Уроки портрета – Как рисовать портрет карандашом поэтапно для начинающих: важные советы

Урок «Портрет человека»

Разделы:
МХК и ИЗО


Занятие с учащимися
общеобразовательных школ, последний год
обучения изобразительной деятельности.




Цель:


Образовательная. Расширить и
углубить знания учащихся о создании
художественного образа человека. Усвоить
элементарные сведения по пластической анатомии
лица человека и изучить последовательность
работы над рисунком портрета.




Воспитательная. Направить внимание
ученика на характерные черты лица, выражающие
внутренний мир человека, его индивидуальные
особенности, присущие только этому человеку.
Показать многообразие и значимость форм и типов
лица человека. Воспитывать самостоятельность и
ответственность за выполняемую работу.




Развивающая. Научить при работе над
рисунком анализировать и подчеркивать
отдельные детали, чтобы добиваться большей
выразительности в портрете. Развивать глазомер,
твердость руки и навыки использования различных
материалов.




Оборудование.


Репродукции русских и зарубежных
художников-портретистов.


Работы абитуриентов художественного
училища.


Творческие работы учащихся 7-х классов
по теме: “Портрет человека”.




Материалы:


Графический карандаш, сангина,
пастель, ластик, бумага формата А-4.




Ход урока:


Ребята, вы знакомы с различными видами
искусства, это – графика, живопись,
декоративно-прикладное искусство, скульптура и
архитектура. Вспомните жанры изобразительного
искусства (портрет, пейзаж, натюрморт и т.д.).
Портрет человека один из сложных и вместе с тем
чрезвычайно интересных жанров искусства. Многие
художники оставили нам портреты своих
современников, образы людей, представляющих
самые различные социальные слои общества,
национальные и возрастные группы. (Преподаватель
показывает репродукции
). Работы мастеров
отличаются точностью социальных характеристик,
тонкостью психологического анализа, глубоким
раскрытием внутреннего мира и богатства чувств
изображаемых людей. Обратите внимание на
применяемые при этом авторами разные
выразительные средства. Тщательно продуманы,
поза, поворот головы, взгляд и жест человека,
используются различные приемы письма и
светотеневых контрастов, большое значение
придается деталям костюма и интерьера.


При поступлении в художественные
училища и институты, абитуриенты сдают экзамен
по рисунку, выполняя портрет с гипсовой модели
головы (Преподаватель показывает работы).
Здесь очень важны: точность соблюдения пропорций
изображения модели и техника владения рисунка,
штриховка, правильность нанесения теней и т.д.


Вам сегодня на уроке необходимо с
натуры или по воображению нарисовать портрет
человека. Располагать лицо будем в фас (спереди).
Посмотрите, как с этим справились ваши
сверстники. (Преподаватель демонстрирует
работы учащихся 7-х классов по теме: “Портрет
человека
”). В работе им помогло знание
основных особенностей анатомии лица и
последовательности работы над рисунком.



Постарайтесь представить себе лицо
человека, которого хотите нарисовать. Различают
пять основных типов формы лица: пятиугольную,
яйцевидную, эллиптическую, круглую, клиновидную (преподаватель
рисует на одной половине доске Рис.1
).





Композиция рисунка должна занимать
весь формат листа. Так как голова человека имеет
вытянутую форму, лист бумаги положите перед
собой вертикально. (Преподаватель начинает
рисовать на другой половине доски Рис.2
).
Нарисуйте овал лица. Обратите внимание, ширина
лица чуть меньше высоты (соотношение
приблизительно 5 : 7). Не
забудьте оставить сверху место для прически,
снизу для изображения шеи и плеч. (Учащиеся
начинают рисовать, сверяя свои рисунки с
рисунком преподавателя на доске
.)





При построении рисунка головы важная
роль принадлежит вспомогательным линиям,
позволяющим соблюдать положение и соотношение
частей лица. Средняя вертикальная
вспомогательная линия проходит от затылочного
бугра, посередине лобной кости, к основанию носа,
по середине челюстей. Средняя горизонтальная
вспомогательная линия делит лицо на равные по
высоте части. Другими вспомогательными линиями
рисунок делится на части кратные 1/5-ой ширины
( размер – а ).



Решите, кого вы будете рисовать:
ребенка, мужскую голову или женскую? Посмотрите
на доску, я приведу пример с мордами трех
медведей. (Преподаватель на доске рисует Рис.3).
Глаза в мужском портрете чуть выше середины лица,
в женском – на середине, у детей дошкольного
возраста – ниже середины лица.



Форма глаз овальная, расстояние между
ними примерно равно глазу. (Преподаватель
продолжает рисовать Рис.2
). Сам глаз состоит из
глазного яблока прикрытого верхним и нижним
веками, которые образуют глазную щель. В центре
находится зрачок, черная точка, уменьшающаяся
или увеличивающаяся от величины света. Вокруг
него рисуем радужную (цветную) оболочку, и блик
(белый отсвет), появляющийся на шарообразной
“блестящей” поверхности роговицы. Глаза бывают
маленькие и большие, узкие и широкие, по цвету –
голубые, серые, карие, зеленые.


Брови находятся над глазами и
располагаются на вспомогательной
горизонтальной линии. Брови тоже бывают широкие
и узкие, прямые и изогнутые.


Нижняя часть лица делится на две части
вспомогательной горизонтальной линией на высоте
~2а. На ней располагается кончик носа с
симметричным правым и левым крылом. Нос имеет
форму четырехсторонней пирамиды. Нос так же
может быть короткими длинным, курносым,
“орлиным”, “картошкой”, прямым или
“греческим”.


Далее рисуем губы, верхнюю и нижнюю.
Они располагаются ниже носа и имеют
волнообразный контур. Длина губ составляет
размер от середины зрачка одного глаза до
середины зрачка другого глаза. Губы могут быть
узкими, средними, толстыми и вздутыми.


Уши располагаются по высоте от
продолжения линий брови (сверху) и рта (снизу).
Рисуем линию роста волос, которая проходит по
вспомогательной горизонтальной линии,
проведенной на расстоянии а сверху, и
спускается к верхней части ушей.


Подбородок и скулы у детей и женщин
закруглены, у мужчин чаще четко и резко очерчены.
Прически самые разнообразные. Шея в два раза уже
ширины головы. Тот, кто рисовал пастелью и
сангиной может нанести тень: на шее, скулах, веках
и на боковых стенках носа, при помощи легких
штрихов. Карандашом выполнить светотень сложнее.


Для человека во все времена понятие о
красоте сводилось к правильным пропорциям.
Придерживаясь этого направления, художники
достигали блистательных вершин искусства. Мы
сегодня с вами тоже попытались нарисовать
портрет своих знакомых, и надеюсь, что успешно.
Спасибо за работу.

18.12.2003

urok.1sept.ru

Урок по эффектной обработке портрета в фотошоп / Фотошоп-мастер

В этом уроке мы рассмотрим несколько методик создания драматического портрета в программе Adobe Photoshop. Здесь будет активно применяться инструмент MixerBrush (Микширующая кисть), а также техника ретуши Dodge and Burn (Осветление и затемнение), для подчёркивания главных деталей и получения драматического эффекта.

Для выполнения данного урока  вам потребуется версия AdobePhotoshop CC, так как именно в ней произошли значительные обновления. Мы будем использовать корректирующий слой ColorLookup (Поиск цвета), отретушируем кожу модели, а также опробуем новый фильтр CameraRaw, который стал доступен начиная с версии CC. Но так или иначе, если у вас установлена другая версия программы, вы получите похожий результат.

Скачать архив с материалами к уроку

Перевод выполнен на основе урока, выложенного на видео портал YouTube, поэтому сделаем все, чтобы Вам было понятно и легко в выполнении.

Шаг 1

Для начала, потребуется отделить модель от фона. Для этого, автор использовал  инструмент Pen (Перо)(P), для более точного выделения. После того, как модель будет полностью выделена, нажимаем правую кнопку мыши и выбираем MakeSelection (Образовать выделение). Радиус (Feather) растушёвки поставьте – 1px. Затем применим маску слоя к выделенной модели. Если ещё остались какие-то погрешности, можно убрать их чёрной кистью на маске слоя.

Для того, чтобы края модели смотрелись более аккуратно, можно использовать функцию RefineEdge (Уточнить край) с настройками, как на скриншоте.

Также, автор советует обратить внимание на оставшийся контур вокруг модели. Его можно будет затемнить при помощи LayerStyle (Стиля слоя) InnerShadow (Внутренняя тень) с указанными на скриншоте настройками.

Назовите слой с моделью «Model».

Шаг 2

Теперь давайте откроем изображение фона (Ctrl +O), либо просто перенесите картинку в программу. Размоем фон при помощи фильтра GaussianBlur (Размытие по Гауссу). Размойте фон таким образом, чтобы не было видно каких-то деталей. Автор использовал фильтр с радиусом 106.

Шаг 3

Приступим к удалению дефектов на лице. Создадим новый слой (Ctrl+Shift+N). Назовите его fix. Применим его в качестве ClippingMask (Обтравочной маски) к слою с моделью «Model». Также, необходимо поставить галочку рядом с SampleallLayers (Образец со всех слоёв).

Теперь, при помощи инструмента HealingBrushTool (Точечная восстанавливающая кисть), удалим некоторые дефекты на лице.

Далее, создадим новый слой (Ctrl+Shift+N) и назовём его soft. Применим его в качестве обтравочной маски к слою fix. При помощи инсрумента MixerBrush (Микширующая кисть) с настройками, указанными на скриншоте, разгладим кожу модели. Также, не забудьте поставить галочку рядом с SampleallLayers (Образец со всех слоёв).

Результат, который должен получиться:

Шаг 4

Создадим новый слой (Ctrl+Shift+N). Назовём его R. Снова воспользуемся инструментом Pen (Перо)(P). В настройках, на панели опций сверху, вместо Path, поставьте Shape. Таким образом, новый контур будет автоматически заполняться заливкой. Создадим контур вокруг правой (от нас) линзы на очках. Для удобства выделения, рекомендуется слегка снизить Fill (Заливка), данного слоя, до 64%.

Теперь приступим к выделению второй линзы. Создайте новый слой (Ctrl+Shift+N) и назовите его L. Также выделите линзу по контуру и слегка снизьте Opacity (Непрозрачность), данного слоя, до 64%.(Примеч. переводчика) Для более тесного знакомства с инструментом Pen (Перо)(P) можно изучить эту статью https://photoshop-master.ru/articles/tools_a/kak-rabotat-s-perom.html

Как только всё будет готово, перейдите на слой R и примените для него LayerStyle (Cтиль слоя) GradientOverlay (Перекрытие градиентом)(либо дважды кликнув по слою левой кнопкой мыши) с настройками, как на скриншоте.

Используйте градиент от #2f2368 к #ffffff. Результат который должен получиться:

Теперь просто перенесём LayerStyle (Стиль слоя) (удерживая клавишу Alt) со слоя R на слой L.

Вот такими должны получиться очки модели:

Создадим группу и перенесём туда оба слоя. Назовите группу «Glasses».

Теперь создадим корректирующий слой Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность) и применим его в качестве ClippingMask (Обтравочной маски) к группе с линзами.

Подвинем ползунок Hue (Цветовой тон) до значения -37.

Шаг 5

Теперь нам необходимо создать небольшую тень от очков. Для этого нужно создать новый слой под группой «Glasses». Назовите его «GlassShadow».

Далее, с зажатой клавишей Ctrl, кликните по слою L. Таким образом, вокруг линзы появится круглое выделение. Перейдите в Select (Выделение) – Modify (Модификация) – Expand (Расширить). Радиус расширения поставьте 5 px. Выделение станет шире. Далее, перейдите Select (Выделение) – Inverse (Инверсия) (либо правый клик по выделению и SelectInverse) (Alt+Ctrl+I). Теперь, при помощи инструмента Brush (Кисть)(B) с Feather (Непрозрачностью) и Flow (Нажимом) по 50% и низкой жёсткостью, оставьте небольшую тень по контуру оправы, оставив тень за очками.

Затем, ту же самую манипуляцию проделайте и для правой оправы.

Если у вас остались лишние следы тени, просто удалите их про помощи инструмента Eraser (Ластик)(E).

Если тень кажется вам не реалистичной, т.е слишком тёмной, можете применить фильтр GaussianBlur (Размытие по Гауссу).

Примечание переводчика: для выделения тени, можете использовать любой инструмент выделения. Автор использовал RectangularMarqueeTool (прямоугольное выделение) (M)).

Радиус размытия оставьте в районе 3 px. Перетащите конечный вариант в группу «Glasses».

Итак, результат выполненных действий:

Шаг 6

Создайте новый корректирующий слой GradientFill (Градиентная заливка) поверх всех слоёв. Градиент сделайте от белого к прозрачному.

Примеч. автора: Розовый свет, падающий на модель слева, показан таким образом, чтобы его было лучше видно. Также, для этого слоя был использован режим наложения SoftLight (Мягкий свет). Понизьте Opacity(Непрозрачность) этого слоя настолько, пока результат вас не начнёт устраивать.

Убавьте Opacity (Непрозрачность) этого слоя до 30% и измените режим наложения на SoftLight (Мягкий свет).

Шаг 7

Создайте новый корректирующий слой ColorLookup (Поиск цвета). В подразделе 3DLutFile выберите EdgyAmber 3DL. Уменьшите Opacity (Непрозрачность) этого слоя до 15%.

Шаг 8

Создайте новый корректирующий слой Curves (Кривые). Перейдите в этом слое на синий канал и подтяните нижнюю точку, чтобы затонировать изображение в тенях и светах, тем самым добавив эффект сплит тонирования, как на скриншоте.

И верхнюю точку.

Результат, который должен получиться

Шаг 9

Снова создайте корректирующий слой GradientFill (Заливка градиентом) с цветом от f6dfb2 к прозрачному с настройками, как на скриншоте.

Теперь передвиньте градиент в левый верхний угол, как на скриншоте:

Также, есть другой альтернативный способ.

Создайте новый слой (Ctrl+Shift+N) с режимом наложения Screen (Экран). При помощи инструмента Brush (Кисть)(B) с большим радиусом (3500-4000 px) и цветом 90856b, сделайте один клик в верхнем левом углу и при помощи инструмента FreeTransform (Свободное трансформирование)(Ctrl +T) увеличьте получившееся свечение, как на скриншоте.

Назовите данный слой «SoftGlow». Полученный результат можно увидеть на скриншоте:

Шаг 10

Создайте новый корректирующий слой ColorBalance (Цветовой баланс) с настройками, как на скриншоте.

Шаг 11

Создайте новый слой(Ctrl+Shift+N) поверх всех слоёв. Перейдите в Edit (Редактирование) – Fill (Заливка). Оставьте все настройки, как есть и измените режим наложения, данного слоя, на Overlay (Перекрытие).

Воспользуйтесь инструментом DodgeTool (Осветлитель)(O) с Exposure (Экспозицией) 20% и слегка осветлите контуры лацканов пиджака, складки на рукавах, светлые участки ремня и брюк. Также необходимо осветлить контур подбородка, светлые области на очках, светлые участки губ, бровей, а также светлые участки лица, шеи и волос (не забудьте про пробор). Как на скриншоте

И вот результат:

Если вдруг вы заползли инструментом DodgeTool (Осветлитель)(O) на фон, то воспользуйтесь кистью серого цвета(#808080) и закрасьте лишний осветлённый участок.

Шаг 12

Объедините все слои в один (Alt +Shift+Ctrl+E) и поместите этот слой поверх всех слоёв. Используем фильтр CameraRaw. Для этого перейдите в Filter(Фильтр) – CameraRAW и примените настройки, как на скриншоте. Более подробно ознакомиться с этим фильтром можно в этой статье: http://photo-monster.ru/postobrabotka/rub/adobe-camera-raw/page/2

Получился, довольно таки неплохой результат. Надеюсь, что вы получили много знаний, в ходе урока, и результат вам понравился.

Автор: Andrei Oprinca

photoshop-master.ru

Конспект урока по ИЗО на тему «Портрет. Виды портрета»

Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе

Тема: «Портрет. Виды портрета»

Составила:

Учитель ИЗО,

Сурсякова Любовь Ивановна

Цель: познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох

Задачи:

  1. познакомить с понятием «портрет», видами портрета, художниками-портретистами, научить различать виды портрета

  2. развить способность учащихся к анализу, сопоставлению и сравнению произведений искусства

  3. формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем образе человека;

Оборудование: презентация PowerPoint, рабочая тетрадь, принадлежности для рисования

Ход урока

1.Организационный момент

2. Вводная беседа

1.Определение темы урока

Когда художник, независимо от века,

Изобразил нам на картине человека,

То ту картину назовем, сомнений нет,

Конечно, не иначе как… (портрет)

2.Формулировка целей и задач урока

3.Изучение нового материала

Портретный жанр возник раньше других — известный скульптурные египетские портреты многовековой давности.

Портрет — изображение человека или группы людей в произведении живописи или скульптуры. Портрет является одним из основных жанров живописи, скульптуры, графики (слайд 2).

Искусство портрета зародилось несколько тысячелетий тому назад. Первые портреты был созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нем навечно. В созданных величественных статуях она чувствовала себя спокойно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела.

Только в IV веке в портрете начинает отражаться вся полнота индивидуальности личности (Платон, Аристотель, Софокл и др.).

«Я заканчиваю ваш портрет» — сказал Пикассо человеку, которого рисовал. — «А теперь постарайтесь быть похожим на него»

Пабло Пикассо (слайд 1)

Как вы понимаете это высказывание?

Портрет — это художественный образ человека. В нем должна ощущаться конкретная личность с присущими ей, и только ей, особенностями внешности, психологии, нравственного облика.

Портрет должен увековечить в истинном, правдивом, неискаженном виде облик определенного реального человека. А как этого добиться? Копируя его? Нет, дело не в том, чтобы точно скопировать внешность. Главное — передать сущность портретируемого.

Постепенно в искусстве стали выделяться виды портрета. На сегодняшний день существуют следующие: (слайд 3)-Парадный портретрепрезентативный портрет — подтип портрета,   абсолютизма. Его главной задачей является нетолько передача визуального сходства, но и возвеличивание заказчика, уподобление изображенной персоныбожеству (в случае портретирования монарха) или монарху (в случае

 портретирования аристократа) (слайд 4).

Камерный портрет — это не только набор внешних признаков, это — новый способ видения человека. Если в парадном изображении критерием ценности человеческой личности были ее деяния (о которых зритель узнавал через атрибуты), то в камерном — на первый план выдвигаются моральные качества (слайд 5).

Камерный портрет — используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне.

Одиночный и групповой портрет различаются по количеству изображаемых (слайд 6). Групповой портрет подразумевает изображение трех и более человек. Портретируемые представлены в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (слайд 7).

Нередко портреты образуют целые ансамбли — портретные галереи. Они изображают обычно представителей одного рода, включая здравствующих членов семьи и их предков. Портретные галереи иногда создаются по профессиональному, административному, семейному и другим признакам (например, галереи портретов членов корпорации, гильдии, офицеров полка и т. д.).

Погрудный портрет. Предпочительные форматы портрета в станковой живописи меняются на протяжении времени. В ранний период развития портрета (например, западноевропейский средневековый портрет, или Россия XVI века) изображается только голова, или оплечное изображение, в котором лицо все равно является самым главным. Погрудный срез и затеснённость обрезом картины создаёт впечатление максимальной приближённости к зрителю, крупного плана. Нейтральный фон не отвлекает внимания от лица. Отсутствие жестов также сосредотачивает внимание на нём (слайд 8).

Затем, по мере развития жанра, стремление к тому, чтобы показать личность более конкретно, ведет к тому и с указанием на его социальные характеристики с помощью атрибутов, ведет к тому, что появляются светские поясные портреты, затем и портреты целиком в рост. Трактовке костюма и окружающего модель пространства уделяется все больше внимания. В дальнейшем портретная композиция все больше обогащается реальным бытовым интерьером и атрибутами (слайд 9, 10).

Автопортрет. Автопортре́т — портрет самого себя. Многие художники-портретисты создавали автопортреты, причём некоторые написали рекордное число своих изображений. Иногда художники помещали своё изображение в групповые портреты (слайд 11).

4.Физ.минутка

5. Обобщение и закрепление знаний

Определите вид портрета (слайд 12, 13).

6.Практическая работа

Задание. Выполните рисунок на свободную тему (работа красками).

Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи ‘учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.

7.   Итог урока.

  1. Выставка работ.

  2. Заключительное слово.

Источники:

  1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 129 с.

  2. Уроки изобразительного искусства. Искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 6 класс / Л.А. Неменская, И.Б. Полякова; под. Ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012. – 159 с.

  3. http://zagadki-pro.ru

  4. Этапы рисования натюрморта (Методические рекомендации) Власова Н.П., педагог дополнительного образования по ИЗО

  5. http://www.palitra.co

  6. https://gallerix.ru/

  7. http://www.wm-painting.ru/

  8. http://dic.academic.ru

  9. http://www.museum.ru

  10. http://www.art-spb.ru

infourok.ru

Тема урока: «Портрет». 5-й класс

Разделы:
МХК и ИЗО

Класс:

5




1. Паспорт урока


Вид занятия – Изображение на плоскости.


Тип урока – урок совершенствования знаний,
умений, навыков.


2. Цели урока:




Образовательная. Научить детей
анализировать, передавать в рисунке строение
головы человека и при построении правильно
располагать на лице глаза, нос, брови, губы; учить
видеть разнообразие человеческих лиц.


Воспитательная. Эстетически воспитывать
учащихся, развивать их художественный вкус.


Развивающая. Способствовать дальнейшему
развитию графических навыков. Развивать
творческое воображение.




Оборудование: таблица «Конструктивная форма
частей лица», иллюстрации работ художников,
раздаточный материал.


Ход урока




1. Организационный момент.


Установить должную дисциплину в классе.
Отметить отсутствующих.




2. Сообщить цели и задачи нового материала.



— Сегодня на уроке мы будем говорить о портрете.
Что означает слово «портрет»?


— Правильно, портрет – это изображение
конкретного человека, передающее его
неповторимые особенности, — строение лица, черты
характера, отношение к людям.


Посмотрите на портреты, написанные
художниками. Какие они?




3. Изложение учебного материала.



Портрет! Что может быть проще и сложнее!
Послушайте, что говорил о красоте человеческих
лиц писатель Заболоцкий.


Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица – подобие жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные мертвые лица

Закрыты решетками, словно темницы.

Иные, как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижину знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошек ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица – подобья ликующих песен,

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот!


А вы никогда не задумывались над тем, что люди
должны быть очень похожи друг на друга.
Действительно, ведь у всех людей на лице есть нос,
рот, два глаза, над ними брови, лоб, волосы, и лицо
по вертикали делится примерно на три равные
части. Но, тем не менее, вы сидите передо мной 30
человек и все вы совершенно разные. Почему? У вас
разные формы и размеры глаз, губ, носов, вы все
непохожи друг на друга, поэтому я различаю вас.
Давайте внимательно всмотримся, друг в друга и
постараемся увидеть многообразие и
неповторимость черт и их сочетаний.


Нос, глаза, брови вписаны в «рамку»
человеческого лица. Попробуем нарисовать разные
формы лица.



Дети рассматривают рисунки.


Лицо может напоминать овал – 1, круг – 2, быть
ромбообразным с выступающими скулами-3,
расширяющееся книзу – 4.


Это основные формы, но пропорции и характер
линий могут быть самыми разнообразными. И это
создает множество вариаций.


На лице самыми, пожалуй, выразительными
являются глаза. Их форма образуется двумя
линиями – верхним и нижним веком, характер
которых очень разнообразен. Посмотрите
внимательно в глаза друг другу. Какие они? Какая у
них форма?


Рассматривание рисунков на доске.



-Линия нижнего века прямая, а верхнего –
дугообразная(1), линия верхнего века изломанная,
нижнего – прямая(2), линии обоих век дугообразные,
глаз имеет форму эллипса


(3), линии верхнего и нижнего век выгнуты в одном
направлении (4).


Между глазами находится нос, он занимает
примерно одну треть лица по вертикали. Но у
кого-то нос может быть длинным, а у кого-то
коротким. Формы у него тоже бывают очень
разнообразными. Посмотрите друг на друга. Какие
формы носа вы увидели?


Рассматривание рисунка на доске.


 


Нос узкий, расширяющийся книзу (1), широкий
сверху и сужающийся книзу (2), прямой(3), широкий
сверху, сужающийся и снова расширяющийся (4).


Кончик носа может быть острым, тупым, округлым.
Ноздри могут быть большими и маленькими. Такое
разнообразное сочетание форм придает лицу
своеобразие.


Ребята, снова посмотрите друг на друга.
Обратите внимание на брови.


Рассматривая линию бровей, мы выяснили, что она
может быть следующей. (Рисунок на доске).



А теперь обратим внимание на рот. Рот состоит из
верхней и нижней губ, сочетание различных форм
которых и создает многообразие.



Рассматривание рисунка на доске.

  1. Нижняя губа крупнее верхней.
  2. Губы узкие.
  3. Губы одинаково полные.

После показа на доске выбираю из класса
несколько ребят с аналогичными лицами, чтобы
дети, сравнив нарисованное с действительностью,
убедились в том, что такие формы бывают и впредь
умели их различать, выделить, запоминать и
рисовать, избегая однообразия.


Я показываю ребятам последовательное
выполнение рисунка головы.


 


Объясняю, как плоское очертание головы
приобретает объемную форму, если пройтись тоном
по вискам, Подчеркнуть скулы и боковые плоскости,
положить тень на шею, под подбородок. Показываю,
как затемнить глазницы, плоскости носа, где и как
затемнить глазное яблоко.


Конструктивная форма частей лица представлена
отдельно на раздаточном материале. Им можно
пользоваться во время выполнения рисунка.


А теперь пора приниматься за работу.




4. Самостоятельная работа учащихся.



Ребята, нарисуйте два варианта портрета,
причем, все они должны быть разными: портрет
мальчика (мужчины), бабушки. У каждого лица должны
быть разные носы, глаза, брови, губы, уши, волосы.
Если кто-то захочет, может нарисовать людей
разных национальностей.




5. Завершение урока и задание на дом.



Из двух эскизов выбрать самый удачный и
выполнить на альбомном листе живописными или
графическими средствами.


Дети должны соединить знания, полученные на
уроках, с новыми.

12.02.2007

urok.1sept.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о