, находящийся в верхней части кадра, «весит» больше, чем точно такой же предмет внизу кадра. Одинокий маленький элемент с краю кадра, расположенный вне основных линий, композиционно «весит» больше, чем большой объект, который находится по центру или расположен на оси, проходящей через центр композиции. Можно сказать, что действует правило «рычага»: чем дальше от центра равновесия — тем больше «вес» элемента в композиции.

 

Важный элемент — задний план. Наш взгляд избирателен, и часто неопытный фотограф видит лишь свой главный объект, но не замечает множества отвлекающих деталей на заднем плане или рядом с сюжетным центром. Очистите кадр от лишних деталей! Посмотрите вокруг и выберите подходящий фон. Возможно, эти проходящие случайные люди сейчас переместятся за край кадра. Ветки деревьев, что «растут» у людей из-за головы и мешают воспринимать объект, можно убрать, слегка сместившись в сторону, и т. д.

Вообще-то выбор заднего план — одна из основных задач фотографа, и если с выбором объекта у вас поначалу не возникало проблем, то фоном может быть все что угодно. Оглянитесь вокруг, возможно, эти кустики сзади не так хороши, как вам кажется, яркие цветы очень красивы, но отвлекают внимание, а ковер над диваном, где сидят гости, слишком пестрый (кстати, традиционная ошибка фотографов-любителей, как и мусорка на заднем плане). 

Фотокамера, в отличие от глаза, беспристрастно фиксирует все, и в результате на снимке вместо важного вам события или факта может получиться некий винегрет из второстепенных, незначительных и главное — отвлекающих деталей. Предметы фона не должны уводить взгляд от главного, и если ваш главный объект темный, то фон желательно выбрать светлее, и наоборот: светлый объект хорошо выделяется на темном фоне. При этом не надо забывать об экспозиционных поправках.

Перспектива. Фотография, на которой можно почувствовать глубину пространства, сразу привлекает внимание. Такие снимки выглядят лучше, их интересней рассматривать. Чередование планов — переднего, среднего и дальнего — придает фотографии естественность. 

Для туристических фотографий старайтесь выбрать фоном не слишком пестрые или яркие предметы, обратите внимание, как освещен задний план. Если ваш объект съемки находится в тени — фоном не должны быть ярко освещенные солнцем стены зданий или архитектурных памятников. Лучше, если фон будет несколько темнее главного объекта.

Постарайтесь мысленно распределить планы вашей композиции, обратите внимание, что кроме переднего плана объектив увидит объекты, находящиеся за вашим сюжетным центром и еще дальше на горизонте. Обращайте внимание на все пересекающиеся линии и предметы заднего плана. Очень часто намеренное манипулирование фоном используется фотографами как отдельный выразительный прием.

Ритм. Еще одно важное выразительное средство — ритм, то есть изображение на снимке однотипных деталей, фигур или силуэтов. Вся наша жизнь есть чередование дней и ночей, времен года, поэтому ритм помогает понять неслучайность выбора, а постепенное уменьшение одинаковых или похожих фигур — от больших на переднем плане к маленьким на дальнем — опять же подчеркивает перспективу. Большое количество предметов: домов, силуэтов, деревьев, со схожими или даже одинаковыми формами может сложиться в воображаемую линию, которая также приведет взгляд к сюжетному центру и придаст ему большее значение.

 

Композиционные ошибки начинающих фотографов

Каждый получает бесценный опыт, преодолевая трудности и неудачи. Все допускают ошибки. Именно это учит не наступать на те же грабли в будущем. Но, естественно, никто не хочет набивать шишки, поэтому правильнее всего учиться на чужих ошибках и пользоваться опытом профессионалов.

Рассмотрим типичные композиционные ошибки, которые допускали все, кто когда либо держал фотоаппарат в руках. Эти ошибки встречаются как у начинающих фотографов, так и у тех, кто имеет некоторый багаж знаний и опыта.

Обрезанные части людей или достопримечательностей. Чтобы правильно кадрировать снимок, нужно просто приноровиться к своему фотоаппарату и внимательно следить за тем, чтобы объект съемки попадал в кадр целиком.

Нарушение пропорций тела человека. Неправильный ракурс может исказить естественные пропорции тела. При съемке сверху, человек будет казаться с большой головой и короткими ногами. При съемке снизу всё будет наоборот. Если получение такого снимка не является вашей целью, следите за ракурсом и пропорциями.

Заваливание горизонта. Многие допускают ошибку, держа фотоаппарат во время съемки слегка наклоненным. Линия горизонта на снимках должна быть параллельна нижнему и верхнему краю снимка. Многие фотоаппараты могут отображать на экране сетку, которая помогает выравнивать кадр.

В кадре посторонний объект. Такая ошибка часто возникает из-за того, что кадр не выстроен. Перед тем, как делать фотографии, нужно продумать, что именно должно быть на снимке, оценить окружающее пространство.

Несбалансированная композиция. Неопытный фотограф не подозревает о существовании правил золотого сечения, третей, направляющих линий и т.д., и зачем их нужно знать — тем более. Расположение по центру кадра — пожалуй, самая известная и самая распространенная ошибка. В расположении объекта по центру нет ничего страшного, но такой кадр попросту скучен, в нем нет динамики, сюжета, движения. Конечно, иногда такая композиция оправданна.

Незамеченные детали на фоне. Портрет, на котором из уха модели торчит стрела башенного крана, а на макушке развевается флаг, имеют полное право на существование, более того, они оригинальны. Но во многих случаях это не та оригинальность, которой ты ждешь от снимка. Порой после съемки удивляешься, как это ты не заметил в видоискателе, что этот столб (мусорный бак, огрызок яблока,  бутылка, окурок…) очень портит кадр. Но уже поздно, и не все можно исправить с помощью редактора.

Пустая композиция. В кадре слишком много пустого места, не несущего никакой полезной информации. Взгляд зрителя мечется в этой пустоте, не зная на чем остановиться. Такой кадр напоминает знаменитую картину самого лучшего в мире Карлсона — «Очень одинокий красный петух».

Перегруженная композиция. В кадре очень много предметов — фотомусора, зачем они нужны — непонятно, но разнообразие порой впечатляет. Собственно объект съемки теряется на их фоне, удержать на нем внимание практически невозможно.

Существует еще множество ошибок, которые допускают фотографы, но чтобы начинать учиться правильной технике фотографирования, нужно запомнить основные правила, и всегда обращать внимание на мелочи.


Итоги занятия: композиция помогает фотографу правильно выстроить кадр, в соответствии с замыслом, через визуальные образы донести свою идею зрителю и фотографическим языком рассказать что-то об окружающем мире. Познакомились с основными правилами построения кадра и типичными ошибками начинающих фотографов.

Практическое задание. 

1. Практически во всех фотокамерах в видоискателе (на экране)  есть сетка, показывающая линии правила третей, и позволяет предварительно оценить правильность композиции, но чаще всего ошибочно отключается новичками. Включите отображение сетки. Используйте инструкцию к вашей камере.

2. Просмотрите ваши фото, снятые, например, в вашем крайнем отпуске. Оцените правильность их композиции, найдите ошибки. Перекадрируйте эти снимки в редакторе, если пространство на них позволяет, так, чтобы улучшить композиционное построение.

3. Какие ошибки при съемке размещенных ниже фотографий допустили авторы?

  Фото №1

 Фото №2

 Фото №3

И помните: надо знать законы композиции и соблюдать их, но без фанатизма: иногда их можно и нужно нарушать, иначе все снимки были бы похожи один на другой. 

 

Ваши вопросы по теме занятия и результаты выполнения практического задания мы ждем на форуме сайта.


В следующем уроке №7: Экипировка фотографа. Аксессуары. Что обязательно, что желательно, а что – лишнее? 

dphotoworld.net

1. Основы композиции. Вводная творческая работа (тестирование). — База знаний

Курс дизайна в Юниум. Длительность — 2 полугодия (1 год).
Курс дизайна в Ю — это второй этап в траектории развития творческого направления в Юниум, а для кого-то может стать отправной точкой в творческом развитии.Тем, кто только собирается учиться рисовать, стоит начинать именно отсюда. На занятиях можно ознакомиться с популярными художественными приемами, изучить законы построения изображения и освоить базовые законы рисования, при этом протестировав  разные материалы и техники, определиться с дальнейшими творческими планами. Но задания будут полезны и тем, кто уже имеет опыт создания рисунков — курс позволит обновить базовые знания и отработать все необходимые навыки на разнообразных упражнениях.

 

Нас будут ждать новые интересные темы, разные задания, работа в группах, небольшие проекты в завершении учебного года. Не обойтись и без творческих работ и небольших тестирований для понимания уровня развития в рамках курса и возможности его скорректировать.

Цель сегодняшнего занятия: За занятие изучить основные законы композиции и применить их на практике, создав творческую работу на формате А4.

Что нас ждет сегодня:

  1. Входная творческая работа (упражнение №2)
  2. Небольшое творческое тестирование.

Для того, чтобы понять, кто на каком уровне пришел на занятия в Юниум и составить индивидуальную траекторию развития внутри нашего курса.

Основы композиции.

Композиция — это расположение предметов в листе: какие предметы будут в работе, каких размеров, как они расположены друг относительно друга, и на каком формате. «Форматом» в живописи называют размеры и пропорции сторон того листа, холста и другой основы, на которой вы будете писать.

Композиция далеко не всегда символический, литературный рассказ. Она и не должна обязательно быть таковым. Часто композиция создана просто для удовольствия. Художнику может приносить удовольствие смотреть на ту композицию, что он создал. Он может создавать композицию только ради этого. Это похоже на музыку: иногда голосом пропевают слова, стараясь донести какой-то смысл, идею, а иногда — просто поют без слов, ради музыки. Если Вы научитесь чувствовать «музыку» картины, не ища в ней литературу, Вы откроете для себя живопись с новой стороны.

Умение составлять композиции- это тоже искусство. И также для овладения искусством компоновки- как способа создавать композицию, потребуется развитие композиционного видения, чутья, развитие чувства прекрасного. А основа прекрасного- это как вы думаете что? Конечно, вы уже поняли, это- гармония.

Как создать композицию?

  1. Определить задачи и цели
  2. Изучить натурную постановку и определить точку зрения
  3. Определить масштаб и характер предмета и правильно расположить лист бумаги
  4. Разместить и уравновесить предметы на плоскости листа
  5. Определить центр композиции . Вводим два понятия в рисунке- композиционный центр и зрительный центр: Зрительный центр — центр картинной плоскости. Композиционный центр это какой- либо основной главный предмет, вокруг которого располагаются второстепенные или вспомогательные предметы.  В зависимости от характера объекта изображения композиционный и зрительный центры должны быть или на незначительном расстоянии друг от друга, или совмещаться. Так достигается композиционная целостность. Именно по этому нужно выбирать правильно точку зрения, потому как главный предмет будет перемещаться относительно второстепенных при обзоре. Что касается предметов с падающими тенями, то композиционный центр в этом случае располагается примерно посередине, между предметом и тенью, в зависимости от освещенности предмета, контраста, и направления самой тени. При компоновке отдельных предметов с незначительными падающими тенями композиционный центр попадает на середину предмета.
  6. Построить предметы с учетом перспективы, пропорции и передача характера
  7. Выявление объема предметов

Завершение и обобщение работы над рисунком Задание №1

Составление небольших композиций в 6-ти квадратах размеров 10*10 см. Используется при этом геометрические фигуры  трех цветов (штриховка).

Законы композиции.

Закон целостности.

Целостность как явление, объединяющее элементы, части в единое целое, проявляется везде в природе и обществе и выступает как диалектический закон. Благодаря соблюдению первого закона композиции — закона целостности — произведение искусства воспринимается как единое и неделимое целое.

Сущность закона можно раскрыть, проанализировав основные его черты или свойства. Главная черта закона целостности — неделимость композиции означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей. Неделимость закладывается в композиции через нахождение художником так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения.

 

Закон контрастов.

Закон контрастов — один из основных законов композиции. Термин «контраст» обозначает резкую разницу, противоположность сторон.

Если не будет противоположностей, не будет контрастов, то не будет их борьбы и единства. Таким образом, без контрастов не может быть борьбы, а стало быть, и движения, изменения, развития. Значит, контрасты в глобальном значении этого понятия — это одно из главных, неотъемлемых условий зарождения, существования, развития материи, а значит, самой жизни.

Поскольку действие контрастов проявляется в законах и природы, и общества, то, безусловно, и во всех областях общественного сознания. В искусстве (в том числе и изобразительном), как одной из форм общественного сознания, также находит свое отражение действие контрастов.

Основными контрастами в изобразительном искусстве являются тоновой (светлотный) и цветовой природные контрасты. На их основе возникают и действуют другие виды контрастов — контрасты линий, форм, размеров, характеров, состояний, а также контрасты, связанные с идеями (контрасты идей, положений), контрасты в построении сюжета (контрасты в нахождении конструктивной идеи) и т. д. Контрасты являются законом композиции, они выражают собой борьбу противоположностей.Без контрастов нельзя создать не только произведения искусства, но даже простое. изображение. Без контрастов изображение сольется с фоном.Контрасты создают выразительность произведения искусства и поэтому выступают воздействующей силой композиции.Контрасты в композиции выступают как композиционная сила не только с точки зрения «механики» построения, т. е. построения композиции как какой-то структуры, но и с точки зрения творческого процесса создания художественных образов: большая часть творческого процесса создания художником произведения связана с определением характера контрастов.

Закон подчинённости

Закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу обязывает художника создавать свое произведение цельным по замыслу и воздействию на зрителя. В работе над произведением художник через композицию выражает то, что его заинтересовало, увлекло, показывает свое отношение к изображаемому, его понимание, т. е. дает нравственную и эстетическую оценку. Таким образом, все, что изображает художник, в особенности по воображению, становится художественным явлением лишь тогда, когда оно одухотворено идейным замыслом, реализованным через композицию. В противном случае это будет ремесленное, фотографическое копирование объектов реальной действительности. Этот закон требует учета соотношения объемов, цвета, света, тона и формы, а также передачи ритма и пластики, движения или состояния относительного покоя, симметрии или асимметрии.

Закон воздействия

Полностью закон формулируется как закон воздействия «рамы» на композицию изображения на плоскости. Предмет, изображенный на однородном поле близко к «раме», в результате привычки у зрителя к ощущению глубины картины (антиципации), вызванной наличием «рамы», воспринимается лежащим близко к плоскости «рамы» или даже частично слитым с ней. Предмет, расположенный не близко к «раме», и особенно в центральной зоне картины, воспринимается лежащим в глубине. Ровное плоское поле благодаря наличию «рамы» становится пространством, перспективно и метрически еще совершенно неопределенной.

Упражнение №2.

На формате А4 создать иллюстрацию. Эта работа должна иллюстрировать определенный момент фильма/кино/сериала/ТВ-передачи.

Этапы выполнения задания:

  • Мозговой штурм (определяемся с идеей)
  • Эскизирование (разработка 3 — 5 идей на небольших форматах)
  • Промежуточный просмотр, советы от ребят и преподавателя
  • Корректировка и работа в цвете

Тестирование общее, на знания, которые есть (5 минут). 

Отвечая на эти вопросы, не думай о правильности ответа. Здесь важно преподавателю понять, что ты уже знаешь на момент начала обучения, чтобы понять, каким образом строить твою траекторию развития внутри курса.

  1. Какие есть основные цвета, из которых смешиваются все остальные?
  2. Чем отличается натюрморт от пейзажа?
  3. Сколько голов укладывается в рост среднестатического взрослого человека?
  4. На твой взгляд, что такое стилизация?
  5. Чем отличается рисование мульт.персонажа от наброска человека с натуры?

 

 

learn.unium.ru

Нестандартный урок по ИЗО «Композиция. Основные законы композиции»

Тема: Композиция. Основные законы композиции.

Учитель ИЗО и черчения: Болтовская Наталья Александровна

Цели урока:

Образовательные:

  • расширить знания учащихся о приемах, средствах композиции,

  • познакомить учащихся с основами композиционного построения.

  • формировать умение выполнять тематическую композицию,

Развивающие:

  • развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету; внимание, трудолюбие, аккуратность.

 

Тип урока: урок обобщение

Методы: объяснение с демонстрацией, самостоятельная групповая работа, опрос.

Оборудование: Презентация на тему «Композиция». 

План урока

  1. Организационный момент

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Повторение пройденного материала.

Объявление темы урока.

Повторение материала, закрепление.

3. Практическая работа

4. Завершение урока 

Выставка и анализ работ.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Повторение пройденного материала.

 Объявление темы урока.

Сегодня на уроке мы вспомним, какими композиционными приемами пользуются художники при создании своих произведений.

Повторение материала, закрепление.

На предыдущих уроках мы с вами говорили о законах композиции. Сегодня нам предстоит обобщить наши знания, научиться использовать законы композиции на практике.

Для этого мы с вами отправимся в путешествие в страну «Рисованию». Сделаем остановку в увлекательном городе «Композиция», осмотрим достопримечательности этого города, изучим основные законы и правила жителей этого городка. Жители города Композиция очень любят рисовать и украшать свои дома и предметы быта. Но делают они это, строго соблюдая необходимые правила, поэтому, созданные ими композиции выглядят потрясающе.

Итак, что же это за город «Композиция»?

Композиция (от лат.compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. (Слайд №2)

 Работа художника над произведением начинается с замысла. Путь от замысла до его воплощения часто очень долог, иногда он занимает годы и десятилетия. Художник ищет форму, которая лучше всего выражала бы его идею. Делается немало набросков, в которых осуществляется поиск точки зрения, высоты горизонта, размещения предметов, смыслового центра картины. Вот мы с вами и подошли к одной из достопримечательностей нашего городка — Композиционный центр.

  Композиционный центр – главный ведущий элемент композиции, организующий все ее части. Обычно он является и смысловым центром картины, рисунка и выделяется с помощью различных средств: размером, цветом, освещением, местоположением. (Слайд №3)

Для создания своих произведений художники пользуются специальными художественными приемами, способствующими раскрытию содержания работы. Называются они законами композиции.

 Законы композиции применяются для всех художественных произведений искусства. Если нарушается один из законов — нарушается гармония. В нашем городе существуют три основных закона композиции: закон целостности, равновесия, соподчинения. (Слайд № 4)

Закон целостности: объединение элементов, частей в единое целое. Цельное произведение – это законченное произведение, в нем ни хочется ничего добавить и убрать.

Закон соподчинения: подчинение всех элементов изображения доминанте (главному элементу в композиции).

Закон равновесия: такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой.

Теперь я предлагаю познакомиться с правилами и приемами нашего города «Композиция».

Правила и приемы композиции (Слайд №5):

Симметрия — равномерное размещение элементов по оси, делящее пространство на равные части.

В симметричной композиции расположение элементов относительно оси должно быть одинаковое. (Слайд №6)

— Симметрично построенная композиция встречается во многих произведениях, назовем наиболее известные: “Тайная вечеря”, “Мадонна в гроте” Леонардо да Винчи, “Сикстинская мадонна” Рафаэль, в русском искусстве – “Богатыри” Виктора Васнецова. (Слайд №7)

Асимметрия — неравномерное размещение элементов при сохранении общего равновесия.

— В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины неуравновешенны.

Динамичная композиция — композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.(Слайд №8)

Ощущение движения /динамику/ можно усилить резкой сменой направления форм, линий, пятен – от горизонтальных, вертикальных к диагональным и даже спиральным. (Слайд №9)

Динамика встречается в произведениях изобразительного искусства в пейзаже, анималистическом жанре. (Слайд №10)

Статичная композиция(статика в композиции) — создает впечатление неподвижности, покоя.

— Статику можно встретить в произведениях искусства в таких как пейзаж, портрет, натюрморт. (Слайд № 11)

— Как правило, статика и динамика неразрывно взаимосвязаны, дополняют, или усиливают друг друга, в результате работа в целом выигрывает.

Ритм — это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. (Слайд №12)

Ритм окружает нас повсюду: в природе это – смена временен года, смена дня и ночи. Так и в композиции всегда существует определенный ритм. Он может быть упорядоченным и хаотичным, но всегда присутствует в композиции. (Слайд №13)

Контраст (фр. ) — противопоставление в композиции (по цвету, фактуре, по форме, по размеру и т. д). (Слайд №14)

Противопоставление маленького большому, темного – светлому, теплого – холодному, и т.д. и т.п..
      Контраст – очень выразительное средство композиции. Контрастные фигуры обычно усиливают друг друга. Прием контраста довольно часто используется в композиции.(Слайд № 15)

Самый простой пример контраста – это черный и белый цвет.

Мы с вами вспомнили основные правила и законы города «Композиция».

Дальше вам, ребята, предстоит создать свою декоративную композицию.

Последовательность создания декоративной композиции(Слайд №16):

1 этап

Замысел

Поиски композиционного решения

Цветовое решение

2 этап

Разработка элементов. 

3 этап

Выполнение основной работы. 

Если мы внимательно посмотрим на произведение искусства, то можем увидеть, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, круг, овал и т.д.

Мы начнем изучение закономерностей композиции с расположения простейших элементов на плоскости.

Физминутка (Слайд № 17)

На сегодняшнем уроке мы попробуем создать декоративные композиции из цветной бумаги, соблюдая законы и приемы, изученные на уроке. Работать вы будете небольшими группами. Нам нужно создать 5 команд. Каждой команде я выдам конверт с заданием. Вы должны за определенное время выполнить композицию. Заранее определите, кто из вашей группы будет работать устно – это будут капитаны команд, а кто практически. По окончанию урока, вы презентуете свои работы с кратким описанием приемов композиции.

3. Практическая работа(Слайд № 18)

Создание декоративной композиции из цветной бумаги.

    1. Ритм

    2. Симметрия

    3. Асимметрия

    4. Динамика

    5. Статика

Приступайте к практической работе. Капитаны команд, внимание на доску!

Езли вы знаете ответ, поднимайте руку – после ответа получаете определенное количество баллов.

  1. Назовите основные приемы композиции, которые использует художник для достижения образной выразительности, коротко их охарактеризуйте. (Слайд №19)

  2. Найдите среди представленных репродукций картин ту, в которой наиболее ярко используется контраст, расскажите о возможностях этого средства. (Слайд №20)

  3. Найдите среди представленных репродукций картин ту, в которой наиболее ярко используется ритм, расскажите о возможностях этого средства. (Слайд № 21)

  4. Найдите среди представленных репродукций картин ту, в которой наиболее ярко используется динамика, расскажите о возможностях этого средства. (Слайд №22)

  5. Найдите среди представленных репродукций картин ту, в которой наиболее ярко используется статика, расскажите о возможностях этого средства. (Слайд № 23)

  6. Найдите среди представленных репродукций картин ту, в которой наиболее ярко используется симметрия, расскажите о возможностях этого средства. (Слайд № 24)

  7. Найдите среди представленных репродукций картин ту, в которой наиболее ярко используется асимметрия, расскажите о возможностях этого средства. (Слайд №25)

  8. Внимательно рассмотрите репродукции картин Рафаэля «Обручение Марии», К. Петрова-Водкина «Купание красного коня», К. Коровина «Зимой», Н. Ге «Тайная вечеря» и назовите, с помощью каких средств художники выделяют сюжетно-композиционный центр. (Слайд № 26)

4. Завершение урока 

Выставка и анализ работ.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

С какими основными понятиями мы сегодня познакомились?

Кому  сегодня понравился наш урок. А чем именно? Что нового вы узнали на нашем уроке? Кто доволен своей работой?

Закончите фразы: (Слайд №27)

у меня получилось …

 я смог…

 меня удивило…

 мне захотелось…

infourok.ru

Уроки композиции. Статика и динамика.

Продолжение.
Начало по порядку читать и смотреть тут:
1 тема: Равновесие
2 тема: Контраст
3 тема: Нюанс    
4 тема: Ритм.

      Статика и динамика.
      Сначала несколько слов о статике. Статика — это неподвижность. Иногда бывает нужно передать в композиции именно статичность, устойчивость, некое спокойствие и т.п.. Обычно в таких композициях используются только вертикали и горизонтали. Но, таких композиций, где полностью бы отсутствовало какое-либо движение встречается не так уж много. Поэтому на этом мы остановимся и перейдем к теме «Движение».
      Движение или динамика.
      Очень интересная и очень объемная тема. Что мы подразумеваем под словом «движение»?
Во-первых, самое просто и понятное – это изображение чего-то или кого-то движущегося, например: человека, животного, птицы, автомобиля и т.п.. Или изображение стихий природы: наклонившиеся под ветром деревья, волны на воде и т.п. .
      И во-вторых, под «движением» в композиции мы понимаем движение глаз зрителя. Рассматривая картину (композицию) глаза движутся по определенным линиям (направлениям). Даже если в картине (композиции) нет изображения ни одного движущегося элемента, «движение» в ней все равно может присутствовать.
Если художник хорошо продумал свою композицию, то он как-бы руководит зрителем, направляет его взгляд от одного элемента, к другому. И глаза, рассматривая изображение, движутся в соответствии с замыслом автора композиции. Художник привлекает зрителя, приглашает его рассматривать свое произведение. Его задача: остановить (удивить), задержать внимание, привлечь к своей композиции (картине и т.п.). Взгляд движется по фигурам, линиям и пятнам, по ритмично выстроенным вертикалям, диагоналям и горизонталям.
      Приемы и способы передачи «движения».
Обычно, передать движение помогает диагональная линия. Чаще всего эта линия как-бы направлена с правого верхнего угла в левый нижний. Либо по прямой, либо по «эс-образной» линии.
Вот, примерно так.

      Почему таким образом? Некоторые отрицают эффект передачи движения именно в этом направлении. Движение можно передавать и в обратном направлении (в зависимости от замысла и многих других элементов, из которых и состоит композиция) и это правда. Мне думается, что именно такое направление используется чаще просто потому, что в этом направлении диагональ гораздо легче провести. Правда, возможно, это верно только для правшей(?). Попробуйте, провести диагональ в противоположном направлении. Вот так.

Если одну линию провести не составляет труда, то провести их много раз в таком направлении гораздо труднее, чем в противоположном (справа налево и сверху вниз).

Несколько примеров по организации движения в композиции.
Рис. 1.

      Если изображение фигурки, которая движется, расположить очень близко к краю листа — как на рис. 1, то фигурка будет как-бы выходить из него. И глаз зрителя, двигаясь в этом направлении, будет стараться тоже пойти вслед за ней. И на этом рассматривание композиции закончится. Зритель перейдет к следующей работе.

Рис. 2.

      Таким образом, если мы хотим задержать зрителя, то фигурку лучше развернуть в противоположную сторону. Направить как-бы вглубь листа (композиции). 

Рис. 3.

    Или, взгляд можно вернуть обратно каким-то другим элементом (фигурой, пятном)- таким же ярким по смыслу или просто изобразительно ярким цветом, тоном и т.п.. В любом случае, фигуру лучше не располагать у самого края, надо оставить достаточно места до конца листа. Вот примерно так. Взгляд теперь имеет возможность возвращаться и какое-то время рассматривать изображение, а не уходить вслед за фигуркой 

     Движение в пейзаже.
      Часто в пейзажах встречается изображение дороги в центральной перспективе, по диагонали или эс-образной линией. Такой элемент сразу придает пейзажу динамику и глубину пространства.
      Движение в натюрморте.
      Здесь можно говорить о диагонально расположенных предметах. Они помогают направлять взгляд зрителя от одного элемента к другому.
      Движение в сюжетной композиции.
      Вот здесь уже больше разнообразия в способах передачи движения. Здесь и фигуры, и окружая их среда подчиняются правилам динамики и статики.
      
      Задание.

      Опираясь на уже знакомые нам понятия: «цельность», «контраст» (нюанс) и «ритм» придумать композицию, где было бы какое-то «движение».
      1). Абстрактная композиция из геометрических фигур. Движение можно организовать по любым направлениям (по кругу, к центру, или из центра, по диагонали и т.п.)
      2). Пейзаж с дорогой, используя перспективу, диагональ или эс-образную линию.
      3). Натюрморт из 3-4 х предметов.
      4). Закомпоновать две — три фигуры взаимосвязанные между собой. На свободную тему (спорт, труд, отдых, работа, дети, семья и т.п.).

      Итак, что важно запомнить, по этой теме, на мой взгляд? Это — использование диагоналей. Композиция становится более динамичной, в ней появляется движение тогда, когда появляются диагональные направления. Ритм диагональных направлений придает активность композиции.
      *Использованные в тексте рисунки служат для иллюстрации к тексту и не являются примером для подражания 🙂

fontanka167.livejournal.com

Учебно-методический материал по теме: открытый урок по композиции

Открытый урок по композиции с учащимися 6 классов

преподавателя изобразительного отделения Агошковой М.А.

Тема: «Влияние замысла рисунка на выбор технических средств и материалов при работе над пейзажем».

Цель: применение различных художественных материалов и технических приемов исполнения, их выразительных возможностей, необходимых для воплощения художественного замысла.

Задачи:

— научить самостоятельно подбирать  художественные материалы, наиболее выразительные технические средства для воплощения  художественного замысла;

 — развивать творческую активность, эстетический вкус;

— формировать поисковую деятельность, самостоятельное продуктивное мышление;

— воспитывать способность созерцания, любования окружающим миром.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: диалогический, репродуктивный, эврический.

Приемы преподавания: беседа, объяснение, постановка вопросов, демонстрация.

Форма работы: индивидуальная.

Зрительный ряд: репродукции картин, работы из фонда школы, работы преподавателя, видеоряд  художественных произведений В. Ван Гога, П.Гогена, И.И. Левитана, В.Д. Поленова.

Материалы для работы: материалы по выбору (бумага, тонированная бумага, акварельная бумага, акварель или гуашь, карандаши разной твердости, акварельные  или цветные карандаши, гелевая ручка, кисти, палитра).

План урока.

  1. Организационный момент.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

  1. Вводная беседа.

Организация познавательной активности класса, подготовка их к усвоению нового материала.

  1. Актуализация опорных знаний.

Объявление темы  и цели урока.

  1. Введение нового материала.

Дать учащимся конкретное представление о различных художественных материалах, технических приемов исполнения.

  1. Самостоятельная работа учащихся.

Задание выполняется по заранее выполненному рисунку композиции. Главный акцент делается на умении подбора художественных материалов, технических приемов исполнения, которые наиболее ярко и выразительно раскроют авторский замысел, передадут настроение, состояние изображаемого мотива или сюжета.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

-контроль организации рабочих мест;

-контроль правильности выполнения приемов работы;

-оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

— контроль объема и качества выполненной работы.

  1. Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления изученного материала.

Демонстрация. Анализ и оценка работ учащихся.

  1. Домашнее задание.

                                                      Ход урока.

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

  1. Вступительное слово.

       Наш урок я начну со слов Е.А. Кибрика: « Легенда о сотворении мира – это легенда о художнике, создающем свое произведение. Перед ним чистый лит бумаги, он начинает с того, что проводит линию и появляется горизонт, отделяющий небо от земли. Затем он создает среду- пейзаж, деревья, поля, леса, дома и т.д.».

      Изображение-это язык художника. Это умение различными художественными материалами создавать иллюзию пространства, передавать красоту окружающего мира.

     В начале учебного года мы с вами выполняли работы на пленере.

Учитель . Скажите мне пожалуйста, чем отличается пленэр от работы в классе?

Пленэр проходит на улице, где у нас есть возможность наблюдать изменения,  которые происходят в состоянии природы- эффекты освещения, колористические особенности, неожиданные композиционные решения изображаемого природного мотива .Мы понимаем, что в искусстве нет ничего случайного, что настоящие художники учатся у природы, она их главный учитель и вдохновитель.

      Работая над произведением, художник преобразует реальную натуру соответственно своему настроению, видению, творит новую реальность, создавая художественный образ, на основе существующего мотива, он переводит воспринимаемую действительность на условный язык изображения, используя в работе такие выразительные средства и техники изображения, которые наиболее ярко и точно раскрывают авторский замысел.

 Давайте рассмотрим возможности художественных материалов на примере представленных работ выполненных учащимися нашей школы.

Что объединяет эти работы? На всех работах изображен пейзаж.

Давайте подумаем, какое настроение выражает та или иная работа.

 Что помогло юным художникам передать  различное настроение в этих работах? Различные материалы и техники исполнения.

         Работы юных художников передают незабываемые впечатления от пленэра. Акварельная работа Халевиной Анны максимально точно передает  состояние города расположенного на берегу моря в технике лессировки. Лессировка — многослойная живопись по предварительно просохшему слою краски, с постепенным усилением цвета. Лессировки применяют в живописи для придания  цвету новых цветовых оттенков, а также для усиления или приглушения цвета.  В Аниной работе первые планы написаны разнообразным мазком, а дальние планы прописаны прозрачно и мягко, они создают иллюзию пространства.

Этюд  Доставаловой Насти выполнен также акварелью, но в  технике «по – сырому». В этой технике рисовать очень увлекательно. Одно из удовольствий этой техники — ее непредсказуемость. Когда вы наносите краску на влажную поверхность листа, она начинает растекаться, смешиваться с другими цветами и  это создает поразительные эффекты. Техника «по – сырому» может создать очаровательную мягкость и по этой причине часто используется в пейзаже. В этой технике Насте удалось создать атмосферу раннего туманного утра .

Работа Анны Мыц выполнена гуашью. Яркие, сочные цвета, передают настроение солнечного дня. Гладь воды прописана мелкими мазками, создавая иллюзию движения легких волн, покачивающих лодки  у берега. Небо написано с легкой размывкой, на горизонте став почти прозрачным.

 Как видите, замысел рисунка влияет на выбор художественных материалов и технику исполнения. Технические применения не должны ограничиваться однообразием, ими надо варьировать, в зависимости от образа.

Тема нашего урока: «Влияние замысла рисунка на выбор технических средств и материалов при работе над пейзажем». Сегодня вы будете выполнять пейзаж на основе пленэрных впечатлений. Ваша задача самостоятельно выбрать наиболее выразительные технические средства  и материалы для воплощения   вашего художественного замысла.

Что же такое «техника»? «Техника» — в изобразительном искусстве совокупность специальных навыков и приемов, посредством которых выполняется художественное произведение, умение пользоваться возможностями художественных материалов и инструментами. Технические средства не остаются нейтральными к содержанию, а напротив подчинены идейно- художественному замыслу произведения. 

 Выполняя  графические работы какие мы применяем выразительные средства?

Это линия, штрих, пятно, точка.

Линия — мобильный изобразительный язык, предельно лаконичный , обладающий пластической выразительностью. Линии присуща экспрессия, определенной степени сила и энергия. Она выражает то или иное настроение, переживания. Многообразие характера линий бесконечно. Линия не только выражает содержание того что изображено, но и чувства, отношение художника к изображаемому.

Штрих моделирует форму, вносит в рисунок светотеневую градацию. Штрих также многообразен.  Рассматривая графические работы Винсента Ван Гога, поражаешься его эмоциональному напряжению, внутренней энергии, с какой художник передает все богатство мира. Штрих в рисунке меняет характер в зависимости от изображаемого предмета, то он как кружево, то сменяется точками, создавая музыкальный ритм в листе,  передавая свою неповторимую атмосферу.

    Тональное пятно  в рисунке помогает выявить массу, тональную градацию пространственных планов. Тональное пятно как линия и штрих, связано с передачей состояния, настроения, освещения, определенного эффекта.

Очень часто художники выполняют работы на тонированной бумаге.  До середины 19 века стандартной практикой живописи и рисунка была работа на тонированной бумаге или холсте. Тон бумаги или холста обеспечивает средний тон, от этого картина собирается или объединяется, поскольку соединяются серией цветовых связок. Выполняя работы пастелью  или углем, мы также берем тонированную бумагу для пастели с шероховатой поверхностью, которая предотвращает скольжение мелка по поверхности бумаги. Цвет бумаги задает общий настрой, колорит работе.

     Пользуясь мелком по – разному , можно оставлять на бумаге разные следы. Тональные штрихи создаются, если положить мелок плашмя на бумагу. Более тонкие штрихи делаются острым краем мелка. Не стоит сильно нажимать на мелок , создавая яркий, насыщенный цвет. Его следует формировать слой за слоем. Интересен в этой технике прием растирки красочного слоя. Он придает работе мягкость, лиричность.

    Эдгар Дега (1834-1917)  принадлежал к направлению, которое в искусстве получило название « импрессионизм» ( от французкого — « впечатление»).  Художники импрессионисты  ярко выразили себя в живописи. Э. Дега был исключением. Графика заняла в его творчестве  едва ли не главное место. Он много рисовал углем, карандашом, но виртуознее всего работал в технике пастели. Очень часто в этой технике для работы применяется тонированная пастельная бумага, которая создает определенный колорит. Техника пастели позволила Дега совместить живопись с графикой. Рассматривая «Урок танца», «Голубые танцовщицы», «Звезда, или балерина на сцене» восхищаешься  владением материала. Художнику важно было показать движение тел в пространстве, неожиданные ракурсы, эффекты искусственного освещения сцены, праздничные иллюминации парижских кафе и бульваров. Тающие, неопределенные линии и пятна  пастели лишают фигуры неподвижности, те словно оживают, готовые к движению.

   Цветные карандаши способны не только дать эффект своеобразных цветовых сочетаний, но и передать объем. Материал, пространство, состояние. Ими можно добиться неповторимого звучания рисунка. Смешение цветов всегда создает оптический эффект наложения одного прозрачного цвета на другой прозрачный. В результате мы получаем оттенки цвета.

     В 17 веке художники использовали с непревзайденным мастерством сочетание линии и размывки, получались невероятно экспрессивные рисунки. Этот способ изображения сочетает  в себе линейные элементы с размывкой акварели, но он столь же эффективен при нанесении тонов в монохромном рисунке.

Выполняя живописные работы мы также применяем средства выразительности.

Учитель. Назовите мне их.

Это цвет, мазок, техники исполнения « ала — прима», «лессировка», « по — сырому».

Работая живописными материалами — цветом мы можем создать  любое настроение, передать глубину пространства. Цвет сам по себе – ничто, если он не соответствует сюжету и не усиливает воздействие картины на воображение. Эмоциональная выразительность живописного произведения в значительной степени достигается техникой письма, заключающейся в характере мазка, который может быть густым, прозрачным, воздушным, положенным на плоскость в различных направлениях.

 Любой материал для живописи может служить интересам художника.

. Винсент Ван Гог (1853-1890) – голландский живописец наносил на холст краску таким образом, что на картине оставались следы мазков от кисти — ритмичные, смелые, выразительные. Такая техника, получившая название « импасто», помогала художнику добиться богатой фактуры, передать настроение, ощущения счастья, которые он испытывал от рисования

Объединение « Мир искусства» возникло  в Петербурге в 1898г., в него вошли молодые художники А. Н Бенуа, Л.С Бакст, К.А Сомов, Е.Е Ленсере.В этом обществе царила графика- небольшие акварели, гуаши, работы выполненные в смешанной технике, графические рисунки. Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) был одним из самых ярких представителей «Мира искусства»: живописцем, графиком, театральным оформителем. А. Бенуа нашел одну из главных тем своего творчества- Версаль, которым он был просто очарован. Бенуа создал цикл работ « Последние прогулки Людовика 14» с использованием смешанной техники акварели, пастели и гуаши. В работе «Последняя прогулка короля» художник мастерски передает серебристый колорит мягких зимних сумерек, в которых яркими красочными аккордами выделяются нарядные фигуры  короля в сопровождении свиты.На протяжении долгих лет А. Бенуа работал над иллюстрациями  к поэме А.С. Пушкина  «Медный всадник». Эти иллюстрации стали его вершиной творчества. Рисунки , выполненные черной акварелью, поражают точным и глубоким проникновением в стиль пушкинской эпохи. Особенно выразительна по драматургии сцена, где зловещий «Медный всадник» скачет за бедным безумцем, и его огромная тень нависает над несчастным убегающим.

Просматривается видеоряд  художественных произведений с комментарием.

 Просмотрев работы, мы можем сказать, что все художники имеют свой, только им присущий взгляд на изображение, свой творческий почерк.

 5. Самостоятельная работа учащихся

        Каждый натурный этюд, зарисовка всегда согреты индивидуальными переживаниями, чувствами и размышлениями, так как эти минуты прожиты в контексте с окружающей нас природой. Рассматривая свои этюды, вы можете ощутить дуновение ветра, утреннюю свежесть, прохладу, прикосновение ласкового солнышка, услышать шорох листьев.   Накопив достаточно впечатлений и  вдохновившись красотой, поэтичностью осени мы можем приступить к выполнению пейзажного мотива,  представляя его в конкретном изобразительном материале, применяя различные технические приемы. « Техника-это язык художника; развивайте ее неустанно, до виртуозности. Без нее вы никогда не сумеете рассказать людям свои мечтания, свои переживания, увиденную вами красоту»,- говорил П.П. Чистяков.

Постарайтесь свои чувства донести до зрителя.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

-контроль организации рабочих мест;

-контроль правильности выполнения приемов работы;

-оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

— контроль объема и качества выполненной работы.

Основные требования к работе:

— самостоятельно подобрать художественный материал и технику исполнения, которые наиболее точно передадут определенное настроение, состояние, раскроют авторский замысел;

— оригинальность исполнения;

— гармоничное сочетание техник;

-цельность изображения, общая выразительность.

6. Подведение итогов урока.

Выставка и анализ выполненных работ.

Заключительное слово учителя.

Осень – прекрасное время года. 

nsportal.ru

Открытый урок по теме «Композиция»

МОУ Семеновская СОШ

открытый урок по ИЗО в 6 классе


Подготовила: Суртаева Виктория Ивановна

2018-2019 учебный год

Поурочный план урока по изобразительному искусству

Уроки изобразительного искусства – это, прежде всего уроки творчества, помогающие детям развивать воображение, мелкую моторику рук, глазомер, цветовое восприятие окружающего мира. Рисование для ребёнка своеобразная реализация своего видения мира. По готовой работе учителю нетрудно определить душевное состояние ученика. Но так как в учебном плане этот предмет занимает всего 1 час, то необходимо использовать все возможности, чтобы урок превратился в сказку, в путешествие, дать эмоциональный толчок к самовыражению через рисунок.

Тема урока: Композиция

Вид занятия: Рисование по представлению по памяти.

6 класс

Метод: Интегрированный урок с применением интерактивных форм обучения.

Место проведения: Учебный класс.

Время: 40 минут.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Цель: дать понятие термина «композиция»; познакомить учащихся с правилами компоновки рисунка на листе; учить размещать рисунок на листе так, чтобы он выглядел выразительно, правильно выбирать формат листа; развивать пространственные представления; воспитывать интерес к предмету.

Обучающая ознакомить с новыми возможностями художественных техник, рисование по представлению.

Развивающая развивать у учеников художественную речь, способствовать развитию самостоятельности, развитие фантастических способностей и умение работать в проблемной ситуации, развитие зрительной памяти,.

Воспитательнаявоспитывать интерес к изобразительному искусству, дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду.

План урока:

  • Организационный момент

  • Изучение нового материала

  • Практическая работа

  • Домашнее задание

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.


Добрый день. Я рада всех вас приветствовать на этом уроке. Сегодня урок немного необычный, у нас присутствуют гости, поэтому, чтобы потом не возникло недоразумений, проверьте в начале урока, всё ли у вас есть на парте.

2. Сообщение темы урока

Учитель. На каждом уроке изобразительного искусства мы с вами знакомимся с каким-либо правилом рисования.

Одни из них мы используем при работе карандашом, другие – с акварельными красками. Но сегодня мы познакомимся с некоторыми правилами, которые применяются при выполнении работ почти всех видов, знание которых абсолютно необходимо для выполнения грамотного рисунка.

3.Постановка проблемы.

Учитель. Представьте себе такую картину. У вас два метра ткани, и вам нужно вырезать носовой платок. Как вы это сделаете? В эксперименте заменим ткань полоской бумаги.

Вырежьте из нее квадрат, а затем мы обсудим результат эксперимента.

(Вероятней всего, ученик вырежет квадрат или в центре листа, или ближе к краю, но посередине и т. д. В результате обсуждения выясняем, что в таком случае пропадет весь кусок ткани, так как из него уже большой вещи не сошьешь.)

Вот так может быть и в рисунке. Посмотрите на таблицу «Компоновка на листе».

Что вы можете сказать о рисунке г)?

Ученик. Рисунок очень маленький, а нарисован на большом листе. В результате большая часть листа пустая. А рисунок б), наоборот, очень большой для листа такого размера. Наиболее правильно расположен рисунок в).

4.Сообщение теоретических сведений.

1. Определение термина «к о м п о з и ц и я».

Учитель. Вы убедились, насколько важно уметь правильно размещать на листе бумаги изображаемые предметы. Теперь определим понятие «композиция».

Термин «композиция» (от лат. compositio) обозначает сочинение, составление, сопоставление, соединение частей рисунка в единое целое в определенном порядке.

Поскольку слово «композиция» обозначает процесс сочинения, то применительно к изобразительному искусству это есть процесс сочинения художественного произведения, составление его частей.

Если художник просто механически перенесет на холст или бумагу увиденное явление или событие, то, вероятней всего, картина в этом случае будет невыразительна. Недаром живописцами делается немало набросков, зарисовок, прежде чем они начнут работу над произведением.

Вот, например, как великий русский художник, непревзойденный мастер композиции В. И. Суриков работал над историческим полотном «Боярыня Морозова». Очень долгое время ему не удавалось передать движение саней.

Для того чтобы решить эту проблему, ему требовалось определить нужный формат, и он неоднократно прибавлял, пришивал холст. «Не идет у меня лошадь, да и только, – писал об этом Суриков. – Наконец, прибавил последний кусок – и лошадь пошла…

5.Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Зная правила работы над рисунком, нарисуем сегодня…

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

Кто это? Ну, конечно, бабочка. Вот ее-то мы и нарисуем.

Сначала мы определим форму предмета. Как видите, бабочка имеет сложную форму, но ее можно вписать в прямоугольник.

Разместим этот прямоугольник на листе бумаги в соответствии с правилами компоновки и проведем осевую линию. Проверим композицию.

После этого начинаем детально прорисовывать бабочку.

И, только проработав форму, мы можем приступить к работе красками.

6.Практическая работа.

Задание: выполнить рисунок, изображающий бабочку (карандаш, акварель, гуашь).

7.Ф и з к у л ь т м и н у т к а(видео)

8.Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

2. Беседа с учащимися по вопросам:

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что означает слово композиция?

– Зачем нужно знать правила построения композиции?

– Оцените свою работу. Правильно ли у вас скомпонован рисунок?

3. Выставление оценок.

9.Сейчас все откроем дневники и запишем домашнее задание

Домашнее задание: оформить в тетради раздел «Композиция»

multiurok.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *