Уроки по композиции – Уроки композиции | Artstudi.ru Художественная студия

Содержание

Приемы композиции в рисунке и живописи

Некоторые приёмы композиции в рисунке и живописи, конспект

  1. Если объект (предмет, группа предметов, голова человека и т.п.) расположен выше середины, то композиция будет в равновесии, а если ниже середины, то она будет «тянуть» лист вниз. Поэтому чаще всего натюрморты и портреты рисуют с бОльшим свободным пространством внизу, чем наверху.
  2. Обычно не стоит компоновать так, чтобы предметам было тесно в листе или они были микроскопическими объектами посреди белой пустоши.*
  3. Если один предмет перекрывает второй предмет, то выглядывающий кусочек второго предмета должен позволять легко угадать, что это за предмет. То же самое с краем листа. Предмет не должен обрезаться краем листа так, чтобы по оставшемуся кусочку невозможно было понять, что это за предмет.*
  4. Не стоит делать тени от объекта, которого мы не видим.*
  5. Избегайте случайных «касаний» предметов краев картины. Как композиционно, так и с учетом того, что рама прикроет часть работы.
  6. Перед лицом на портрете обычно оставляют больше пространства, чем за затылком, чтобы у изображённого человека оставалось пространство для взгляда.
  7. Когда Вы изображаете пространство с большим количеством объектов, которые расположены случайным образом (например, цветы в поле), то они не должны группироваться вдоль краёв листа. Они должны продолжаться за краями. Забудьте о краях и рисуйте так, будто Вы «проявляете» на листе цельное пространство, которое простирается за границы листа. Смело «обрезайте» объекты краями листа, выводите их за края листа.
  8.  Если Вы рисуете группу предметов (например, натюрморт), то сначала намечайте все предметы как одну большую массу, потом отдельные предметы в ней, и только потом уже переходите к прорисовки деталей.
  9.  Не обязательно помещать объекты целиком в лист. Но если Вы обрезаете объекты краями листа, нужно обрезать обдуманно, подумав, на чём Вы хотите сосредоточить внимание зрителя.
  10. Постоянно спрашивайте себя: «Какие ощущения вызывает у меня эта композиция? Что я чувствую? Как мне?». Приёмы помогают, но нельзя действовать по одним только алгоритмам. Необходимо научится чувствовать, чтобы потом осознанно использовать композицию и отходить от правил, в зависимости от задач картины.

2* Так стоит делать только если Вы специально хотите подчеркнуть тесноту, душность, или крошечность объекта.

3* Если Вы не хотите специально заставить зрителя угадывать

4* Если это не специально

Некоторые приёмы композиции в рисунке и живописи2016-10-182017-09-23https://daniil-belov.com/wp-content/uploads/2015/11/Artist-Daniil-Belov-site-or.pngArtist Daniil Belovhttps://www.daniil-belov.com/wp-content/uploads/2016/10/priyomy-kompozitsiya-risunok-zhivopis-hudozhestvennye-uchimsya.jpg200px200px

www.daniil-belov.com

Методическое пособие по станковой композиции

Этапы работы на композицией:

  1. Определить содержание сюжетно-изобразительной основы произведения.
  2. Разработать в эскизах структурно-композиционное решение темы.
  3. Изучить литературные и музейные материалы.
  4. Сделать натурные рисунки и этюды в соответствии с поставленной темой.
  5. Найти цветовое решение темы в эскизах.
  6. Подготовить картон.
  7. Выполнить в выбранном материале.

Предмет композиции

«Композиция» в переводе с латинского compositio обозначает сочинение, составление, расположение.

Сочетание отдельных частей, сложение элементов в определенном порядке, их взаимосвязь, переходящую в гармонию целого, мы наблюдаем в растительном и животном мире. Например, каждое растение состоит из частей, вместе они образуют форму, которая представляет собой некое гармоническое целое.

В природе наиболее характерными и часто встречающимися композиционными закономерностями являются целостность, симметрия и ритм. Целостность проявляется в гармоничности, законченности строения или конструкции предмета, симметрия — в равновесии, похожести левой и правой частей объекта, ритм — в повторяемости одного или нескольких элементов через определенные интервалы. Для симметрии характерно относительное спокойствие, уравновешенность частей, ритму свойственна большая или меньшая степень движения.

Братья Ткачевы «Детвора»

Композиционные начала (целостность, симметрия, ритм), присущие миру природы, в искусстве присутствуют в особом, специфическом виде.

Человек, создавая различные предметы и образы предметов, явлений, опирается на формы, созданные природой, учится у природы и в какой-то степени подражает ей. При этом он изучает природу, познает сущность предметов и явлений, их закономерности.

Композиция присуща всем видам искусства. Композиционные начала лежат в основе архитектурных построек, музыкальных и литературных произведений, скульптур и картин, театральных постановок и кинофильмов. Принципы единства или членения, симметрии и ритма проявляются в различных видах искусства по-разному. Но наличие одних и тех же общих закономерностей позволяет достигать синтеза искусств, их органического сочетания, скажем, в архитектурно-скульптурном ансамбле, в театральной постановке, в оформлении интерьера и т. д. Яркий пример композиционного синтеза являет собой театр, где сочетаются драматургия, мастерство актеров и режиссера, декорационная живопись, музыка. От взаимодействия всех слагаемых спектакля зависит сила его эмоционального воздействия на зрителя.

Говоря об определении понятия «композиция», следует отметить, что в различных видах искусства оно имеет свое специфическое содержание и различную степень разработанности. В музыке это понятие вполне определено. Однако, как считают некоторые специалисты, определение композиции как общего плана музыкального произведения, как его деления на крупные части слишком формально, и его необходимо дополнить формами, строящими связи между частями.

В теории литературы в термин «композиция» также вкладывают вполне определенное содержание. Композиция означает размещение в тексте конкретного материала, например, сюжета в последовательности повествовани, или  смену «точек зрения».

Что касается определения понятия «композиция» в изобразительном искусстве, то здесь еще немало неясностей. Существуют различные варианты определения. Связано это с тем, что теория композиции в изобразительном искусстве находится лишь в стадии становления. Причем многие к этой проблеме в изобразительном искусстве относятся скептически. Как справедливо писал известный искусствовед, психолог и художник Н. Н. Волков, «к сожалению, еще необходимо защищать идею такой теории от софизмов ее недоброжелателей». А теория такая нужна, так как специально и глубоко проблемами композиции в изобразительном искусстве не занимается ни общая эстетика, ни история искусства, ни теоретическое искусствоведение.

Братья Ткачевы «Летом»

Только теория композиции как часть теоретического искусствоведения может непосредственно исследовать проблемы композиции в изобразительном искусстве, только она, глубоко занимаясь предметом композиции, через анализ способна установить четкие термины и определения.

Определения понятия «композиция» в изобразительном искусстве мы можем найти в энциклопедических словарях и искусствоведческой литературе. Например, в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона композиция определяется как перенесение в картину или рисунок тех линий, форм и образов, которые еще смутно рисуются в воображении художника, и составление из них при помощи различных средств и технических приемов, свойственных той или иной отрасли искусства, органического целого, определенно выражающего задуманное художником содержание. Далее говорится о невозможности установить точные правила композиции, так как представление о характере композиции изменяется исторически, зависит от социального строя, от задач, стоящих перед искусством. В словаре Брокгауза и Ефрона указываются лишь некоторые правила, которые выведены на основе анализа лучших произведений искусства. В этом определении уже отмечается главный признак, присущий композиции,  — признак целого. Кроме того, здесь указывается, что это «целое» в композиции определенно выражает задуманное художником содержание. Это очень важно для определения композиции, как будет видно ниже.

То, что композиция отмечается как важнейший компонент художественной формы, в принципе, правильно, хотя и не совсем точно, так как, во-первых, композиция не компонент формы, а сама форма, и даже главная форма, и, во-вторых, композиция не придает единство и целостность произведению, а она закладывает своей сущностью эту целостность.

Законы построения композиции

Первый этап творческого процесса — период первоначального накопления — может начаться еще до выбора темы. В таком случае накопление материала бывает менее целенаправленным, но небесполезным, ибо в этот период память художника обогащается жизненными впечатлениями от бесед с людьми, прочитанных книг и т. п. Все это воспринимается им сознательно или стихийно как материал эстетически значимый, который, возможно, когда-то пригодится в творчестве.

Период первоначального накопления должен сопровождаться композиционными упражнениями. Даже когда нет еще четко обозначенной темы, они помогут глубже познать многообразие окружающего мира, смысловые связи между предметами и средой. Всестороннее изучение жизни позволяет художнику создавать оригинальные, правдивые композиции, а также способствует накоплению жизненно важного материала. Рекомендуется выполнять наброски людей и животных, рисовать по памяти и воображению с ориентацией на закономерности композиции, делать зарисовки характерного или типического, компоновать на свободные темы, тренироваться в составлении натюрмортов, в постановке живой модели в интерьере и т. д.

Чем интенсивнее протекает период первоначального накопления, тем успешнее переход от приблизительной наметки содержания к более четкому абрису замысла.

Студенческий эскиз — набросок с натуры.

Замысел рождается из разрозненных, часто хаотических впечатлений, но он никогда не возникает из ничего. Этому предшествует большая, иногда длительная работа художника, который прилагает немало сил, ума, воли, собирая материал, наблюдая, изучая жизнь. Все это незаметно ведет к появлению замысла. Постепенность или неожиданность его рождения можно объяснить и индивидуальными особенностями творческой личности, в частности степенью одаренности, а также недостаточностью или изобилием имеющихся материалов.

В период возникновения замысла художник обнаруживает пластический мотив, в котором он сумеет затем показать новые грани и свойства изображаемого явления, раскрыть его с неожиданной стороны. Иначе говоря, в это время определяется метод решения найденного мотива с точки зрения его новизны как эстетического открытия мира, увиденного прозорливым взглядом художника.

В первоначальном замысле многие элементы композиции бывают намечены только приблизительно, но уже определившаяся сюжетная или идейная направленность композиции в целом будет тем компасом, который укажет верный путь доработки этих элементов, метод обрастания задуманного произведения необходимыми дополнительными деталями. Нередко художник, чувствуя ценность пластического мотива, сразу приступает к его непосредственному осуществлению.

Разработка композиции произведения включает решение технических и чисто творческих задач на основе профессиональных умений и знаний теории искусства, в частности законов композиции.

При создании самых первых, довольно схематичных эскизов не следует забывать о действии композиционных законов целостности и контрастов. Именно учет этих законов имеет принципиально важное значение, ибо, разрабатывая первые эскизы, художник ведет поиски такой композиции, которая позволит уже в своем черновом, схематичном наброске увидеть целостность, жизненность и выразительность, т. е. те основные качества, которые являются определяющими для подлинного произведения искусства.

Действие закона целостности требует выявления конструктивной идеи, заложенной в мотиве самой природой, схемы его гармонии, объединяющей в единое целое все детали будущего полотна. Каждый мастер прокладывает свои пути к нахождению конструктивной идеи композиции, использует свои методы достижения наилучшего результата. Одни сперва стихийно рисуют все, что подсказывает воображение на данную тему, и лишь позже в собранном материале отыскивают путеводную конструктивную идею. Другие компонуют непосредственно под впечатлением наблюдения натуры. В любом случае в основе композиции должна лежать конструктивная идея — каркас развития сюжета. Конструктивная идея целостности композиции служит базой для действия закона контрастов, как сочетания противоположного в зрительном восприятии произведения. Как известно, человек воспринимает предметы прежде всего по контрасту их силуэтов и окружающей среды. Форму мы видим благодаря контрасту света и тени. И живопись в ее современном понимании также строится на борьбе противоположностей — теплых и холодных цветов. Сила цвета также увеличивается от соседства с дополнительным цветом — красного с зеленым, синего с оранжевым, белого с черным и т. п. Издавна художники пользовались контрастом светлого на темном фоне.

В «Бурлаках на Волге» И. Е. Репина существует контраст между компактной темной группой бурлаков, воспринимаемой целостным силуэтом, и серебрящейся рекой. Подобные контрасты придают декоративную выразительность композиции.

И.Репин  «Бурлаки на Волге»

Композиционные контрасты нерасторжимо связаны с характером художественного образа. Например, в картине И. Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии» главный социальный контраст олицетворяют барыня, несущая икону в религиозной процессии, и взлетевшая над толпой бедняков полицейская нагайка. Именно этот идейный контраст строит картину. И совершенно очевидно, что нахождение места расположения сюжетного узла было отправным пунктом в разработке Репиным композиции и ее живописного решения. Во всяком случае, это прослеживается почти во всех эскизах и предварительных наметках.

Во многих произведениях бытового жанра показываются конфликтные ситуации как столкновение добра со злом, старого с новым, реакционного с прогрессивным. Основной контраст здесь лежит в борьбе противоположностей, и, если художник не уловит, не поймет самой сути, истоков этой борьбы, его произведение будет характеризоваться простым бытовизмом. В качестве примера можно привести картину А. И. Лактионова «Переезд на новую квартиру».

А.И. Лактионов «Переезд на новую квартиру»

                         

Ю.И. Пименов «Свадьба на завтрашней улице»

Совсем по-другому подходит к решению темы борьбы «старого и нового» Ю. И. Пименов. В «Свадьбе на завтрашней улице» мы видим, как преображается жизнь города и людей, как новое стремительно шагает на смену старому. Лактионова и Пименова разделяют не столько индивидуальный живописный почерк, сколько метод эстетического освоения действительности и, разумеется, разность мировосприятия, мышления. Один в основном скользит по поверхности факта, другой докапывается до сути нового явления.

Таким образом, в метод работы над композицией должен быть включен еще один важнейший момент, контролируемый идейным замыслом и образным началом. Закладка основ образности в конструктивной идее и главном контрасте указывает на взаимодействие законов целостности, контрастов с законом жизненности. Этот закон предполагает раскрытие сторон изображаемого явления, в которых общее отражается через индивидуальное, особенное, присущее именно данному характеру.

Основными законами композиции следует назвать такие: закон целостности, закон контрастов, закон новизны, закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.

Закон жизненности должен особо учитываться в период разработки композиции, когда художник путем обобщения данных непосредственных чувственных восприятий действительности стремится показать типическое через индивидуально-характерное.

Эскиз.

Закон целостности имеет отношение и к построению декоративного силуэта композиции, и к использованию контрастов темного и светлого. Стоит появиться равнозначными пятнам, как композиция запестрит, потеряет целостность.

Студенческий эскиз. Тема: 1.«Трамвай», 2.«Пробка»

Закон контраста. Само слово контраст – французское (резкое различие,противоположность). В специальном значении- противопоставление и взаимное усиление двух соотносящихся свойств, качеств. Контрасты в композиции помогают выявлению композиционного центра, образному решению сюжета, решению пространства,передаче объема предметов.

                                 

Графические эскизы к сюжетной композиции. Материал — сепия


Цветовой эскиз к сюжетной композиции. Материал —  гуашь

Контрасты делятся на:

  • смысловой – психологический,
  • тональный контраст,
  • светотеневой контраст,
  • материальный контраст,
  • цветовой контраст,
  • контраст движения.

                               

Цветовой эскиз. Тема: «Остановка»

Правила композиции

Если законы носят объективный, всеобщий характер, устойчиво действуют на протяжении длительного отрезка времени в истории развития изобразительного искусства, то композиционные правила и приемы, помогающие строить композицию, относятся к менее постоянным категориям. Они имеют важное значение в разработке пластического мотива, изобразительного «зерна» сюжета. Правила и приемы, по словам Е. А. Кибрика, являются лишь композиционной техникой (вместе со средствами). Но следует иметь в виду, что, несмотря на «технический» во многом характер правил и приемов, они в основе своей, как и все искусство, вытекают из закономерностей природы.

Основными правилами композиции являются ритм, выделение сюжетно-композиционного центра, симметрия или асимметрия, расположение главного на втором пространственном плане.

Образ в станковой композиции

Художественный образ — это такой сплав эмоционального и рационального в познании и отражении объективной реальности, который призван воздействовать и на чувства, и на умы людей.

«Образ — это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение» — так определяет Л. И. Тимофеев образ в литературном творчестве. Но такое определение вполне подходит и для других искусств, в том числе и для изобразительного искусства. Если проанализировать это определение, то можно увидеть, что художественный образ характеризуется несколькими важными чертами или свойствами. Ими являются:

  1. наличие индивидуального, характерного,
  2. наличие общего, типического,
  3. наличие эстетического отношения художника (писателя) к отображаемому,
  4. наличие вымысла (работа творческого воображения) и художественного понимания, включающего в себя как наглядно-образное, так и абстрактно теоретическое мышление, т. е. работу разума (рациональное в художественном образе).

Очевидно, к этим важнейшим, основным чертам художественного образа следует добавить еще такие, обязательно присущие каждому настоящему художественному образу черты, как новизна, объективность и субъективность.          

Студенческая работа. Эскиз. Материал: Сепия, пастель.

Графическое решение. Тема: «Рынок»

casadiarte.ru

Открытый урок по композиции на тему «Построение различных видов движений»

План — конспект урока

Блок 2 . Движение.

Тема 2.1. Построение различных видов движений.

4 класс/ Композиция

Цель : выполнить упражнения на различные виды движений.( Сюжетно-спортивная композиция. Зимние виды спорта. )

Вид занятий: Рисование по представлению и воображению

Задачи:

а)Образовательные: развитие композиционных способностей у детей, формирование навыка работы «от пятна».

б)Развивающие: развитие композиционного мышления, художественного вкуса, развитие творческого воображения, развитие интереса к предмету.

в)Воспитательные: воспитание собранности, аккуратности при подготовке к уроку, воспитание умения планировать свою работу.

Задача урока: Научить передавать движение в композиции. Формировать умение вести композиционный поиск, используя средства композиции (свет, тень, пятно, силуэт). Учить делать фор-эскиз.

Тип урока комбинированный

Количество часов: 10

Оборудование урока:

Для учителя: Репродукции картин. Наглядные пособия поэтапного выполнения эскиза в карандаше. Фильм о движении в композиции.

Для ученика: Бумага для эскизов, карандаш, резинка, кнопки.

План урока:

1. Организационная часть________________________ 7 мин.

2. Объяснение задачи урока_______________________ 15 мин.

3. Практическая работа__________________________ 141 мин.

4. Просмотр работ уч-ся__________________________ 10 мин.

5. Уборка класса_________________________________ 7 мин.

Ход урока:

1. Организационная часть.

Проверка готовности уч-ся к уроку. Бумага прекноплена к планшету, карандаш заточен.

2. Объяснение задачи урока.

Задача нашего урока научиться передавать движение в композиции

Особое место в популяризации спорта, в раскрытии его существа занимает изобразительное искусство. Оно способно наиболее ярко и убедительно выразить красоту и совершенство физически развитого человеческого тела, показать его динамизм, раскрыть глубокие психологические стороны спортивной борьбы. В истории человечества именно изобразительное искусство оставило нам память о спортивных играх и ристалищах. Фрески Древнего Египта, скульптура и росписи античной Греции и Древнего Рима, произведения эпохи Возрождения и мастеров XIX века – яркие примеры решения темы спорта.

Особенно ярко тема спорта проявилась в творчестве художника А.А.Дейнеки. В его произведениях тема спорта получила многообразное воплощение. Картины звучат силой и молодостью наших побед. Дейнека является признанным основоположником спортивной темы в советском искусстве.

Тема спорта увлекает и современных художников. Физическая культура и спорт относятся к таким темам, которые позволяют ярко и убедительно раскрыть новые черты человека, гармоническое развитие личности, сочетающее в себе физическое совершенство с высокими моральными и духовными качествами.

Многообразие спортивных тем, различие в подходе к решению их определяют и сложный ряд стилевых приемов, которые используют в своей творческой практике современные художники.

«Спорт – кульминация движения. Красота спорта – это красота движения, идущего к совершенству», — говорил художник Ю.И.Пименов.

Вот сегодня мы и погорим о движении в композиции. Мы живем в постоянно изменяющемся мире. В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени. Движение в картине — выразитель времени. На живописном

полотне, фреске, в графических листах и иллюстрациях обычно движение воспринимается нами в связи с сюжетной ситуацией. Глубина явлений и человеческих характеров наиболее ярко проявляется в конкретном действии, в движении. Даже в таких жанрах, как портрет, пейзаж или натюрморт, истинные художники стремятся не просто запечатлеть, но наполнить изображение динамикой, выразить его сущность в действии, в ходе определенного периода времени или даже представить будущее. Динамичность сюжета может быть связана не только с перемещением каких-нибудь объектов, но и с их внутренним состоянием.

Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуют как динамичные.

Художники знают много секретов, чтобы создать иллюзию движения объектов на картине, подчеркнуть его характер. Какими же еще средствами можно передать динамику сюжета? Рассмотрим некоторые из этих средств.

Правила передачи движения

Если на картине используются одна или несколько диагональных линий, то изображение будет казаться более динамичным.

Эффект движения можно создать, если оставить свободное пространство перед движущимся объектом.

Свободное пространство перед движущимся объектом дает возможность мысленно продолжить движение, как бы приглашает нас двигаться вместе с ним.

Для передачи движения, следует выбирать определенный его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его кульминацией.

Кроме этого, изображение будет казаться движущимся, если его части воссоздают не один какой-либо момент движения, а последовательные его фазы. Ощущение движения можно достигнуть, если использовать размытый фон, неясные, нечеткие контуры объектов на заднем плане.

Ощущение движения можно достигнуть, если показать в картине, движение справа налево или наоборот.

Движение становится понятным только тогда, когда мы рассматриваем произведение в целом, а не отдельные моменты движения.

3. Практическая работа.

Рассмотрев, примеры передачи движения в композиции, сегодня попробуем сделать эскизы.

Композиция каждый раз ставит перед художником сложные вопросы, ответы на которые должны быть точными, оригинальными, неповторимыми.

В композиции важно все — масса предметов, их зрительный «вес», размещение их на плоскости, выразительность силуэтов, ритмические чередования линий и пятен, способы передачи пространства и точка зрения на изображаемое, распределение светотени, цвет и колорит картины, позы и жесты героев, формат и размер произведения, и многое другое.

Построение картины можно рассчитать заранее. Постоянные упражнения в композиционном искусстве развивают композиционные навыки, можно научиться приемам построения композиции.

С чего же начинается работа над композицией? С выбора сюжета. Создавая композицию, необходимо позаботиться о том, что будет главным в картине и как выделить это главное, то есть, сюжетно-композиционный центр, который часто также называют «смысловым центром» или «зрительным центром» картины. Конечно, в сюжете не все одинаково важно, и второстепенные части подчиняются главному. Центр композиции включает сюжетную завязку, основное действие и главных действующих лиц. Композиционный центр должен, в первую очередь, привлекать внимание. Центр выделяется освещенностью, цветом, укрупнением изображения, контрастами и другими средствами.

Рассмотрим, как эту проблему решил художник А. Дейнека в картине «Бег». Вариантов расположения фигур было множество.

Такое решение логично. Для передачи движения художник оставляет пространство перед бегущими спортсменами. Но для художника это кажется совсем простым решением.

Художник решил усилить эффект движения. Поставил женскую фигуру у края картины справа. Голова женской фигуры повернута по ходу движения спортсменов. Но из-за скученности фигур справа, движение не усиливается.

Женская фигура стоит слева. И тормозит движение.

Впереди бегущих спортсменов не оставлено место, как это требуют правила композиции.

Художник ставит женскую фигуру справа. Голова женской фигуры повернута по ходу движения спортсменов. И композиция картины воспринимается совсем по-другому. Художник находит оригинальное решение композиции. С различных положений сделаем эскизы (варианты композиции). Работать будем силуэтом. Работайте обобщенно, цельно, не прорисовывайте детали фигур. Ищите интересные расположения хоккеистов. Так как у нас тема спорта, то здесь «ключом композиции должна быть передача движения и ритма. Вот примеры эскизов:

4. Просмотр работ уч-ся.

Педагог должен внимательно наблюдать за развитием работы у каждого ученика и помогать ему предельно тактично, опасаясь непомерной нагрузкой убить интерес к выполнению работы. Оценивать работы учащихся надо последующим категориям:

а) полнота запоминания и воспроизведения;

б) качество восприятия и образования образа в смысле эмоциональности, достоверности, типичности, целостности, декоративности и т.д.

в) композиционное построение;

г) передача движения;

д) перспективная организация пространства;

е) техническая сторона выполнения;

ж) общая выразительность.

5.Уборка класса.

Назначение дежурного. Привести в порядок класс (протереть стулья, составить хорошо мольберты и планшеты, подмести класс).

kopilkaurokov.ru

Урок по предмету «Станковая композиция» в 1-м классе ДХШ

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: Ознакомить учащихся с предметом «композиция». Дать элементарные понятия ритма.

Задача урока: Создание ритма. Организация плоскости листа путем чередования различных элементов.

Оборудование: Наглядные пособия, бумага, гуашь, кисти, губка (поролон), трафарет, тряпки, палитра пластиковая <Рисунок 1>.

Ход урока

1. Вступление.

Основой любого произведения искусства является композиция, придающая ему единство и цельность. Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению.

Отсутствие возможности внести изменения в законченную картину подтверждают силу действия законов и правил композиции.

Композиция ставит перед художником сложные вопросы, ответы на которые должны быть точными, оригинальными, неповторимыми.

В композиции важно все — масса предметов, их зрительный «вес», размещение их на плоскости, выразительность силуэтов, ритмическое чередование линий и пятен, способы передачи пространства и точка зрения на изображаемое. Распределение светотени, цвет и колорит картины, позы и жесты героев, формат и размер произведения и многое другое.

Художники используют композицию как универсальное средство, чтобы создать живописное полотно или произведение декоративно-прикладного искусства, добиться образной и эмоциональной выразительности. Композиция же — не только мысль, идея произведения, ради выражения которой художник берется за кисть и карандаш, это и определенная, созвучная душе художника и требованиям времени пластическая форма выражения.

Построение картины можно рассчитать заранее. Постоянные упражнения в композиционном искусстве развивают композиционные навыки, можно научиться приемам построения композиции.

2. Раскрытие темы.

У композиции есть свои законы, складывающиеся в пароцессе художественной практики и развития теории. Этот вопрос очень сложный и обширный, поэтому здесь пойдет речь о правилах, приемах и средствах, которые помогают построить сложную композицию, воплотить идею в форму художественного произведения.

Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность.

Таким образом средства композиции — это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции.

Ритм — универсальное природное свойство. В природе мы постоянно встречаем ритмические повторы и умеем ценить их красоту. Они — в стройном рисунке лепестков цветка, в отчетливых линейных повторах волн, набегающих на берег. Последовательно чередуются зерна в колосе спелой ржи, ветер укладывает пески в затейливые складки. Любой ручной труд ритмичен, и чем более он подчиняется ритму, тем менее утомителен.

Ритм всегда подразумевает движение.

Ритм в жизни и в искусстве — это не одно и тоже. В искусстве возможны перебои ритма, ритмические акценты, его неравномерность, не математическая точность, а живое разнообразие, находящее соответствующее пластическое решение.

В произведения изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный.

Ритм — это чередование каких-либоэлементов в определенной последовательности.

Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета.

Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуются как динамичные.

Почему же ритм передает движение? Это связано с особенностью нашего зрения. Взгляд переходя от одного изобразительного элемента к другому, ему подобному, сам как бы участвует в движении.

Динамичность композиционной схеме придает сочетание резких вертикальных, угловатых или округлых линий.

Существуют правила передачи движения:

  • если на картине используется одна или несколько диагональных линий;
  • эффект дивижения можно создать если оставить свободное пространство перед движущимся объектом;
  • для передачи движения следует выбирать определенный его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, явлеятся его кульминацией.

Если композиция формируется прямыми, горизонатльными или слегка наклонными линиями, создается впечатление покоя, либо размеренного, легкого движения.

Правила передачи покоя:

  • если на картине отсутсвуют диагональные направления;
  • если перед движущимся объектом нет свободного пространства;
  • если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия;
  • если композиция является уравновешенной, симметричной или образует простые геометрические фигуры (треугольник, круг, овал, прямоугольник), то она считается статичной.

Так можно сделать заключение, что преобладание горизонталей придает картине покой, наличие вертикалей вносит в нее напряженность, диагонали поддерживают движение.

На доске представлены пособия <Рисунок 2>, <Рисунок 3>.

3. Самостоятельная работа учащихся.

Далее учащиеся приступают к выполнению самостоятельной работы.

Преподаватель выдает листы формата А3, трафареты с элементами фигуры птицы (туловище, крылья) <Рисунок 4> губки, тряпки.

Сначала учащиеся покрывают поверхность листа гуашью — делают фон. Как правило — это изображение неба в верхней части и в нижней части — элементы пейзажа (крыши домов, деревья, поле и т. д.) <Рисунок 5>.

Затем на высохшей поверхности листа при помощи трафарета наносятся изображения птиц в различных позах. Учащиеся могут варьировать изображение крыльев, направление движения птиц и т. д. Создается ритм. Цередуются расположение птиц в листе (выше, ниже и т. д.), расположение крыльев, цвет и тон. <Рисунок 6>

В дальнейшем изображение птиц дополняется деталями (глаза, перья и т. д.).

По окончанию занятия проводится просмотр и анализ выполненных работ. Учащиеся раскладывают их на столах и выявляют наиболее удачные работы, так же принимают участие в анализе работ. < Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10>.

Список использованной литературы:

  1. Даниэль С.М. «Искусство видеть» Ленинград «Искусство» 1990г.
  2. Дыко Л.Г. «Основы композиции в фотографии» Москва «Высшая школа» 1989г.
  3. Кагальдо А., Претте М. «Творчество и выражение» Москва «Советский художник» 1985г.
  4. Сокольникова Н.М. «Основы композиции» Обнинск «Титул» 1996г.

Рисунки.

25.07.2012

urok.1sept.ru

Урок по композиции станковой на тему «Композиция. Жанры в композиции» (1 класс)

МАУ ДО «ДШИ»

Задонского муниципального района

Липецкой области

Методическая разработка Григорьевой ТН.

Задонск, 2016г.

Конспект урока по предмету «Композиция станковая» (1 класс)

Тема: Композиция. Жанры в композиции.

Цель: знакомство с понятиями «композиция», «жанры в композиции».

Задача: знакомство с программой по станковой композиции, материалами и техниками, применяемыми при создании композиций.

I. Вводная беседа об основных законах и правилах композиции, о решающей роли композиции в изобразительном искусстве. Демонстрация произведений великих художников.

Композиция в переводе с латинского composition обозначает сочинение, составление, расположение (компонере – сочинять, располагать, составлять). Композиция присуща всем видам искусства как сочетание отдельных частей, сложение элементов в определенном, обдуманном порядке, их взаимосвязь, переходящая в гармонию целого, какой-либо идеи, сюжета.

Композиция – это составление, соединение частей в единое целое. В изобразительном искусстве – это построение художественного произведения.

Художник на картине так располагает детали, ли­нии, пятна цвета и света, чтобы произведе­ние в целом было максимально выразитель­ным, а вместе с тем обладало прекрасным ка­чеством целостности — ни убавить, ни приба­вить. Все закончено, все «работает», ничего лишнего, и каждая деталь на своем месте. В картине И. Е. Репина «Не ждали» слева у двери на веранду мы видим темную ножку стула. Попробуйте прикрыть ее пальцем и вообразить, что там пустое место. И сразу почувствуете — эта пустота раздражает, ком­ната превращается в длинный коридор, масса темных пятен в правой части картины начи­нает «перевешивать», тянуть картину вправо, вниз. Тот, которого «не ждали», не останавли­вается постепенно, а кажется продолжает дви­гаться дальше, он словно проходит мимо смотрящих на него людей. Вот, оказывается, какова композиционная роль небольшой, как будто малозначительной детали — ножки стула!

В композиции важно все — массы предме­тов и их силуэты, их зрительный «вес», ритм, с которым они размещены на полотне, пер­спектива, воображаемая линия горизонта и точка зрения на изображаемое — пря­мо на уровне глаз, сверху (с «птичьего по­лета») или снизу (так называемая «лягушачья перспектива»), цвет и колорит картины, груп­пировка действующих лиц, направление их взглядов, направление линий перспективного сокращения предметов, распределение све­тотени, интенсивность цвета, позы и жесты и т. д. В той же картине Репина взгляды всех присутствующих устремлены на вошед­шего мужчину в одежде ссыльного, и почти все перспективные линии ведут к его фигуре. Она дана на относительно свободном пространстве и силуэтно представлена на более светлом фоне. Цвет его арестантской одежды сгармонирован с цветом всех остальных предметов в комнате, но вместе с тем он нигде более не повторен (в отличие, например, от черных тонов) и поэтому тоже помогает выделить фигуру вошедшего, сосредоточив на ней внимание.

Основные законы композиции. 1) закон целостности; 2) закон контрастности; 3) закон новизны; 4) закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.

Композиция помогает передать содержание картины. Главное в композиции – выразительность и раскрытие художественного образа.

В изобразительном искусстве художественный образ трак­туется как воспроизведение человеческого характера, собы­тия, которые ценны неповторимостью, индивидуальностью и в то же время характерны для своего времени. При этом Образом может становиться не только конкретная личность или предмет, ‘но и картины природы, пейзажи, в которых также отражаются чувства, мысли, настроения, переживания как самого художника, так и его воспринимающего.

Форма и содержание, их взаимосвязь.

Создавая картину, художник опирается на натуру, исходит из нее как в общем замысле, так и в отдельных деталях. Но в этом процессе большую роль игра­ют воображение, фантазия, вымысел. В карти­не художник изображает типическое событие, которое не берется прямо из жизни, но кон­центрированно выражает ее суть и смысл. Создание картины венчает поиск, дает за­конченное выражение творческой мысли, со­держит обобщение наблюдений и размыш­лений. Поэтому содержание хорошей, подлин­ной картины является продуманным, несет в себе определенную идейно-образную концеп­цию, а форма — выстроенной, логичной, за­вершенной. Здесь не должно быть ничего случайного, лишнего, все закономерно и необходимо, любая деталь направлена на реализацию замысла, каждая часть соотнесена с целым, каждый элемент выражает образ.

Живописность

П. Кончаловский. «Натюрморт с зеленой рюмкой».

И. Хруцкий. «Натюрморт с грибами».

В.Конашевич. «Колокольчики на окне».

В.Серов. «Яблоки на листьях».

Линия. Пропорции. Равновесие.

Ф.Толстой. «Букет цветов, бабочка и птичка».

Пропорциональность.

Пропорции – соотношение величины отдельных частей композиции друг с другом.

Заполнение листа должно быть оправданным (размеры элементов композиции взяты необходимых размеров: не мелко, не крупно).

Равновесие. Точка зрения.

Д. Штеренберг. «Натюрморт с лампой».

К.Петров-Водкин

Светотень.

Положение источника света. Освещение. Падающая тень.

Формат.

Формат композиции может быть квадратным, прямоугольным по вертикали или горизонтали, овальным, круглым.

И.Грабарь. «На озере».

И.Айвазовский. «Девятый вал».

ИЛевитан. «Сумерки. Луна».

ИШишкин. «Зима».

Перспектива. Горизонт. Точка зрения.

Линейная перспектива. Точка схода. Деревья, колонны, улица (фото).

Горизонт. Точка зрения. И.Левитан. «Март». Архангельский собор (фото).

Воздушная перспектива. Деревья, горы (фото).

«Золотое сечение», масштаб и масштабность, контраст, нюанс и равенство, метр и ритм.

Основные понятия о средствах выражения плоскости композиции (точки, штрихи, линии; контур, силуэт, тон, цвет; фактура разных материалов).

Виды контрастов в композициях. Основные понятия контрастов в плоскостной композиции. Тождество, нюанс, контраст. Контраст: плоскостных элементов по величине; прямолинейных и криволинейных форм; форм в тоне, цвете, разными материалами по фактуре.

Контраст цвета. Ньюанс. Колорит.

В.Татлин. «Матрос.Автопортрет».

В.Васнецов. «Автопортрет».

И.Крамской. «Автопортрет».

В.Тропинин. «Автопортрет».

К.Петров-Водкин. «Автопортрет».

Содержание.

А.Венецианов. «На жатве. Лето».

А.Венецианов. «На пашне. Весна».

М.Клодт. «На пашне».

В каждой картине есть главное, что привлекло внимание художника, и второстепенное, что помогло ему это выделить: смысловой или композиционный центр.

По правилам композиции сюжетно-композиционный центр должен быть выделен, сюжет «завязан», то есть организовано действие.


Картина И. Е. Репина «Не ждали», плакат Д. Моора «Ты записался добровольцем?», скульптура В.Лембрука «Упавший человек».

Леонардо да Винчи. «Джоконда».

О.Браз. «Натюрморт».

И.Машков. «Фрукты на блюде».

II. Сообщение новых знаний.

Жанры в композиции.

В изобразительном искусстве существуют различные жанры: исторический, бытовой, батальный жанры, портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер. Наибольшее разнообразие жанров наблюдается в станковой живописи.

Термин «жанр» произошел от французского genre – вид, род.

ЖАНР (франц. genre — род, вид)

В большинстве видов искусства исторически сложилось разделение на большие области, характеризующиеся общи­ми признаками. Они и называются жанрами. Принципы их разделения также различны для каждой из областей художе­ственной культуры.

В изобразительном искусстве жанры определяются по предмету изображения, в других областях культуры — по особенностям применяемых в них приемов. Например, мы выделяем различные жанры живописи — портрет, пейзаж, анималистику, батальный жанр, натюрморт. Можно про­вести и более дробное деление внутри жанров. Так, в зависимости от назначения портрет может быть парадным, ка­мерным, интимным. Существует и деление внутри пейзаж­ного жанра: морской вид (марина) — особый вид жанра пей­зажа, «галантный жанр» — один из видов бытового жанра. При этом каждому жанру присущи определенные, характер­ные только для него средства художественной выразитель­ности.

В отдельных видах искусства — архитектуре, приклад­ном искусстве, дизайне — жанры вообще не выделяются, вместо них говорят о группах построек или изделий, объединенных назначением или материалом, — жилая, церков­ная архитектура, керамика или ткачество.

Практически не существует подразделения на жанры и в скульптуре. Здесь в основу классификации кладется скорее целевое назначение скульптурного произведения, чем тема­тический принцип. Правда, сохраняются устойчивые грани­цы жанра портрета.

Первые самостоятельные жанры появились в Нидерландах в 16 веке.

Жанры изобразительного искусства:
Исторический
Мифологический, религиозный
Батальный
Портрет
Пейзаж
Натюрморт
Бытовой
Анималистический
Интерьер

Исторический жанр – это произведения искусства, в которых отражены реальные исторические персонажи или события.

Мифологический жанр – это произведения искусства, в которых отражены мифологические сюжеты.

Религиозный жанр отражает религиозные сюжеты, библейские сцены.

Батальный жанр – это произведения искусства, в которых отражены военные эпизоды.
Художник, который пишет на батальные темы, называется баталистом.

Портрет – это изображение человека в скульптуре, живописи и графике.
Портреты, написанные художниками, доносят до нас образы людей прошедших эпох.

Пейзаж – картина, в которой природа стала её главным содержанием.
Термин «пейзаж» (paysage) пришел из французского языка, что в переводе означает «природа». Как самостоятельный жанр пейзаж возник в Голландии.
Пейзажная живопись разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, в других тонко передано состояние. Еще есть фантастические пейзажи.

Марина – это произведения искусства, на которых изображено море.
Художник, который пишет море, называется маринистом.

Натюрморт

Термин «натюрморт» произошел от французского слова, буквально означающего «мертвая природа».
Это картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и так далее).
Натюрморты рассказывают нам не только о вещах, но и об их владельцах, об их жизни, быте и привычках.

Бытовой жанр – это картины, на которых отражены эпизоды из повседневной жизни людей.

Анималистический жанр – это произведения искусства, на которых изображены животные.

Интерьер — изображение внутреннего убранства архитектурного сооружения.

Тематическая картина — быт, история, сказка, мифы, фантастика.

Жанры искусства не всегда однородны. Нередко встречается смешение их в одном произведении. Примером этого в живописи является портрет академика И. П. Павлова работы М. В. Нестерова, где ученый изображен на фоне архитектурного пейзажа. Смешение жанров наблюдается и в произведениях, представляющих собой натюрморт на фоне пейзажа. Натюрморт при этом сохраняет главенствующую роль, но не имеет самостоятельного значения.

III. Закрепление материала.

  1. Расставьте стрелочки к соответствующим картинкам.

Портрет Пейзаж Натюрморт

  1. Расставь стрелочки к соответствующим жанрам.

Батальный Анимализм Бытовой

  1. Расставь стрелочки к соответствующим жанрам.

Исторический Религиозный Мифологический

multiurok.ru

План-конспект открытого занятия по предмету «Композиция»

Разделы: МХК и ИЗО


Тема: «Композиция — это такое разумное основание живописания, благодаря которому части видимых вещей складываются вместе в картину». Л.Б. Альберти.

Тип занятия: Урок-исследование.

Цель: ознакомить учащихся с понятием «Композиция» в изобразительном искусстве.

Задачи:

  • учебные: научить анализировать наглядность, понимать базовые принципы композиции.
  • развивающие: развивать исследовательские навыки, образное мышление, творческие способности.
  • воспитательные: воспитывать эстетическое понимание прекрасного, умение видеть в обычном особенное, творческое мышление, чувство коллективизма.

Задание:

  1. Научить анализировать наглядность.
  2. Определить базовые принципы композиции.
  3. Выполнить упражнение на развитие образного мышления.

План урока:

  1. Организационный момент (3 мин).
  2. Вступительная часть. Предмет исследования (5 мин).
  3. Анализ. Исследовательская работа (12 мин).
  4. Практическая работа. Творческое задание (15 мин).
  5. Итог урока. Анализ работ (5 мин).

Оборудование

для учителя:

  • диск СD с компьютерной презентацией;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • слайды макросъемки живой природы;
  • репродукции картин художников;
  • звуки «Наедине с природой» Лес. Птицы. Дождь. Гроза.
  • музыкальные произведения русских композиторов.

для учащихся:

  • бумага;
  • акварель;
  • кисти;
  • баночки для воды;
  • мольберты.

Используемая литература

для учителя:

  1. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1986
  2. Костерин Н.П. Учебное рисование. Пособие для педагогических училищ. М., 1980
  3. Неменская Л.А. Искусство и ты. 2002г.
  4. Сокольникова Н.М. Основы композиции. 1996г.

для учащихся:

  1. Кравченко Т.Ю. Я познаю мир. Искусство: Детская энциклопедия – М., ООО «Издательство Астрель». 2003
  2. File:// E:\ Data\ Information\ Детская энциклопедия искусства 1050. НТМ. 2003

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие. Зрительный контроль посещаемости. Организация учащихся к образовательной деятельности. Контроль соблюдения правил ТБ, личной и общественной гигиены.

2. Вступительная часть. Предмет исследования.

Тему нашего занятия я хочу сформулировать словами итальянского ученого, гуманиста, писателя, одного из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущего теоретика искусства эпохи Возрождения Л.Б. Альберти: «Композиция — это такое разумное основание живописания, благодаря которому части видимых вещей складываются вместе в картину».

На уроке нам предстоит выполнить три задания:

  • научиться анализировать наглядность.
  • методом коллективного исследования определить базовые принципы композиции.
  • выполнить творческое упражнение на развитие образного мышления.

Что же такое композиция?

Каждый день мы слышим музыку – это композиция, над которой работал композитор.

Мы смотрим кинофильмы – это композиция, над которой трудился кинорежиссер.

Мы наблюдаем произведения изобразительного искусства – это композиция художника.

Вы, наверно, обратили внимание на то, что во всех трех случаях я упомянула слово «Композиция».

3. Анализ. Исследовательская работа

Что это за такое важное понятие, которое применимо ко всем областям искусства?

А вот давайте эту проблему решим все вместе на нашем занятии.

Учитель: Интересно?

Ученик: Да.

Учитель: Мне тоже. Поэтому я предлагаю провести совместное научное исследование по проблеме: «Что же такое композиция и каковы ее базовые принципы?»

Учитель: Давайте с вами вместе посмотрим на экран (демонстрация слайдов живой природы). Что вы видите? Взаимосвязаны ли каким-то образом увиденные вами изображения?

Ученик: На экране мы видели случайно подобранные слайды живой природы. Эти изображения сами по себе очень интересны, но по смыслу они никак не связаны. Просмотр итоговых работ учащихся проводится в форме импровизированной выставки. Работы учащихся размещаются на планшете, оформленном в раму, имитирующем большую картину. Анализ изобразительной деятельности в форме обсуждения.

Учитель: Так, хорошо. В твоем анализе мы услышали полезное для нашего исследования выражение «связь по смыслу». Запишем его на учебной доске.

А сейчас давайте снова посмотрим на экран (показ репродукций художников-импрессионистов: Э. Дега Голубые танцовщицы Ок.1998, О. Ренуар Танец в деревне Буживаль 1882-1883, О. Ренуар Женщина с зонтиком и ребенком 1873.).

Как можно охарактеризовать увиденные изображения на этих слайдах?

Ученик: во втором случае персонажи на слайдах объединены какой-то общей целью, связаны по смыслу.

Учитель: Да, хорошо. Давайте запишем на доске еще одно ключевое выражение «объединение общей целью».

А сейчас давайте проведем анализ закономерностей работы композитора над созданием музыкального произведения:

I вариант

Звуки сирены, пение птиц, стук колес.

II вариант

Фрагменты музыкальных произведений русских композиторов.

Каково различие между этими двумя примерами?

Ученик: I вариант – случайно подобранные звуки.

II вариант – звуки сочетаются в одно прекрасное музыкальное произведение, они находятся в общении друг с другом, в произведении нельзя ничего изменить, переставить.

Учитель: И так, давайте подведем итог нашего исследования, выделяя при этом ключевые фразы, которые выстроились у нас на доске.

Ученик:

  • связь по смыслу
  • объединение общей целью
  • общение составных частей произведения друг с другом.
  • отсутствие возможности что-либо изменить в произведении.

Учитель: Теперь мы можем сделать общий вывод о том, что же такое композиция в изобразительном искусстве?

Ученик: Отсутствие возможности что-либо изменить в произведении, например, размер холста, соотношение темных и светлых пятен, высоту линии горизонта. В противном случае целостность картины сразу разрушается.

Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно.

Учитель: Значит можно сделать вывод, что композиция означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.

4. Практическая работа. Творческое задание.

Для закрепления нового материала я предлагаю вам выполнить упражнение на образное мышление:

Задание на 2 группы:

  1. Природа радуется. (под звуки пения птиц. Приложение 1).
    Цвета радости. Теплая гамма.
  2. Природа плачет (под звуки дождя. Приложение 2).
    Цвета грусти. Холодная гамма.

В ходе работы педагог создаёт ситуацию успеха, стараясь правильно распределить дозу помощи учащимся, в зависимости от их творческих способностей.

Вопрос по окончании практической работы: Можно ли ваши картины назвать композицией?

Ответ: Можно.

5. Итог урока.

Просмотр итоговых работ учащихся проводится в форме импровизированной выставки. Работы учащихся размещаются на планшете, оформленном в раму, имитирующем большую картину. Анализ изобразительной деятельности в форме обсуждения.

22.07.2010

urok.1sept.ru

Разработки планов уроков по композиции

ПЛАН УРОКА №3-4

Группа Р-11(б) Преподаватель Солнцева Екатерина Валентиновна

Тема: «Роль композиции в создании художественных произведений».

Тема урока: «Задачи предмета «Основы композиции» в оформлении изделий прикладного искусства».

Цели урока: Ознакомление обучающихся с задачами и основными понятиями предмета «основы композиции». Развитие самостоятельности и самоконтроля в учебной деятельности. Нравственное и эстетическое воспитание.

Материально-техническое обеспечение: иллюстративный (иллюстрации 1-38) и видеоматериал по теме.

Организационная часть – 5 минут

Изложение нового материала – 80 минут.

Подведение итогов урока и выдача домашнего задания – 5 минут

Организационная часть: контроль присутствия и готовности к уроку.

Изложение нового материала:

Композиция в декоративно-прикладном искусстве имеет свои особенности. Без их понимания работать будет достаточно проблематично.
  Первое, что мы должны уяснить: декоративная композиция в нашем случае, как правило, не несет сюжетной нагрузки. Ее основное назначение —эмоциональное воздействие.
  Перед вами три фигуры: круг, квадрат, треугольник (рис. 1). Какая из них, по-вашему, наиболее устойчивая, тяжелая, добрая, спокойная, агрессивная? Согласитесь, трудно представить агрессию в виде гармоничного круга, а тонкость — посредством квадрата. Подобный эксперимент проведите с линиями трех видов — горизонтальной, вертикальной и диагональю (рис. 2). Ответьте на вопрос: какая из линий динамичная, статичная и т.п.? И здесь вряд ли вы назовете динамичной горизонтальную линию, а вертикальную — самой устойчивой.
  Следующее, что мы должны с вами уяснить, — значение понятия равновесия композиции.
  Различные формы, которые вы хотите разместить на плоскости листа, должны быть уравновешены (рис. 3), т.е. расположены так, чтобы не возникало чувство неудооства, желание что-то сдвинуть, изменить размер некоторых мотивов, т.е. каждая форма должна находиться в состоянии устойчивого равновесия по отношению к другим формам, а весь набор форм — по отношению к листу бумаги. И здесь вы должны учитывать особенности восприятия композиции:
1. Белый квадрат на черном фоне всегда будет казаться больше, чем такой же черный квадрат на белом фоне (рис. 4).
2. Фигура, расположенная точно посередине листа, кажется смещенной вниз (рис. 5). Поэтому основной мотив композиции стараются размещать немного выше централиста.
  2. Чем больше контраст между фигурой и фоном, тем меньше размер самой фигуры. Попробуйте разместить в листе круг серого цвета и круг черного цвета, достигая ощущения равновесия (рис. 6). Вы заметите, что серый круг гораздо большей площади, тогда как черный будет приближаться к точке.
  Подбирая размер фигуры, следите, чтобы не создавалось ощущение, что она слишком велика для этого листа бумаги или выглядит как кораблик в бескрайнем море.
  Если основная фигура по замыслу должна быть сильно смещена относительно централиста, ее необходимо уравновесить несколькими мелкими формами.
  Интересно отметить, что по канонам европейской школы композиционный центр располагают немного выше центра листа. А мастера Китая и Японии располагают его чаще всего по такой схеме. Каждая сторона листа делится на три части, через которые проводят линии. На листе получается четыре места пересечения линий (рис. 7). Композиционный центр должен находиться в одной из точек пересечения, т.е. асимметрично относительно оси симметрии.
  Композиция может быть статичной (европейская схема) и динамичной (восточная). В динамичной композиции основное движение должно быть зрительно остановлено с помощью другого движения или элементов.
  В станковой вещи, в монокомпозиции, все элементы должны быть организованы так, чтобы не создавалось впечатления, что это просто фрагмент какой-нибудь ткани.
  Стилизуя натюрморт, используйте следующие способы его трансформаций (рис. 8, 9):
— изменение размеров предметов, если это необходимо для большей выразительности;
— изменение количества предметов, т.е. выбор наиболее интересных и значимых и исключение второстепенных для данного произведения; 
— создание новой формы из нескольких, уже существующих.
  Это положение требует разъяснения. В качестве примера разберем зарисовку натюрморта на коричневом фоне (см. вкладку, фото 1). Здесь заметно объединение форм кувшина и фрукта не только между собой, но и с отражением их в плоскости стола. Справа угадывается рисунок бутылки сложной формы, нарисованной незамкнутыми лини- ями различной толщины. Фрукт рядом с ней тоже изменяет ее форму, но совершенно иначе, чем в первом случае. Линии, изображающие драпировку, имеют направление к центру, что объединяет композицию и концентрирует внимание на центральной части листа. Сиреневые блики на обоих предметах позволяют угадать их материал — стекло бутыли и керамику кувшина — и оживляют лаконичную композицию. Сиреневая рамка вокруг работы выполняет две функции — ограничивает движение линий-драпировки и является цветовой поддержкой бликам на предметах.
  Подобным образом выполняются зарисовки растительных форм. Они могут быть цветными и черно- белыми. Здесь надо стремиться выделить и изобразить самое характерное, что позволит узнать мотив с первого взгляда (рис. 10,11,12). Минимальное число мотивов в композиции должно равняться трем. 
   Создавая композиции (рис. 13, 14), необходимо помнить не только о ритмическом или пластическом ее решении, но и о тональном. С появлением третьего тона ваша задача усложняется, так как на плоскости листа возникает не один узор, а три, которые необходимо организовать в единое целое. Например, в композиции с участием черного, белого и серого тонов возникают следующие узоры: б + ч по серому; б + с по черному и с + ч по белому. Сделайте несколько упражнений. Сначала нарисуйте ахроматическую (черно-бе- лую) шкалу тонов. Первый тон — белый, последний, девятый, — черный. Между ними последовательно закрасьте серые цвета, где каждый следующий тон будет настолько темнее предыдущего, насколько сам он светлее последующего (рис. 15).
 Вы подошли к решению выбора светлотного диапазона в соответствии с творческой задачей. Сделайте одну из зарисовок натюрморта в четырех светлотных диапазонах и убедитесь, как будет меняться их восприятие. Вот предлагаемые диапазоны. Из девятиступенчатого ахроматического ряда, уже выполненного ранее: светлоты 1 — 5; 5 — 9; 3 — 7; 1,5,9. Такая работа позволяет почувствовать, какая степень светлотно- сти больше подходит при решении задач композиции. Умение правильно организовать в композиции светлоты поможет легче перейти к цветным композициям (рис. 16).
  Цвет также несет эмоциональную нагрузку. Деление цветов происходит на теплые и холодные. При этом большая часть цветов не является только холодными или теплыми. Например, зелено-голубой будет холодным по отношению к зеленому, тем более к красному, но более теплым, чем голубой.
  Основными цветами считаются желтый, синий, красный и зеленый. Эти цвета попарно противоположны.
  В гармонии цвета есть своя закономерность. Посмотрите на цветовой круг, разделенный перпендикулярными осями. На конце каждой оси расположен один из основных цветов (см. вкладку, рис. 17). Цвета, расположенные в одной четверти круга, всегда гармоничны. В работе можно использовать все промежуточные цвета плюс один из главных. Например, в четверти от красного до желтого используйте только один главный цвет (желтый или красный) наряду с промежуточными. Такая гамма относительно спокойна, если в ней нет большой градации светлого. Один из цветов этой группы обязательно должен быть эмоционально ведущим (за счет светлоты или количества и т.д.) (рис. 18) 
  Цвета, расположенные в одной из четырех частей круга, называют родственно-контрастными: красный — желтый — зеленый; желтый — зеленый — синий; зеленый — синий — красный; синий — красный — желтый (рис. 19). Это самый обширный вид цветовых гармоний. Особенно гармоничны в этой группе цвета, расположенные на концах хорд, так как они наиболее близки к одному из основных цветов. Цвета же, расположенные на концах диаметра, являются контрастными (рис. 20). Вот какие варианты гармоний приводит в своей книге «Основы художественного оформления текстильных изделий» ВН. Козлов.
  Гармонично сочетание цветов, находящихся на вершинах вписанного в цветовой кругравностороннего треугольника (см. вкладку, рис. 21). Поворачивая этот треугольник внутри круга, мы получаем все новые и новые гармоничные сочетания цветов.
  Гармонично сочетание цветов на вершинах треугольника (см. вкладку, рис, 22) с одной стороной, параллельной диаметру.
  Так же гармоничны цвета, расположенные на вершинах (см. вкладку, рис. 23) вписанного прямоугольного треугольника.
  Все перечисленные гармонии используют три цвета, но существует гармония четырех цветов. Для этого в цветовой круг вписывают различные квадраты, прямоугольники, у которых все четыре угла равны 90°. Гармоничные цвета расположены на вершинах этих углов (см. вкладку, рис. 24).
  При работе с цветом следует учитывать также, что при большой разности светлот цвет скрадывается; с другой стороны, если желательно подчеркнуть контрастность цвета, это лучше удастся при сближенных светлотах.
  В качестве первого упражнения или для тех, кто считает, что не умеет рисовать, обратим внимание на возможность создания оригинальной композиции путем переосмысления и переработки уже готовой декоративной композиции, например композиции из засушенных растений (рис. 25,26), или зарисовкой натюрморта, используя журнал «Стекло- ревю», выпускаемый в Чехии. Этот журнал хорош, в частности,тем, что в нем публикуются фотографии изделий, которые, переработав, хорошо
использовать в качестве основы при росписи платка (рис. 27, 28). При выборе элементов или идей композиций других видов декоративно- прикладного искусства следует учитывать специфику текстиля и использовать только необходимые элементы (рис. 29). Создавая пейзаж и используя для этого зарисовки с картин других художников, дополняйте их декоративными деталями, упрощениями, синтезом форм. Не забывайте при изображении пейзажа о делении плоскости в соотношении 1:2, делая линию горизонта низко, и тогда пейзаж будет более легким, воздушным, или высоко, что дает возможность проработать более тщательно передний план (рис. 30, 31,32).
  Создавая станковую композицию по эмоциональному напряжению равной живописи, вы соблюдаете основные законы декоративной композиции, перечисленные выше. В построении композиции утилитарного изделия есть свои особенности. Например, основной идеей композиции платка является сочетание двух, на первый взгляд, взаимоисключающих моментов. Первый — композиция платка должна хорошо смотреться в развернутом виде, а второй — при перегибании платка по диагонали любой из четырех углов должен выглядеть интересно, так как именно в таком виде платок будет использоваться и восприниматься. Поэтому при создании композиции платка необходимо учитывать, как будут выглядеть все четыре угла (рис. 33, 34, 35). Композиция платка может быть традиционной, симметричной относительно двух взаимно перпендикулярных осей, как в павловопо- садских шалях, где художник рисует только 1/4рисунка будущей шали. Композиция платка может быть свободно размещенной на ткани согласно авторскому замыслу. Присутствие в такой композиции каймы узорной, гладкой, даже просто линии, делает композицию более статичной, уравновешенной. При росписи кайму надо заливать красителем с угла сразу вдоль обеих сторон во избежание затеков и пятен. По окончании платки можно обшить бахромой, что тоже придаст композиции более традиционный и спокойный вид.
  Композиция шарфа во многом зависит от его назначения. Если шарф не играет самостоятельной роли, а призван только подчеркнуть фасон или колорит одежды, он может не иметь собственной композиции. Он может выглядеть как кусок раппортной ткани или тканью с использованием дополнительных эффектов росписи, например солевой техники. Иногда шарф, особенно палантин, играет в костюме ведущую роль. В этом случае его композиция имеет большее значение. Здесь также возможны два варианта решения. В первом, когда расписывается шарф небольшого размера, целесообразно сделать композицию асимметричной, сконцентрировав основное внимание на концах шарфа, что сделает его композицию более острой, эффектной (рис. 36, а, б). При росписи палантина особое внимание следует уделить средней его части, так как эта часть изделия будет привлекать к себе наибольшее внимание. На концах шарфа не должно ощущаться перегруженности мотивами. Достаточно легкого отклика на основную тему изделия.
  Создавая рисунок купона ткани для одежды или интерьера, необходимо следить за тем, чтобы рисунок соответствовал назначению ткани. Вряд ли вы покроете изысканными лилиями спортивную футболку или стремительно бегущими фигурами спортсменов вечернее платье. Создавая ткань для одежды, необходимо продумать, где, на каком месте вашей фигуры будет сделан акцент, как будут расположены мотивы узора—- подчеркнут ли они талию, плечи или равномерно распределятся по всей фигуре (рис. 37). Если вы задумали скомпоновать узор в виде купона, т.е. основная орнаментальная нагрузка будет расположена вдоль одного края ткани, плавно перетекая в фон, то такую ткань возможно скомпоновать на фигуре минимум тремя способами: основная часть орнамента расположена по низу изделия, основная часть орнамента расположена по верху изделия и в третьем случае — по боку (рис. 38).
  Расписывая ткань для интерьера, следует учитывать общие закономерности — при низких потолках стараться придать росписи направление, близкое к вертикальному, при высоких—к горизонтальному. В соответствии с задуманным стилем оформления интерьера нарисуйте небольшой эскиз помещения, которое вы хотите оформить, и приблизительно наметьте количество и цвет будущей росписи. Использовать декоративную тйань в интерьере желательно в одном из двух основных направлений. Первое — когда декоративная ткань, роспись, играет главную роль в создании художественного образа интерьера. Здесь могут взаимно поддерживать друг друга ткани разного назначения — станковое панно, накидки на мебель, шторы. При этом совершенно необязательно, чтобы все ткани были расписаны. Лучше сочетать их с гладкими тканями той же цветовой гаммы или с небольшими включениями деталей основного орнамента.
Во втором случае декоративная ткань не несет основной смысловой нагрузки, она более нейтральна и только подчеркивает основной художественный элемент интерьера — будь то мозаика, керамическое панно или изделие из металла. Успешно создать композицию орнаментального рисунка возможно, только исходя из общего решения ансамбля интерьера, как цветового, так и пластического, и учитывая функциональное назначение текстильного изделия. 

Домашняя работа: Выполнение силуэтных зарисовок растительных мотивов.

multiurok.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *