Уроки портретной фотографии – Портретная фотография

Содержание

Портретная фотосъемка: основные правила, 200+ поз для портрета | Фотошкола Genesis

Фотография А. Бабичюса и И. Бельчиковой (meninenuotrauka.lt)

Вы наверняка пытались снять удачный портрет при наличии хорошего фотоаппарата и уверенной в себе модели. Если в результате, на ваш взгляд, не вышло ни одного удачного кадра, значит, вы уже поняли, что портретная фотосъемка – один из самых сложных видов фотографии.

Обычно картина получается еще более мрачная, поскольку не у всех есть хорошая камера, да и роль модели играет подруга или застенчивый клиент, которые при виде фотоаппарата становятся «пластилиновыми» и просят их «лепить».

Знакомо? И не только вам! Советы, которые вы получите в этой статье, помогут решить эту проблему. Фотографии, сделанные с учетом описанных ниже правил, не просто смотрятся лучше – они больше нравятся самим моделям. Важно помнить, что не существует техники портретной фотосъемки, которая подходит всем без исключения моделям. Поза и точка съемки, подходящие одной модели, могут не подойти другой.

Введение

При портретной фотосъемке фотограф должен учитывать пять важнейших составляющих:

  • Фокусное расстояние
  • Свет
  • Композиция
  • Настроение модели
  • Фон

Умение владеть техническими параметрами камеры, такие как выдержка, диафрагма и баланс белого подразумевается по умолчанию.

Фокусное расстояние

Наиболее часто для классических портретов используются объективы с фокусным расстоянием 85 мм. Такие объективы даже называют портретными. Их основное преимущество в том, что они не искажают черты лица модели, а также помогают фотографу держаться «в стороне», что обеспечивает больший психологический комфорт. Хорошо подходят для крупных планов.

В небольших помещениях также принято использовать объективы 50 мм. Такие объективы лучше подходят для съемки средних планов. Для лицевых портретов моделей с крупным лицом лучше выбрать объектив 85 мм.

Фотография А. Бабичюса и И. Бельчиковой

Широкоугольные объективы 12-24 мм используются для съемки портретов в интерьере. Однако следует помнить, что модель нельзя размещать близко к краю кадра, поскольку такой объектив сильно искажает пропорции тела.

Свет

Освещение — это не только способ сделать фотографию объемной, но и возможность подчеркнуть достоинства, индивидуальность, а также скрыть недостатки модели. Природа наградила нас абсолютно разной внешностью, поэтому каждой модели подойдет конкретная схема освещения. Если вы пока не знаете, как влияет свет на изображение лица модели, взгляните на эту шпаргалку. По ней отчетливо видно, как освещается лицо под тем или иным углом.

Подробно о том, как пользоваться этой шпаргалкой или создать собственную, можно прочитать в этой статье.

В портретной фотографии есть несколько широко используемых вариантов освещения. Их можно смоделировать при помощи обычного света от окна в вашей комнате, без вспышек. Тренироваться в поиске освещения также лучше с естественным светом (или с постоянным светом, например, от ламп), чтобы все изменения были видны еще до съемки.

Один из самых популярных типов освещения — это схема света «Петля». При съемке с таким углом падения света на щеке появляется небольшая тень от носа в форме петли (видна справа от носа):

 

При этом источник света должен находиться чуть выше уровня глаз модели, и свет должен падать чуть сбоку. Есть еще 5 наиболее распространенных схем освещения, также используемых для портретов, о которых вы, при желании, можете узнать в еще одной статье.

Композиция

Композиция в портрете — понятие очень широкое. К нему относятся и поза модели, и построение кадра.  Даже фон и предметы одежды сюда частично входят.

Вот некоторые советы, которые помогут вам сориентироваться в этом важном вопросе:

Правило третей. Чем лучше вы его знаете, тем точнее вы сможете угадать, когда его нарушить. В двух словах: по правилу третей зрительные центры на фотографии располагаются в красных точках, на пересечении вертикальных и горизонтальных линий:

Фотография А. Бабичюса и И. Бельчиковой

В этих центрах нужно располагать важные объекты. Это могут быть лицо или фигура, либо глаза — если это портрет крупным планом. Кроме того, это могут быть значимые детали интерьера. Справедливости ради надо сказать, что правило третей не является руководством на все случаи жизни.

Центр фотографии: если на фоне есть значимые детали, то портретируемого нужно располагать не по центру фотографии, а слева или справа. Если фон нейтрален, и портретируемый смотрит прямо, то, напротив, его фигуру лучше расположить по центру.

Фотография А. Бабичюса и И. Бельчиковой

Части тела: При постановке портрета не кадрируйте руки или ноги портретируемого в суставах. Кадрированные конечности смотрятся неэстетично. О других часто совершаемых ошибках при построении позы можно прочитать в статье 12 распространенных ошибок, допускаемых при позировании.

Глаза: Фокус должен быть на глазах. Нехорошо, если резкими останутся уши или волосы модели, а не лицо.

Крупный план: При съемке портрета крупным планом, точка съемки должна быть слегка сверху, чтобы не показывать ноздри – они, как правило, выглядят непривлекательно.

Фотография А. Бабичюса и И. Бельчиковой

Такой ракурс, к тому же, выгоден для пышных моделей, а также девушек, которые хотят выглядеть на фотографиях немного худее.

Если вам интересно, как можно сделать модель стройнее благодаря средствам позирования и свойствам оптики, почитайте статью 15 способов скрыть лишний вес при фотосъемке.

Не снимайте портрет снизу: Если это лицевой портрет, то нижняя часть лица получится слишком крупной, а если это ростовой портрет, то особо крупными получатся ее бедра, а голова, напротив, слишком маленькой.

Одежда

Для портретной фотосъемки нужно подобрать однотонную одежду либо одежду с неброским рисунком. Следует помнить, что портрет модели, снятой в платье в горошек на пестром фоне, будет выглядеть нелепо. Поэтому важно сочетать одежду модели с фоном. Если на одежде есть значимый рисунок, то фон должен быть как можно более однородным.

Фотография А. Бабичюса и И. Бельчиковой

Многие фотографы рекомендуют темный цвет одежды, поскольку он худит. Черный или темный цвет одежды действительно уместен, если у модель хочет выглядеть стройнее, но если ей наоборот хочется подчеркнуть, какая замечательная у нее фигура, лучше выбрать одежду в светлых тонах и при этом выбрать темный фон, чтобы портрет смотрелся контрастнее.

Большинство любителей и начинающих фотографов не обладает студийным или портативным светом, чтобы хорошо осветить объект съемки, поэтому детали черной или темной одежды и очертания тела теряются в тенях. Учитывайте это при выборе костюма.

Рукава: Еще одна важная рекомендация по подбору одежды для портретной фотосъемки — выбор длины рукава. Даже при небольшом лишнем весе руки на фотографии смотрятся полнее, если выбрана одежда без рукавов. Сделать руки стройнее поможет одежда с длинным рукавом. Если проблема остается, попросите модель слегка раздвинуть руки (например, поставить их на пояс): тогда руки будут смотреться лучше.

Если вам интересно, как подобрать одежду модели и как совместить ее с фоном, об этом подробно рассказывается в еще одной статье.

Позирование

  1. Отличное руководство для начинающих разработал Линн Херрик (Lynn Herrick). Он собрал более 200 наиболее применяемых поз для портретной фотосъемки, которыми можно свободно пользоваться (в том числе, распечатать в качестве шпаргалки). Помните, что не все позы подойдут конкретной модели. Во время съемки также лучше проверить, не допустили ли вы одну из распространенных ошибок, которые описаны в уже упомянутой выше статье.

>>Скачать все позы одним архивом<<

Эти рисунки можно загрузить на мобильный телефон, чтобы они всегда были под рукой.

2.  Есть также отличная программа с позами для портретов, разработанная специально для мобильного телефона – в таком формате рисунками пользоваться удобнее. Скачать программку можно в этой статье.

Спина: Сутулая спина и опущенные плечи непривлекательны. У сутулой модели теряется шея. Если портретируемый забыл об осанке, деликатно напомните ему о том, что спину следует держать ровно.

Ракурс и наклон головы: Наиболее распространены ракурс в три четверти, профиль и фас. Подробнее об особенностях съемки этих ракурсов вы можете почитать в статье о ракурсах.

Не забывайте, что каждый ракурс меняется, стоит фотографу попросить модель слегка наклонить голову или развернуться ближе к источнику света.

«Покрутите» модель, чтобы увидеть, какой наклон головы характеризует ее с лучшей стороны. Если модели не нравится, что вы снимаете каждый незначительный наклон, напомните ей, что знаменитые актеры и актрисы часто подбирают позу для фотосессии, чтобы знать, с какого ракурса они получатся лучше всего.

Подбородок: следует помнить, что некоторые люди, сами того не ощущая, выдают второй подбородок. Чтобы гарантированно избавиться от этой неприятной мелочи, попросите модель наклонить корпус тела вперед (опереться на спинку стула или перила), и слегка опустить подбородок.

Фон

Лишние детали и неприятные мелочи: При съемке портрета необходимо обращать внимание на порядок в комнате – это существенно сэкономит время при обработке в графическом редакторе. Гораздо проще навести порядок в комнате, где будет происходить фотосъемка, чем потом удалять большой белый пакет с пятнистого кресла в графическом редакторе. Чистая и просторная комната всегда смотрится лучше, чем комната, в которой разбросаны журналы, газеты, игрушки и книги. Временно убрав ненужные предметы, вы сконцентрируете внимание зрителя на модели.

Окружение: Если съемка портрета происходит на улице, также важно следить за фоном: нехорошо, если из головы модели растут фонарный столб или дерево. Если фотограф отойдет на два-три шага влево или вправо или попросит модель это сделать, проблема будет решена.

Планирование съемки и подручные средства: Если речь идет о коммерческой съемке, можно заблаговременно обговорить с клиентом, какой фон ему понравится больше – интерьер его квартиры или однородный фон. Однородный фон можно создать не только средствами студии – это могут быть однотонные стены или размытый объективом пейзаж леса.

Фотография А. Бабичюса и И. Бельчиковой

В качестве однородного фона хорошо использовать окно, которое можно засветить, сымитировав белый студийный фон. Для этого нужно выставить экспозицию по модели, переэкспонируя, таким образом, окно. Если детали вида из окна все равно заметны, можно дополнительно подсветить модель отраженной вспышкой, как на фотографии ниже.

О других видах подручного фона можно прочитать в статье 9 способов подобрать фон для портрета.

Не забывайте также, что фон, особенно студийный, должен гармонировать с одеждой и особенностями внешности модели. Так, чтобы скрыть недостатки фигуры, нужно снимать модель на неконтрастном фоне, схожим по тону с одеждой.

Настроение модели и атмосфера

Все выше перечисленные правила и советы теряют смысл, если:

  1. Вы чувствуете себя некомфортно;
  2. Модель чувствует себя некомфортно.

Если вы просите модель улыбаться, улыбайтесь сами. Выберите тему разговора, не связанную с фотосъемкой, спросите у модели об интересах, отвлеките ее. Хороший контакт с моделью – 99 процентов успеха в портретной фотосъемке.

Фотография А. Бабичюса и И. Бельчиковой

Для создания дополнительного комфорта могут подойти:

  1. Организация фотосъемки в местах, где любит проводить время клиент/модель;
  2. Спокойная музыка; музыка, которая нравится модели;
  3. Чашка кофе или чая, если съемка проходит в помещении.

Если вы арендуете студию, дополнительно о создании комфортной обстановки можно прочитать в статье «Как помочь модели вести себя естественно в фотостудии?»

Если же вам более близок репортажный стиль съемки, почитайте интервью с Евгенией Суриной, семейным фотографом, который снимает в документальном стиле, и узнайте, как ей удается создать комфортную обстановку для клиентов.

Заключение

Осветить все тонкости портретной фотосъемки в одной статье довольно трудно. Если вы считаете, что какой-то важной детали в этой статье не хватает, не стесняйтесь – напишите свое мнение.

Какие тонкости о портретной фотосъемке знаете вы? Поделитесь ими в комментариях!

с вашего сайта.

www.si-foto.com

Портрет основы. Введение — PhotoStocks.info

Меня зовут Александр Хохлов, и я приветствую вас на курсе «Основы портретной фотографии». Некоторое время назад, первый раз взяв в руки фотокамеру, я уже знал, что хочу и буду заниматься фотографированием людей. Это оказалось далеко не простым занятием, но чем больше времени я посвящал и продолжаю посвящать изучению портретную фотографию, тем больше она меня затягивает и открывает новые горизонты.

Портретная фотография — неотъемлемая часть нашей жизни. Мы постоянно снимаем друзей, знакомых, случайных прохожих где бы то ни было: дома, в гостях, на работе, на улице, в поездках. И, как это часто бывает, когда мы берем в руки красивый фотоальбом или модный журнал, видим там потрясающие фотографии — драматичные, философские или, наоборот, кричащие цветами, стильные и гламурные. После чего в сознании многих всплывает определяющая фраза «Хочу снимать так же!»

В нашем курсе мы начнем воплощать ваши желания в жизнь, подойдя к съемке портрета как к художественному ремеслу, бесконечному и интереснейшему творчеству. Изучая уроки моего курса, вы узнаете:

какими качествами должен обладать хороший портрет;
какие типы портрета существуют;
как правильно строить композицию при съемке людей;
как работать с освещением;
тонкости позирования и многое другое.
Но для начала разберемся в самом главном вопросе.

Что же такое портрет?

Перед тем как приступить к изучению основ портрета, давайте разберемся, что же такое, собственно говоря, портрет. С технической точки зрения портретом можно считать любую фотографию человека. Однако используя только такое определение, мы будем подходить к портрету просто как к отображению сходства с человеком. Поэтому давайте копнём глубже!

Портрет как художественное произведение определяют ряд качеств, среди которых можно выделить выразительность, эмоциональность и стиль. Хороший портрет хочется рассматривать, изучать детали, почувствовать характер персонажа. Каждая портретная фотография должна нести в себе смысловую нагрузку — неважно, снимаете ли вы ребенка дома или большого босса в офисе. Наша общая цель — добиться того, чтобы ваши фотографии стали больше, чем просто изображениями людей, чтобы они стали обладать художественной ценностью.

Кого мы снимаем?

Мы с вами только начинаем изучать портретную фотографию, поэтому будет говорить в первую очередь не о съемках профессиональных моделей и обложках модных журналов. Хорошо, если вашими первыми «подопытными» будут друзья, близкие, знакомые — с кем легко завязать контакт и быть непринужденным, максимально сосредоточившись на технических моментах съемки.

Пару раз я слышал такую фразу от моделей: «Этот фотограф — мой друг, я не могу с ним нормально вести съемку, мы все время отвлекаемся на болтовню и попусту смеемся». Возникает вопрос — а чем лучше придти к незнакомому фотографу (или фотографировать неизвестного человека), не зная о нем вообще ничего? Да, есть люди, которым не составляет труда идти на контакт, но есть и такие, которые зажмутся, а заставить человека расслабиться на съемке и чувствовать себя непринужденно — целая наука.

Что нужно для того, чтобы снять хороший портрет?

Все наши уроки направлены на то, чтобы в итоге вы умели снимать качественные портреты что называется не задумываясь. Ниже перечислены основные факторы, на которые следует обращать внимание при съемке портрета. Какие-то из них будут описаны здесь, а некоторым мы уделим отдельные уроки:

Камера

Очень важно определиться, с какой камерой вы будете работать. Выбор камеры зависит от того, насколько серьезно вы в дальнейшем планируете заниматься фотографией.

Утверждение, что обычной компактной камерой нельзя снять хороший портрет — заблуждение. Зная, как строится кадр, как использовать имеющийся свет, можно добиться хороших результатов и с обычными «мыльницами». Тем не менее, основной принцип работы этих фотоаппаратов «навел — снял» с автоматическим определением фокуса и экспозиции не позволяют в большой степени использовать творческие возможности камеры. К тому же матрицы таких фотоаппаратов достаточно шумны, что делает съемку при низком освещении без вспышки практически невозможной, а без вспышки малый вес камеры легко передаст дрожание рук.

Зеркальные камеры раскрывают перед своими хозяевами большие возможности. Приемлемые цены, скорость работы, возможность смены оптики, ручной работы с экспозицией делают зеркальные камеры настоящим творческим инструментом.

Объектив

Вопрос, какой объектив использовать в портретной съемке, не редок и очень важен. Начнем по порядку.

При съемке крупнопланового портрета следует уделять повышенное внимание деталям лица человека, поэтому крайне важно, чтобы оно получилось не искаженным. Чтобы избежать геометрических искажений, фотографы используют длиннофокусные объективы (от 100мм). Не стоит использовать чрезмерно большие фокусные расстояния (более 300мм), поскольку в данном случае черты лица могут оказаться сильно сжатыми, а также потеряется контакт с тем, кого вы снимаете. Согласитесь, кричать, находясь за несколько десятков метров, чтобы ваш герой улыбнулся или наклонил голову, не очень удобно.

Снимать портреты в три четверти или полный рост лучше при помощи объектива со «стандартным» фокусным расстоянием — 50 или 85мм. Это позволит получить нормальную перспективу, потому что расстояние от фотокамеры до объекта съемки в таком случае больше, чем при съемке крупноплановых портретов.

При съемке групповых портретов нередко может понадобиться широкоугольный объектив. «Ширик» также можно использовать для достижения определенных задач, используя его искажения перспективы как творческую составляющую.

Зум или фикс?

На сегодняшний день зум-объективы более популярны, чем фиксы, за счет мобильной работы с фокусными расстояниями. Их выбор очень велик. Объектив с фокусным расстоянием 17-40 мм позволит вам снимать групповые портреты или портреты с искажениями перспективы; объектив 24-70 мм наиболее универсален (так называемый «штатник»), поскольку позволяет получать как общие, так и крупные планы; объектив с расстоянием 70-200 мм хорош для крупных планов и натурной съемки, когда вы не ограничены в пространстве.

Фиксы считаются более «творческими» объективами. С ними гораздо труднее работать: нужно постоянно перемещаться, чтобы верно скомпоновать кадр, или перемещать объект съемки. Тем не менее, их главный плюс — большая светосила, что позволяет более креативно подходить к работе с глубиной резкости.

Анализ внешности модели

Профессиональный фотограф не выбирает себе клиентов, они всегда к нам такие, какие есть: красивые и не очень, полные и худые, застенчивые и напористые, «заспанные», довольные и не вполне. И задача фотографа сделать так, чтобы угодить всем. Анализ внешности — это первое, что должен сделать фотограф, начиная съемку портрета. Это целый ряд нюансов: чистота кожи, симметрия лица, форма носа, подбородка, положение надбровных дуг, форма скул, длина пальцев рук, пышность форм и многое-многое другое. Исходя из всего этого, фотограф подбирает ракурс, нужный свет, позу для достижения наилучшего результата.

Освещение

В повседневной жизни нас окружает огромное количество самых разнообразных источников света, умелое использование которых является одним из залогов успеха хорошего портрета.

Вы убедитесь, что даже не имея под рукой хитроумного дорогостоящего оборудования можно получать очень интересные, объемные фотографии.

Вспышка

К сожалению, использование встроенных вспышек «в лоб» зачастую приводит к неудовлетворительным результатам: белый свет полностью заливает лицо, «убивает» задний план и картинка выглядит абсолютно плоской. Однако некоторые фотографы умудряются делать из этого модные тренды, как например американский фотограф Терри Ричардсон.

Накамерная вспышка предоставляет фотографу больше возможностей для управления светом: используя поворотный механизм головки вспышки, можно направлять ее в разные стороны (например, в потолок или стены), добиваясь определенных светотеневых рисунков. В течение курса мы научимся максимально использовать возможности накамерных вспышек в съемке портрета.

Правильная композиция

На правильно скомпонованном портрете ваш взгляд как минимум задержится. На идеально скомпонованном — задержится гораздо дольше, изучая детали снимка. Изучив основные принципы построения кадра в портрете, вам будет гораздо проще снимать людей в дальнейшем. Более того, с вашим умением видеть увеличится качество и ценность получаемых снимков.

Точка съемки

От выбора точки съемки во многом зависит восприятие вашего портрета. Я думаю, что пройдя в выходной день по большим паркам, центру города, вы обнаружите немало фотографов, которые валяются на земле, приседают, наклоняются, снимают сквозь перила, листву… У обычного прохожего это может вызвать улыбку, однако опытный фотограф проникнется пониманием и уважением — все эти люди экспериментируют с различными точками съемки и ракурсами. Например, для того, чтобы сделать удачный детский кадр, попробуйте присесть на колено или наклониться, чтобы оказаться на уровне лица юной модели.

Более подробно о выборе точки съемке в портрете мы с вами поговорим в уроке, посвященном композиции.

Настроение модели

Успех хорошего портрета зависит не только от вас и вашего оборудования, но и от человека, которого вы фотографируете. Если вы не ведете скрытую съемку и не ловите эмоции человека, то крайне важно, каким образом он подходит к процессу. Если человек не в духе, настроен негативно, то и это можно использовать в свою пользу, потому что негативные эмоции — это тоже эмоции. О некоторых тонкостях работы с моделью, в частности с незнакомыми или малознакомыми людьми мы поговорим в отдельном уроке.
Дополнительная литература по теме урока

  1. Марк Клейгорн – Портретная фотография
  2. Крис Джордж – Библия фотографии
  3. Annie Leibovitz – A Photographer’s Life
  4. Фотографии Алексея Никишина
Загрузка…

photostocks.info

100 портретных фотографий, которые стоит увидеть

Авторы блога Designer’s Terminal сделали отличную подборку по настоящему впечатляющих портретных фотографий.

Каждая работа в этой подборке по своему хороша и интересна.

Смотрим, радуемся и вдохновляемся.

1. Calamity’s daughter

2. Listening to snow

3. Sara

4. Memento

5. Sentiment

6. Morning Beauty

7. F l o w

8. The autumn has come

9. Every Picture Tells a Story

10. Small Chadna

11. Lilly

12. Learn To Fly

13. Seyba

14. Sleepy Winter Eyes

15. Quijote

16. Broken

17. Do Not Disturb

18. Winter’s Beauty

19. Just Woman

20. In der weite

21. GURU

22. Feeling blue

23. HER WORLD

24. Fearless

25. The Mind Reader

26. Dream Catcher

27. Baruni

28. Amy and mouse

29. L’?t? Meurtrier I

30. Upin

31. Smile on train

32. Uncertainty

33. Refraction

34. Self Portrait

35. M.

36. Crying Beauty

37. Nuevo intento

38. Bat Mask

39. Street Cook

40. Sadhu Shivaji Bush

41. Harmonica Man

42. One samurai

43. Calamity

44. Afghan Woman

45. Leaves

46. Breath in

47. Stefania

48. Silent whisper

49. Smile of an Indian female worker

50. Silence

51. Harmony

52. Growing up

53. The Story of Africa

54. Mr. X

55. Lucky stars

56. Tina II

57. iPhone Version of 1876

58. Shu

59. Joseph

60. Just like Me

61. Like my child’s dreams

62. Those Pearls

63. Vermeer I Study Of A Girl

64. Miss The Rain

65. Cr?ature divine

66. Entomological Meeting

67. Cold

68. Simply Natural

69. She Alone

70. Babylon nine

71. All those dreams from the past

72. Lbertas

73. Thai monk

74. Virgin Suicides

75. Paria

76. Repairman violin

77. My little girl

78. Hidden

79. The old faith

80. With the sandman

81. Forever

82. Iva Q

83. Anastasia

84. Beautiful things

85. Seduisant

86. Springtime

87. An old man

88. Little Miss Autumn

89. Brown eyes

90. Gizelle

91. Dead End

92. She’s lost control

93. Tari

94. Mona

95. Your Mind

96. Roxy music

97. Bengali girl

98. Mourning

99. FashioN

100. Cabaret

Предыдущая статьяИнтервью со свадебным фотографом Ольгой ФилоновойСледующая статьяКонцертная фотография. Часть I

fototips.ru

10 частых ошибок при съемке портрета

Большинство фотографов думают, что портрет – это какой-то обособленный жанр съемки. Однако, не стоит так думать. Праздничные фото, документальная фотография или семейное фото, все, где есть человек, можно отнести к портретной фотографии.

В этой статье наш эксперт Анджела Николсон рассмотрит наиболее распространенные ошибки в портретной фотографии и объяснит, как их избежать.

Ошибка №1. Съемка широкоугольным объективом.

Широкоугольным объективом действительно можно снять очень своеобразные портреты, которые могут понравиться некоторым людям.

Широкоугольный объектив гипертрофированно передает перспективу, то есть, близкие объекты кажутся намного больше чем те, которые находятся дальше. На примере портрета это означает большой нос, скошенный подбородок, искаженное лицо и увеличенные глаза.

Чтобы получить лучший результат, необходимо использовать объектив с большим фокусным расстоянием и отойти дальше от объекта съемки. Это позволит сохранить нормальные пропорции лица портретируемого.

Фокусное расстояние 50 мм или меньше может быть хорошим выбором для портрета в окружении, когда объект, к примеру, находится на своем рабочем месте и вы не снимаете с близкого расстояния. Объектив с фокусным расстоянием 70 – 85 мм хороши использовать для съемки погрудного и плечевого портрета.

Не забывайте, что на камерах формата APS – C объектив 50 мм по углу зрения будет эквивалентен объективу с фокусным расстоянием 75 – 80 мм, поэтому стандартный полтинник может стать отличным выбором.

Более длиннофокусные объективы также работают хорошо, хотя при этом придется отходить дальше от модели, вам нужно будет больше места для работы.

Использование длиннофокусного объектива позволяет усилить размытие заднего плана, что даст дополнительный акцент на объекте съемки.

Ошибка №2. Нерезкие глаза.

Как правило, глаза в портрете должны быть резкими. Это особенно важно, если вы снимаете с широко открытой диафрагмой для ограничения глубины резкости.

Малая глубина резкости это отличный способ направить внимание зрителя на объект съемки. Внимание будет направлено на резкие части, вот почему так важна правильная фокусировка.

Для портрета это означает, что нужно фокусироваться на глаза, а не на нос, к примеру.

Если вы позволяете камере выбирать точку фокусировки за вас, то теперь нужно взять этот процесс под свой контроль и наводиться на резкость самостоятельно. В инструкции к вашей камере вы можете найти подробные объяснения, как выбирать нужную точку фокусировки.

Кроме того, если объект не движется, вы можете попробовать ручной режим фокусировки. В этом случае лучше поставить камеру на штатив и использовать максимальное увеличение в режиме Live View. Увеличивать нужно область глаз, так как вы будете наводить резкость на них.

Дополнительным преимуществом съемки со штатива с использованием Live View является то, что вы можете свободно общаться с моделью, помогая ей расслабиться и незаметно снимать ее.

Ошибка №3. Слишком большая глубина резкости.

Съемка портрета на закрытой диафрагме – это не всегда хорошая идея. Резкий фон будет отвлекать внимание от объекта съемки. Выбор более широкой диафрагмы, например, f/5.6, даст гораздо лучший результат.

Даже если фон размыт не сильно, а слегка, это все равно выделяет объект из окружения, и внимание зрителя будет направлено на объект.

Если вы захотите размыть фон больше, вам нужно будет увеличить расстояние между фоном и моделью, например, попросить модель подойти ближе, а самому отойти назад, чтобы сохранить масштаб кадра.

Вы также можете использовать объектив с большим фокусным расстоянием, так как это приведет к уменьшению глубины резкости при той же диафрагме. Но вам при этом придется отходить дальше от модели.

Ошибка №4. Торчащие из головы предметы.

Классическая ошибка при съемке людей. Возникает из-за невнимательности фотографа к заднему плану, в результате из головы людей торчат различные предметы: столбы освещения, стволы деревьев, дорожные знаки.

Этого можно избежать, снимая на открытой диафрагме, чтобы сильно размыть фон, однако, проще отойти в сторону, чтобы нежелательные объекты не попадали в кадр.

Ошибка №5. Слишком малая глубина резкости.

В то время как ограничение глубины резкости может быть очень эффектным, если вы снимаете, например, объективом 85 мм f/1.8 на максимально открытой диафрагме, глубина резкости может быть настолько мала, что в фокусе будут находиться только глаза, а уши будут уже размытыми.

Это означает, что вы должны быть очень осторожны при фокусировке и если хотите, чтобы резкими на фотографии были немного большие области, чем контактные линзы на глазах модели, попробуйте немного прикрыть диафрагму.

Можно также проверить изображение на экране камеры при максимальном увеличении, чтобы проверить фокус и глубину резкости. Хотя, бывает трудно оценить глубину резкости на экране камеры, так как области вне фокуса на нем выглядят более резкими, чем на самом деле.

Ошибка №6. Неверный выбор высоты съемки.

Правильная высота съемки варьируется в зависимости от субъекта и контекста изображения, но лучший результат, как правило, получается при съемке с уровня глаз портретируемого.

С детьми это может означать, на коленях или даже лежа на полу.

И наоборот, если вы хотите подчеркнуть, какие они маленькие, то снимайте сверху.

Многие фотографы предостерегают от съемки портрета с высоты ниже уровня глаз, так как это может подчеркнуть двойной подбородок и ноздри.

Традиционно женщин и детей снимают слегка сверху, попросив их направить взгляд немного выше, чтобы подчеркнуть глаза и заставить их выглядеть более привлекательно. Эти рекомендации актуальны и сегодня.

Ошибка №7. Резкие тени

В некоторых случаях резкие тени уместны, но чаще всего вы захотите смягчить их на портрете.

Если вы снимаете при ярком солнечном свете, найдите затененное место. Кроме того, вы можете использовать рассеиватель над головой модели, чтобы смягчить свет.

Использование вспышки, предпочтительно, расположенной не на камере, а управляемой через синхронизатор, также может творить чудеса, заполняя тени и придавая образу выразительность.

Быстрое уменьшение интенсивности света от вспышки с расстоянием дает возможность слегка затемнить фон, акцентируя внимание на модели.

Ошибка №8. Эффект красных глаз

Одна из опасностей использования встроенной вспышки на камере состоит в том, что она расположена близко к объективу, что может привести к отражению света вспышки от сетчатки глаза, что приводит к появлению эффекта красных глаз.

Можно ослабить этот эффект, сделав соответствующие настройки в камере, чтобы она выдавала предварительную вспышку, приводящую к сужению зрачков человека. Но самым лучшим лекарством является перемещение вспышки от объектива.

Ошибка №9. Слишком много деталей.

Хотя мы стремимся к тому, чтобы глаза в портрете были резкими, мы не хотим подчеркнуть любые недостатки кожи.

Если вы снимаете в JPEG, обратите внимание на нейтральную или естественную настройку цвета и используйте ее. Не используйте режимы с повышением насыщенности, которые могут усилить цвета и подчеркнуть, например, прыщи на коже.

Еще лучше снимать в RAW и хорошо обрабатывать изображения, обращая внимание на тон кожи и его насыщенности (но, не ослабляя ее до такой степени, что человек будет казаться больным).

Вы также можете потратить немного времени на ретушь, чтобы удалить наиболее бросающиеся в глаза дефекты, например, пятна или прыщи.

Не повышайте резкость в камере, лучше делайте это избирательно при обработке, оставляя кожу нетронутой фильтрами повышения резкости.

С другой стороны, не увлекайтесь ретушью, чтобы не превратить кожу в пластик, так что человек сам себя не узнает.

Ошибка №10. Слишком далеко.

Одна из самых распространенных ошибок начинающих фотографов – снимать с большого расстояния, даже не пытаясь использовать зуммирование объективом.

В портретной фотографии это означает большие лишние пространства вокруг объекта, много неба над ним, много земли под ним, хотя портрет по плечи здесь смотрелся бы гораздо лучше.

Это не означает, что масштабные портреты с окружением смотрятся плохо, просто там нужно тщательно планировать образ и композицию, чего большинство не делает.

Хотя съемка более крупным планом часто смотрится лучше, остерегайтесь перебора в этом, когда фото будет похоже на паспортное, с плотным кадрированием от шеи вверх.

photo-monster.ru

Онлайн уроки фотографии по фотопортрету. Обучение фотографии, фотокурсы.

Подробности
Просмотров: 7361

На идею этой статьи меня натолкнул заказ на съемку для семи корпоративных календарей. Среди пятидесяти сотрудников офисов встретилось несколько, с хорошо заметной асимметрией лица трех типов: физической, глаз и мимической. Фотографу портретисту желательно уметь видеть несимметричность лица до съемки, чтобы иметь возможность сразу предпринять действия по ее исправлению. Ну, и после съемки, конечно, нам может помочь Фотошоп.

Подробнее: Асимметрия лица в портрете

Подробности
Просмотров: 4249

Считается, что в портретной фотографии существует пять источников света: рисующий, заполняющий, фоновый, контровый и моделирующий. Возьму на себя смелость добавить еще два: подсветка волос (естественно что данный свет используется только при фотосъемке портрета) и акцентный. И вправду, кажется что контровый свет идентичен подсветке волос, а моделирующий свет — суть акцентный. Однако, с моей точки зрения, это не так, ибо у этих источников света определенно разное назначение, а не только название. Однако, суть статьи не в этом…

Подробнее: Основные и дополнительные источники света в фотографии

Подробности
Просмотров: 10012

Была у меня группа на курсе по фотопортету, с очень инициативными слушателями. Закончили мы с ними все занятия, а они в контакт со мной вступили, мол, продолжение хотим: подсветку волос там освоить, моделирующий свет закрепить, и чтобы это чтобы красиво и на на обнаженной фотомодели… Хотим познать как фотографировать красивое Ню. Я слегка напрягся, ибо эстетская, красивая обнаженка и Ню ну совсем не мое. Мне бы так, чтобы мерзко, иногда порочно, но всё же со вкусом. Делать нечего, отступить не могу — авторитет упадет. Объявил кастинг для моделей, подобрал фотостудию с кроватью (для органичного размещения обнаженной модели в место будущей Ню-фотосессии). Занятие провел, и у ребят даже что-то получилось. «Тьфу» трижды, на этот раз пронесло, и вновь наступила тишь да благодать в моей голове, но ненадолго. Заказчики стали интересоваться, смогу ли я за деньги фотографировать так, чтобы получилось красивое Ню. Эх, не везет так не везет, придется-таки учиться фотографировать красиво.

Подробнее: Как фотографировать красивое Ню

Подробности
Просмотров: 4175

Продолжение цитат Леонардо да Винчи из его трактатов посвященных техники живописи, и актуальных для фотографов. С моими комментариями.

424 * 428. О различии фигур, помещенных в разных по теням и светам местах. Небольшие освещения отбрасывают большие и [резко] ограниченные тени на затененные тела. Большие освещения отбрасывают на затененные тела небольшие тени с расплывчатыми границами. Если будет включено небольшое и сильное освещение в большое и менее сильное, как, например, солнце в воздух, тогда менее сильное займет место тени на телах, им освещенных.

Описывается соотношение размеров модификаторов для рисующего (небольшое) и заполняющего (большое) светов. Действие заполняющего света оказывает влияние, в первую очередь, на глубину теней.

Подробнее: Да Винчи фотографам о заполняющем свете (Fill Light)

Подробности
Просмотров: 5344

На курсе по фотопортрету есть момент, когда я показываю учащимся, как, в зависимости от положения головы модели, меняет свое положение и ключевой свет. Понимание этого момента иногда влечет за собой вопрос: а как ставить свет при фотосъемке детей в студии? Ведь они всё время двигаются, и нет возможности постоянно корректировать положение прибора! Я отвечал, что, мол, никаких, трудностей — через «сю-сюканье» можно управлять вниманием ребенка, значит и поворотом его головы, а значит и рисунком ключевого света на лице. В крайнем случае, можно использовать бестеневой свет, который столь популярен в фейшн-фотографии именно по причине динамичности фотосъемки. И наступил день, и заказчик сказал: детская фотосессия, рост до 130 см., в динамике, моделей много, времени на фотосессию мало, фон — белый, «под обтравку». И я задумался…

Подробнее: Постановка света при фотосъемке детей в студии

Подробности
Просмотров: 5684

Когда-то, в учебнике по живописи, мне встретилась цитата Леонардо да Винчи о преимущественном положении рисующего (ключевого) света по левую руку для живописца (в контексте этой статьи — фотографа). Анализ портретов, написанных живописцами, подтвердил на практике: художники в подавляющем большинстве при написании портрета ключевой (рисующий) свет ставят по левую руку. Спустя десять лет я захотел еще раз прочесть это положение да Винчи, в надежде найти там его объяснение этому феномену и сверить со своей догадкой. С трудом найдя его трактаты, посвященные техники живописи, прочитав их трижды, я так и не нашел то, что искал. Однако, мне попадались любопытные вещи применительные в фотографии и актуальные по сей день. Одни идеи мастера подтвердили мои мысли, другие дали ответы на вопросы. Например, при работе с руками модели я пользуюсь рекомендацией да Винчи, который объяснил основу постановки этой части тела одной фразой. Его тексты читать не просто. К моему сожалению, он многое писал без разъяснений, в декларативной форме, что заставляло размышлять: «а почему так?» Я дам свои комментарии под выдержками из его текстов. Начнем с его наработок по ключевому свету (я часто называю его «рисующим», что суть одно и то же).

Подробнее: Леонардо да Винчи фотографам о ключевом (рисующем) свете

Подробности
Просмотров: 5468

Силуэт в портрете – самый простой стиль, для которого при съемке достаточен лишь один источник света – фоновый свет. Силуэт настолько прост, что почти забыт в современном портрете, и в этом его преимущество. Я расскажу о некоторых нюансах, которые я учитываю при съемке силуэта, и о паре случаев, когда этот вид портрета помог мне преодолеть проблемы, возникшие во время фотосессии.

Подробнее: Силуэт в портрете

Подробности
Просмотров: 4598

В голове уже состоялся план для этой статьи. Обсуждение и анализ фотографий я решил начать с основных, глобальных моментов, а затем перейти к частностям. К первым относился анализ странного цвета в фотографиях, его увеличенная насыщенность и контраст изображения. Затем поиски возможных причин этого. Я уже сел было за написание статьи, да призадумался… Закавыка была в существовавшей за окном глубокой ночи. И в доме, как говорят писатели, воцарилась тишина и покой. В тишине и покое были все: и Боня (английских кровей кошка), и Шнырь (подобрал тайского кота этим летом) и спящая, как всегда без одежды, Гава. А моя любимая клавиатура клацает будь здоров. А ну как все проснуться, по цепочке, друг за другом (у нас в этом месте цепная реакция почти всегда случается). Проснутся эти звенья цепи и писать-обсуждать фотографии мне не дадут. И пошел я на кухню, к ноутбуку, стационарно установленном на четверти кухонного стола. Открыл фотографии в FastStone, чтобы перед глазами были и вдохновляли, и обомлел: цвет оказался вполне себе ничего, да и с контрастностью всё не так плохо…

Подробнее: Обсуждение фотографий: семейный портрет в фотостудии

Подробности
Просмотров: 7302

На каждом курсе по фотопортрету я рекомендую слушателям обращать внимание на постановку света в этом фильме. Не забывая при этом, что постановка света в кино значительно более сложный и трудоемкий процесс, нежели при фотосъемке. Динамичность (подвижность) камеры и актеров сближают технику освещения в кино и фейшн-фотографии, в которой очень сильна традиция фотосъемки в динамике. Например, было бы разумно ставить рисующий (ключевой) свет «по нижней границе». Возможно, в большей степени чем обычно, снижать контраст светотени заполняющим светом, чтобы были менее заметны неизбежные промахи в светотеневом рисунке. Использовать контровый свет с противоположной от ключевого стороны. Однако, это всё теория. Посмотрим, как обстоят дела на практике. Я просмотрел фильм, делая скриншоты в тех сценах, где явно использовался постановочный свет. Т.е. сюжеты, снятые на пленэре, почти не попали в мое внимание. Затем разделил фото по папкам: последний угол, Рембрандтовский свет, магический глаз, бабочка и т.д. Общее количество скриншотов получилось 63, из них 45 было сделано для анализа рисунков ключевого света. И вырисовалась интересная картина…

Подробнее: Свет в кино — анализ фильма «Властелин колец»

Подробности
Просмотров: 5523

Обратившись к словарям и сделав выборку, соответствующую теме, я получил следующее: (от лат. classicus — образцовый, первоклассный). А так же: совершенный, образцовый, типичный, лучший в своем роде, превосходный, правильный, строгий. Есть еще многие определения слова классический, но я предлагаю придерживаться вышеперечисленного.

Классический фотопортрет, для меня, это портрет выполненный по канонам (правилам), которые ведут нас к достижению совершенного (с точки зрения почитателя классики) результата. И ведь действительно ведут! Хотя, не всегда приводят. В фотографию правила, каноны портрета пришли из живописи. А в живописи они были заложены еще во времена античности.

Подробнее: Что такое Классический фотопортрет?

www.2001photo.com

20 советов по портретной фотосъёмке | Soohar

Обожаю портретную фотосъёмку! И, я уверен, многие из вас тоже являются почитателями этого жанра фотографии. Портрет является одним из самых трудных, но в тоже время и самым увлекательным и многогранным видом фотографии. И, чтобы снять не просто идеально качественный, отретушированный портрет, а запечатлеть душу человека, его эмоции, важно уловить нечто большее, чем простое сходство.

Научиться снимать по-настоящему хорошие портреты  можно только путём постоянных экспериментов, я же хочу поделиться некоторыми советами, которые могут помочь вам быстрее освоить мастерство портретного фото.

Осуществляя портретную фотосъёмку, следует знать не только как можно больше технических тонкостей и нюансов, но и уметь выразить характер и индивидуальность человека, а также иметь собственное творческое видение.

С помощью этих 20 советов, я надеюсь, вы сможете улучшить свои навыки портретной фотосъёмки и превратить процесс создания хорошего фотопортрета в настоящее искусство.

 

Совет 1 — Ловите момент

Гениальный фотограф Анри Картье-Брессон известен тем, что умел моментально распознать значимость происходящего и запечатлеть любую сцену в её самый пиковый  момент, «решающий момент», как он это называл. Нажать на затвор в нужный, решающий момент, когда всё на своем месте, это залог не только хорошего портрета, но и любой другой фотографии.

Момент, который максимально сможет раскрыть характер, чувства и индивидуальность человека. Помните, что самые интересные выражения лица появляются в долю секунды и так же внезапно исчезают, поэтому всегда будьте предельно внимательны, чтобы вовремя распознать их и успеть «схватить».

 

Совет 2 — Помните о позе

Тело имеет свой язык, поэтому поза человека очень важна в портрете. Ведь именно по самой позе, положению рук и ног человека, изображённого на портрете, мы судим о его настроении и характере. Любая поза, будь то снимок крупным планом, бюстовый портрет  или фото в полный рост, начинается с постановки ног, так как именно правильное положение ног определяет нужное общее положение всего тела человека.

Идеальным вариантом считается, если объект съёмки стоит перед камерой не прямо, а слегка повёрнут под небольшим углом, а вес тела перенесён на дальнюю от камеры ногу. В такой позе человек выглядит естественнее и  стройнее.

 

Хорошая поза поможет сформировать фигуру. Плохая поза прибавит человеку 10 фунтов. (Фото Daniel Sone)

 

Совет 3 Не забывайте о руках

Руки могут, как и оживить позу человека, раскрыть определённые черты его характера, так и непоправимо испортить портрет. Если рукам отводится одна из главных ролей в фотопортрете, то следует учитывать, что они будут выглядеть тоньше, изящнее и элегантнее, если будут расположены выше уровня талии, кисти слегка направлены вверх и развёрнуты к камере боковой стороной, а запястья слегка согнуты. Такое положение рук является наиболее приятным для глаза и  ваши клиентки непременно это оценят.

 

Совет 4 Положение головы

Положение головы в фотопортрете имеет одно из решающих значений. Учитывая форму лица модели в фас и в профиль, постарайтесь найти наиболее выигрышное положение головы. Старайтесь избегать как чрезмерного разворота или наклона головы, так и прямой съёмки анфас.

Чтобы на фото был виден чёткий нижний контур лица, изображение было объёмным и не было симметрии, придерживайтесь следующего положения головы: подбородок слегка поднимается, голова подаётся немного вперёд, поворачивается в сторону и наклоняется. Следите, чтобы все эти повороты и наклоны производились в разумных пределах и сохраняли естественность и непринуждённость позы.

 

Я выкатился из постели и сделал два снимка на свою веб-камеру. Обратите внимание как они отличаются между собой при небольшом повороте и наклоне головы. 

 

Совет 5 — Освещение

Если есть сомнения,  по поводу того, какую схему освещения выбрать,  применяйте  классическое и простое «Рембрандтовское» освещение, которое способно подчеркнуть не только скульптурные черты лица, но и цвет, и текстуру кожи. Поместив осветительные приборы, как на горизонтальной, так и на вертикальной плоскости, под углом 45 градусов к объекту фотосъёмки, вы сможете достичь эффекта классического портрета в самые кратчайшие сроки.

Хотя лично я использую эту схему освещения, когда у меня нет времени или я заранее не знаю, как выглядит клиент, а также в других непредвиденных ситуациях. При такой постановке света следует убедиться, что тень от носа падает на щеку, образуя треугольник, а глаз на теневой стороне лица имеет блик, иначе на фото глаза будут казаться пустыми и безжизненными.

 

Фэшн-фотограф, Виктория Джексон (Victoria Will Jackson), показывает пример освещения стиля Рембрандта на семинаре. Еще один свет с черным фоном. (Фото Daniel Sone)

 

Совет 6 Планируйте

Чтобы ваша съёмка проходила легко и быстро, спланируйте всё до мелочей заранее. Составьте чёткий план, определите место, оговорите с клиентом все детали съёмки, проверьте и установите оборудование, придумайте несколько идей, создайте на съёмочной площадке непринуждённую обстановку, чтобы клиент чувствовал себя легко и расковано.

Тщательное планирование поможет вам избежать любых технических проблем и неприятных сюрпризов, и, поскольку вы будете готовы к самому неожиданному сценарию, вы точно не упустите нужный момент.

 

Совет 7 Пользуйтесь услугами ассистента

В большинстве случаев я работаю соло, но в некоторых ситуациях услуги ассистента просто необходимы. Согласитесь, достаточно удобно иметь под рукой помощника, который будет удерживать отражатель света, следить за техникой, помогать выстраивать позы, поправлять что-то, отслеживать имена людей, которых вы снимаете и выполнять множество других ваших поручений. Так вы сможете лучше сосредоточиться на своей основной ​​работе, и вам не нужно будет в ходе важной съёмки отвлекаться на многие мелочи.

 

Даже простое держание отражателя может оказаться огромной помощью для фотографа. (Фото Daniel Sone)

 

Совет 8 — Установите нужную глубину резкости (DOF)

Во время портретной съёмки глубина резкости имеет одно из ключевых значений. Именно она позволяет подчеркнуть главное в портрете и скрыть второстепенное. Вам не обязательно уметь выполнять все сложные математические расчёты, чтобы высчитать точную глубину резкости для каждого снимка, но вы должны иметь хорошее представление о том, что именно влияет на резкость и как её можно изменить.

Вы должны знать, как значения установленной диафрагмы и расстояние от камеры до объекта влияет на ГРИП, чтобы, регулируя дистанцию, правильно выбрать каким объективом, длиннофокусным или широкоугольным, лучше снимать в той или иной ситуации.

 

Совет 9 — Устраните отвлекающий фон

Главное в портрете это сам объект съёмки, поэтому всегда старайтесь отделить его от фона. В портрете не должно быть никаких отвлекающих элементов заднего плана. Помните, что человеческий взгляд непроизвольно привлекают яркие цвета, текст, человекоподобные формы и фигуры, поэтому лучше держать их вне кадра, чем потом заниматься ретушированием.  Так как при съёмке на улице фон очень редко бывает однородным, внимательно следите, чтобы деревья и другие подобные предметы не “росли” из головы клиента.

 

Совет 10 — Угол падения = углу отражения

Помните об этом каждый раз, когда имеете дело с глянцевыми или отражающими поверхностями, такими как очки, полированная мебель, зеркала и окна. Если всё же не удаётся избежать блестящих поверхностей в кадре, то, чтобы уменьшить  блики от них,  следует наводить камеру не перпендикулярно отражающей поверхности, а под определённым углом. И хотя вы можете использовать такие блики для создания художественного эффекта, помните, что, как правило, они значительно отвлекают внимание от самого объекта съёмки.

 

Хотя я использовал Стрипбокс, у меня получился основной свет почти перпендикулярно камере, поэтому я переместил отражатель как можно дальше от глаз,насколько это было возможно. (Фото Daniel Sone)

 

Совет 11 — Контраст и цветовая гармония

Подбирайте цветовые отношения в соответствии с темой и целью вашей фотосессии.  Различия в оттенках, насыщенности и светлоте могут быть достигнуты путём регулирования местоположения и степени яркости осветительных приборов, изменением фокусного расстояния или угла съёмки, настроек камеры и т.д. Повышая или понижая  контраст изображения и насыщенность цветов, вы можете не только изменить внешний вид портретируемого, но и полностью изменить сообщение, которое пытаетесь донести зрителю.

Обратите внимание на резкое изменение контрастности, а также на общее настроение путем простого изменения расположения источника освещения. Обратите также внимание как поменялся контур лица(Фото Daniel Sone)

 

Совет 12 — Блики в глазах

Если глаза видны в кадре, они обязательно должны ловить свет и иметь блики. Без бликов глаза на фото выглядят “мёртвыми”. Обязательно убедитесь, что хотя бы в одном глазу вашей фотомодели есть блик, это не только сделает глаза ярче, но и в целом оживит весь снимок.

Даже если ваша цель ‒ передать пустой, безжизненный взгляд, присутствие света в глазах также необходимо. Имейте в виду, что форма, размер и положение самого светового блика в глазах имеют решающее значение при передаче настроения и характера человека.

 

Этот крупный план показывает как блик подчеркивает и привлекает внимание.  (Фото Daniel Sone)

 

Совет 13 — “Аптечка” фотографа

Я имею в виду не медицинскую аптечку с бинтами, марлей и лекарствами, а что-то типа косметички для нужд клиента. Ведь во время портретной съёмки у нас не всегда есть возможность пригласить визажиста или парикмахера. Поэтому просто необходимо иметь при себе своеобразную “аптечку” с вещами, которые могут оказаться полезными в нужный момент, особенно при выездной фотосъёмке.

Ваш набор должен включать в себя небольшое косметическое зеркало, резинки или заколки для волос, английские булавки, салфетки для лица, одноразовые расчёски, влажные гипоаллергенные  салфетки и прочие мелочи, при помощи которых вы можете быстро устранить блестящие лбы и носы, зафиксировать непослушный локон или даже освежиться в жаркие дни.

 

Она была благодарна мне за то, что у меня оказалось под рукой маленькое зеркальце и расческа. Ее сумочка с комплектом макияжа была  в машине в более 75 метрах от съемки. (Фото Daniel Sone)

 

Совет 14 — Что ещё должно быть в сумке фотографа

Вам также понадобится и небольшая медицинская аптечка, особенно, если  фотосессия проходит в парке, лесу или на пляже. На такие съёмки я обязательно беру с собой защитный крем от солнца, спрей или другое средство от укусов насекомых.

Для своего фотооборудования я ношу пластиковые пакеты (в случае дождя), запасные батарейки, пустые карты памяти, скотч, очистители линз и всякие другие фото штучки. Если вы работаете в одиночку, все эти вещи просто необходимо всегда держать под рукой.

 

Совет 15 — Всё нужное ‒ рядом

Позирование для портрета достаточно быстро утомляет любого человека, так что старайтесь не затягивать съёмку и проводить её быстро и оперативно. Во время выездной фотосессии иметь своё снаряжение, особенно объектив, вспышку, или штатив где-то “там” ‒ в машине, например, это почти то же самое, что не иметь его вовсе.

Ведь когда в самый разгар съёмки  вдруг оказывается, что вам нужно бежать куда-то за  нужным объективом, это не только отбирает у вас драгоценное время, раздражает клиента, но и может полностью перечеркнуть весь день съёмки. Быть готовым это значит не только иметь что-то вообще, а иметь это под рукой в нужный момент.

 

Совет 16 — Получите соответствующие разрешения и подпишите контракт

Клиенты ожидают от фотографов некой доли магии и волшебства, особенно когда они думают, что всё можно легко исправить с помощью программы Photoshop. Каждый раз, когда вы приступаете к работе, заключайте контракт,  в котором чётко прописано, будете ли вы применять ретушь, какой её вид и сколько времени это займёт. Это фактор, который в определённой мере влияет и на ценообразование.

Заранее побеспокойтесь о том, чтобы у вас были соответствующие права и разрешения для фотосессии в том месте, где вы планируете проводить портретную съёмку. Даже некоторые общественные парки требуют разрешения использовать свою территорию для профессиональной фотографии или других целей за пределами «нормального использования» (что бы это ни значило). Да, и ещё, контракт следует подписывать перед началом работы.

 

Совет 17 — Подпишите договор с моделью

Кроме контракта, попросите, чтобы ваша модель подписала специальную форму, которая называется “модель релиз”, особенно если вы планируете использовать её изображения для других целей, например, рекламы, фотовыставок, иллюстраций книг, журналов и т.д. Договор с моделью является одним из самый главных документов для фотографа, который проводит постановочные фотосессии с участием фотомоде лей.

 

Совет 18 — Будьте личностью

Всегда старайтесь произвести впечатление уверенного в себе и своих действиях профессионала, даже если на самом деле вы так же нервничаете, как и ваша модель. Если человек почувствует, что вы сомневаетесь в том, что делаете, он не сможет вам доверять и на съёмочной площадке воцарится напряжённая атмосфера нервозности и весь процесс фотосъёмки будет сплошным мучением, как для вас, так и для вашего клиента. Будьте чутким, дружелюбным и целеустремлённым.

С первых минут постарайтесь расположить человека к себе, поговорите о чём-то, что представляет взаимный интерес для вас обоих. Во время увлекательного разговора портретируемый обычно забывает о камере и ведёт себя более расковано и непринуждённо, и вам останется всего лишь “схватывать” наиболее интересные выражения его лица каждый раз, как только они появятся.

 

Совет 19 — Нарушайте правила грамотно

Правило третей, правило золотого сечения, правило правой руки, правило динамической симметрии и т.д. Это вещи, которые необходимо досконально  изучить и освоить, прежде чем их нарушать. В противном случае, ваши снимки будут выглядеть просто глупо и нелепо, даже для неопытного глаза.

Не существует абсолютного правильного или неправильного способа делать хороший портрет, но есть правильный и неправильный способ нарушения правил портретной фотосъёмки. Если вы хотите снимать не по правилам и законам фотографии и выглядеть крутым, нестандартным фотографом, делайте это грамотно.

 

20. Избавьтесь от лишнего

Если какое-то фото оборудование или ассистенты мешают вам, избавьтесь от них! Всё лишнее будет только препятствовать вашему успеху. Многие из лучших портретов сняты простыми камерами с минимальным дополнительным фотооборудованием при дневном свете.

Так что не думаю, что, для того, чтобы получить удачный фотопортрет, вам в обязательном порядке нужно иметь самую новую и самую навороченную камеру с кучей всяких дополнительных прибамбасов. Будьте проще, ведь чем меньше сложной аппаратуры окажется у вас под рукой, тем лучше вы сможете  сконцентрироваться на самом человеке.

 

Противень  и алюминиевая фольга. Один свет в гостиной. Стиль Рембрандта. (Фото Daniel Sone)

 

Помните и пользуйтесь

Запомните эти 20 советов и постарайтесь применить их на практике, когда будете проводить вашу следующую портретную фотосъёмку. Некоторые из них смогут в значительной степени повлиять непосредственно на качество ваших снимков, в то время как другие имеют отношение к организационным моментам и призваны повысить эффективность вашей работы и продемонстрировать ваше чуткое отношение к клиенту. Всё это в целом поможет вам стать действительно хорошим портретным фотографом.

soohar.ru

Портрет основы. Композиция — PhotoStocks.info

Итак, мы с вами поняли, что такое портрет и узнали определяющие факторы, которые позволят нам снять не просто портрет, а настоящую художественную фотографию. Один из китов, на которых держится не только портрет, но и вся фотография в целом — это, конечно же, композиция. О ней и пойдет речь в этом уроке.

От рядового снимка к идеальной композиции

Если мы с вами возьмем среднестатистическую фотографию-портрет из интернета, то она будет выглядеть приблизительно следующим образом:

А теперь давайте попробуем проанализировать ее.

Наш взгляд «гуляет» по фотографии, не находя главного объекта съемки. С точки зрения логики должно быть понятно, что это человек, но взгляд за него не цепляется. Очень много деталей, которые перебивают логику взгляда, возникает хаотичность восприятия, и… вы просто пролистываете фотографию дальше, моментально забыв о ней.

Почему так происходит? Причины такого построения кадра идут от компактных камер: человек смотрит на экран и фокусирует изображение, как правило, на автомате по центру. При этом мы получаем много лишнего неинформативного пространства по бокам и сверху, которое, как правило, не несет никакой смысловой нагрузки.

В любой фотографии, в том числе, на портрете, должны быть смысловые центры, которые притягивают взгляд человека к себе. В композиции эти области наибольшего визуального интереса определяются классическим правилом третей и находятся на пересечении определенных линий (см. схему ниже):

Также можно располагать смысловой центр или объект съемки на самой линии, это также не будет ошибочным и будет смотреться органично и эффектно. Давайте рассмотрим самый простой пример. Сравним два снимка одного и того же человека, которые я сделал в студии:


Согласитесь, второй пример выглядит гораздо интереснее за счет того, что лицо (главный смысловой центр портрета) находится чуть выше центра, на линии согласно правилу третей. От этого изображение стало органичнее. Заметьте, мы убрали лишний «воздух» над головой и по бокам, но все же оставили на снимке некоторое его количество, чтобы взгляду не было тесно при изучении снимка. Кроме того, мы в большей степени включили во второй пример руки, которые уравновесили общую композицию снимка.

А вот еще один пример действия правила третей.

Романтическая пара молодоженов расположена справа на воображаемой линии сетки, а их лица находятся практически на пересечении линий, составляя идеальный визуальный акцент. Композиция уравновешена частью теплохода, стоящего на пристани — взгляд изучает его детали, столбики ограждения, но неизменно возвращается к главным героям снимка. Эта фотография является ступенью к следующему вопросу, который мы рассмотрим.

Направление взгляда

В любом портрете должно присутствовать ощущение направления. Его можно добиться, оставляя перед объектом съемки больше пространства, а сзади наоборот, меньше. Почему так? Такое расположение объекта съемки вызывает у нас ощущение движения и показывает его направление.

На фотографии ниже вы видите портрет девушки-мима, на котором работает вышеозначенное правило. Девушка смотрит в сторону, на кадре оставлено пространство, благодаря которому мы можем проследить ее взгляд и избежать статичности. Здесь же мы можем наблюдать, как работает L-образная композиция (см. раздел «Треугольная композиция») — шляпа, голова и туловище мима при переходе в руки действительно образовывают английскую букву L.

Сколько свободного пространства оставлять сзади — вопрос по большей части вкуса и опыта. Но даже если вы задумали композицию, где ваш объект находится практически в центре кадра, всегда оставляйте пространство для его взгляда.

Интересный факт!

Наш взгляд изучает фотографию всегда по одной траектории — из нижнего левого угла в верхний правый. Убедиться в этом можно, взяв любой глянцевый журнал и посмотрев фотографии, которые в нем представлены. Учитывайте это при создании композиции ваших снимков!

Треугольная композиция

Наиболее распространенная компоновка кадра в портрете основана на треугольнике. Заметить это несложно, особенно в индивидуальных портретах — голова служит вершиной треугольника, а плечи — его основанием. При правильном использовании руки также могут включаться в треугольник.

Кроме того, правило треугольника применимо и к групповым портретам: в центре располагается самый высокий человек, а рост остальных уменьшается к границам кадра.

Встречаются и другие фигуры в построении кадра: например, в виде букв C, V, T, L и S.

В каких случаях можно использовать наклонную ориентацию кадра?

Очень часто начинающие фотографы, видя как кто-то компонует кадр с использованием наклона камеры, проникаются уважением к приёму и начинают делать так же, не особо задумываясь о причинах такого построения кадра. Между тем, цель наклонной композиции — добавить больше динамики в снимок, усилить эффект движения. Статические позы в наклонном варианте порой смотрятся не очень выигрышно, создается впечатление, что герои падают, подпирают стенки.

Ниже пример удачного применения наклонной композиции — получившаяся диагональ позволяет взгляду эффектно скользить снизу мимо толпы фанатов к ярко освещенной певице и ее эмоционально поднятой вверх руке, отчего кадр смотрится живее.

Давайте теперь рассмотрим разные типы портрета и изучим, как использовать их главные визуальные центры.

Крупноплановый портрет (оплечный)

Глаза — зеркало души. Наверняка эта фраза знакома каждому. Когда мы рассматриваем крупноплановый портрет человека, то глаза — это первое, на что мы обращаем внимание. Именно они являются самой выразительной частью лица, главным смысловым центром композиции таких портретов. Поэтому согласно правилам мы должны кадрировать портрет таким образом, чтобы глаза оказались на одной из линий сетки по правилу третей. Например, так:

Однако здесь есть некоторый нюанс. Очень часто можно встретить много красивых портретов, где глаза находятся чуть ли не посередине, но при этом фотографии смотрятся красиво и не вызывают внутренних противоречий. Здесь уже стоит полагаться на себя, должна работать внутренняя интуиция (чуть ниже мы поговорим с вами об отступлениях от правил):

Чтобы глаза привлекали еще больше внимания, они должны быть резкими, поэтому фокусировка в портретах всегда осуществляется по глазам. Обязательно следите за этим!

В крупноплановых портретах композицию нередко можно эффектно дополнить, используя руки:

Как видно из примера, руки в этом портрета использованы в качестве нижнего основания композиционного треугольника, о котором мы с вами говорили ранее. В итоге — на снимке логичная и законченная композиция.

Не используйте руки бездумно, просто ради того, чтобы они присутствовали в кадре. Помните, что все основное внимание в любом случае должно быть сосредоточено на взгляде человека. Если вы сомневаетесь, включать ли руки в кадр, лучше не снимайте их.

Определение кадрирования оплечного портрета в его названии — в кадре находится лицо и область чуть ниже плеч. Не стоит резать плечи прямо у основания кадра, такое кадрирование смотрится не лучшим образом.

Интересный факт!

При съемке портрета на открытой диафрагме (до 4.0), вы получите более объемное изображение и сможете эффектно размыть задний план. Не забывайте, что на открытых диафрагмах работать сложнее — уделяйте повышенное внимание резкости глаз!

Погрудный, поясной и ростовой портреты

Главным визуальным центром в этих портретах является лицо человека — именно на нем должен строиться главный акцент, и вы должны выстраивать композицию кадра, исходя из этого факта.

Фотографируя портрет по грудь или по пояс, в композицию кадра мы включаем еще один важный элемент — руки. О них мы уже упомянули при обсуждении крупнопланового портрета, однако в поясных и ростовых руки играют гораздо большую роль в композиции, и от того, как вы их расположите, будет зависеть конечное восприятие вашей фотографии.

Более того, руки могут сыграть главную роль в портрете, оживляя позу человека и раскрывая какие-то черты его характера.

Что и как обрезаем?

Один из самых важных вопросов: как же нам скадрировать портрет, чтобы случайно не резануть чего лишнего? Давайте разбираться.

Погрудный портрет можно обрезать чуть выше уровня груди, оставляя пространство над головой человека и с обоих его боков.

Поясной портрет (или портрет в ¾) можно обрезать на уровне бедер, также оставляя небольшое пространство над головой модели и по бокам. Аналогичное применение свободного пространства касается и портретов в полный рост. Единственный нюанс — в ростовых портретах по правилам должно быть чуть больше пространства сверху, чем снизу.


Не следует обрезать фигуру по суставам: ровно на уровне пояса, по коленям, по икрам. То же самое с руками: не следует резать руки по локтям и кистям. Довольно частый вопрос — можно ли «резать» голову в кадре? Да, это можно сделать в целях создания оптимальной композиции, но будьте аккуратны — чтобы у края кадра не оставалось ненужных деталей.

Уравновешиваем композицию

Если при съемке крупноплановых портретов на открытом воздухе мы с вами можем использовать открытую диафрагму и эффектно размыть фон, то сделать это при съемке людей по пояс и в рост сложнее. Размещая людей на линиях согласно правилу третей, можно получить много пустого пространства, которое желательно уравновешивать. Это может быть все, что угодно — столбы, колонны, деревья, проходящие мимо люди, различные тени. Главное, чтобы ваша фотография приобрела интересный и законченный вид.

Ниже пример использования перспективы для уравновешивания композиции в ростовом портрете. Наш взгляд начинает со знакомства с героями фотографии и следует дальше, в конец тропинки, попутно изучая линии деревьев и полоски света. Таким образом, мы получили романтическое и объемное фото.

Групповой портрет

Как уже было сказано выше, классическая схема выстраивания групповых портретов основана на треугольнике, когда в центре располагается самый высокий человек, а остальные выстраиваются по обеим сторонам от него.

Однако, как говорят медики, случаи бывают разные, и мы с вами можем использовать другие интересные композиционные решения. Например, как видно на фотографии внизу, использован вариант V-образной композиции: герои располагаются по росту сверху вниз, а одного из участников я решил усадить на пол. Получилось несколько неожиданно, однако персонаж от этого не потерялся, а кадр в целом стал выглядеть любопытнее.

Точка съемки и нарушения правил

Мы с вами подходим к логическому завершению нашего урока и, конечно же, на десерт приготовлено все самое вкусное. Я не зря начал этот урок с правил, определений и тонкостей «как надо». Потому что для того, чтобы нарушать правила, нужно их знать. Ни один опытный фотограф или художник не отступает от правил без причины.

Искусство (а мы ведь с вами говорим о портрете именно как об искусстве) не подразумевает шаблонность, иначе изо дня в день, из года в год мы бы с вами видели в альбомах и на просторах сети одно и то же. Прочитав эти строки ваша интуиция и видение моментально не разовьются, однако чем больше вы будете фотографировать и набивать руку, тем больше будет возникать желания экспериментировать.

В заголовке к этому разделу стоит фраза «точка съемки». Мне сначала хотелось поговорить об определенных стандартах, но, подумав, я решил, что точка съемки — это наиболее частое поле экспериментов среди фотографов.

Судите сами. «Стандартная» точка съемки крупнопланового портрета — на уровне носа; погрудного — на уровне шеи; поясного и ростового — на уровне груди. Но! Мы с вами можем фотографировать портрет и с более высоких точек, и в нужных случаях это не будет неправильным, а как часто можно видеть фотографа, снимающего модель с пола? И этот способ, между прочим, используют многие «модные» фотографы — снимая модель таким образом с помощью широкого угла можно в кадре удлинить ей ноги, что даст впечатляющий эффект.

К слову сказать, высокие точки съемки и использование широкого угла очень эффективны при съемке групповых портретов — получающиеся искажения концентрируют внимание на лицах (что нам и нужно!) и отвлекают внимание от заднего плана.

Следующий пример иллюстрирует не только неидеальную композицию, но и удачно пойманный момент. Успокаивая проказничающую дочку, папа отвернулся от камеры, а я поймал хитрый взгляд девочки и нажал кнопку затвора. Взгляд получился по центру, но, тем не менее, мы все равно получили отличный снимок — живой и интересный.

Ну а теперь, с новыми знаниями ваша очередь браться за дело!

Дополнительная литературу по теме урока

  1. Марк Клейгорн – Портретная фотография
  2. И. Варшавский – Общие советы по композиции (статья)
Загрузка…

photostocks.info

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *